Активные методы познавательной деятельности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Активные методы достижения мастерства
Для повышения активности и интенсивности в учебе известны много способов поведения, но их применение зависит от самого студента.
Основные понятия и определения Понимание (концепция) самостоятельной организации. Самостоятельно организовывать какой-то общепринятый порядок действий человек учится с малолетства. Чем раньше он получит знания, умения и навыки самостоятельной организации любого процесса в собственной жизнедеятельности, тем ему будет больше свободы как осознанной необходимости и одновременно как социально высоко адаптированной личности. Тем самым студент вполне сможет научиться и к технологической адаптации своей интеллектуальной собственности в виде патентов на изобретения мирового уровня новизны, если он с детства осознает потребность и пользу от этого вида частной собственности. Такова парадигма для мотивации молодёжи к научно-техническому творчеству. Иного здесь не дано, потому что на патентах на изобретения в мире бывший студент богател, но в нашей стране - нет. Таким образом, самостоятельно организованная деятельность себя как развивающего мастера, способного вырабатывать научные идеи и воплощать замыслы этих идей в материальные устройства и способы их функционирования – это главная целевая установка трудовой жизни любого изобретателя. Заметят, оценят, стимулируют и не дадут умереть в нищете – это уже забота общества, государства, то есть его окружения в коллективе и персонале, а также вышестоящих чиновников. Для читателя приведем некоторые термины и их определения. Изо – первая часть сложного слова (от греч. isos - равный). Вносит значение слова: равный, одинаковый по каким-либо показателям (изолиния, изомеры). Изобилие и пр. (38 терминов) [125, с.239]. Изо – (гр. isos равный, одинаковый, подобный) – первая составная часть сложных слов, обозначающее равенство или подобие (изолиния, изотопы). Изоамплитуды и пр. (63 термина) [123, с.188]. Изо - (гр. isos равный, одинаковый, подобный) – в сложных словах означает равенство или подобие по форме или назначению: в химии – одинаковый состав соединений при разном их строении, например, масляная или изомасляная кислоты. Изоамплитуды и пр. (59 терминов) [124, с.258].
Из сравнения трех словарей видно, что за период 1955 – 2004 годы, то есть за полвека, многие термины иностранного происхождения в русском языке претерпели сильнейшую редукцию (упрощение). При этом из исходного объема понятия, принятого в английском языке американской версии переводчиками по указаниям сверху, сознательно вымывались те нюансы и понятия, которые не подходили или мешали идеологии научного коммунизма или развитого социализма. Это было заметно и по группе слов, образованных из корня акт – активный. Стране нужны были «винтики», которые были бы активными только в рамках жесткой управленческой иерархии и линейной идеологии достижения коммунизма. Поэтому тонкости терминов, относящиеся к частной собственности в виде творений отдельных личностей, должны были заменяться упрощенными понятиями, причем без всяких особенностей личностных устремлений, а тем более, технических и иных противоречий и сомнений, всегда возникающих в творческой деятельности. Ведь научная проблема – это осознанное противоречие, а техническое решение в виде изобретений мировой новизны – это способ или средство для разрешения этого противоречия. Как говорится - формулировка противоречия – это решение половины проблемы. В итоге, из-за осознанной элиминация различных вариаций в науке и технике, наша страна за ХХ век почти не получала не только открытия на уровне нобелевских лауреатов. Но и пассионарная энергия (по Л.Н. Гумилеву) в целом у советско-российских народов была сознательно подавлялась правителями страны, и были открыты только те идеологические шлюзы, которые вели к формированию строителя коммунизма.
Изобрести – творчески работая, создать что-либо новое, прежде неизвестное [125, с.239]. Брести – идти медленно или с трудом в определенном направлении [125, с.55]. Изобретут, изобрёл, изобрела, изобрело, изобрели, изобретший, изобретенный, изобретён [115, с.170]. В словаре В.И. Даля [19, с.293] нет такого слова, а также неизвестны были и производные слова. Этот факт означает, что и в старину на Руси изобретатели считались чаще всего шутами, людьми не от мира сего. Таким образом, первая часть изо – (гр. isos равный, одинаковый, подобный) и вторая часть «брести» издавна в русском языке имели негативный смысл бредущих медленно в направлении непонятных новшеств. Среди населения изобрести означало больше «бред», то есть бессмысленные для других, вздорные мысли, речи и т.п.; вздор, чушь. Изобретатель – тот, кто изобрел или изобретает что-либо [125, с.239]. Изобретать - - творчески работая, создавать что-либо новое, кому-либо ранее неизвестное. Изобретают, изобретал, изобретает, изобретающий, изобретавший, изобретаемый [115, с.170]. Изобретательный – находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать. Свойственный такому человеку [125, с.239]. Изобретательный (-ая, -ое, -ые, -лен, -льна, -льно, -льны) – находчивый, способный на выдумку, изобретение (изобретательный человек, изобретательный ум) [115, с.170]. Изобретательство – деятельность изобретателя (изобретателей) [125, с.239]. Изобретение [125, с.239]. 1. Изобрести. 2. То, что изобретено; вновь созданный, прежде неизвестный предмет. Немало пройдет времени, пока население России осознает значимость и роль изобретателей в мировой конкуренции. Поэтому мало стараться войти во всемирную торговую организацию (ВТО), но, прежде всего, нужно быстрее осознавать потребности в тех людях, которые способны обеспечить технологическую адаптацию и конкуренцию в мире.
Активные методы познавательной деятельности Познавательная деятельность студента нами рассматривается с нескольких сторон по иерархии сложности обучения и деятельности:
во-первых, учебно-познавательная деятельность; во-вторых, научно-познавательная НИРС; в-третьих, научно-учебная деятельность; в четвертых, изобретательская деятельность; в пятых, учебно-изобретательская деятельность; в-шестых, научно-изобретательская деятельность. По материалу из обзорной книги [1] покажем особенности учебно-познавательной деятельности студентов. Но этот вид деятельности студентов, стоящий первым в ряду сложности образовательной деятельности, сам по себе может удовлетворить разве что только любопытство человека. Он имеет вполне конкретную мотивацию у студента: стараться как можно адекватнее отобразить информацию и известные преподавателю знания для сдачи экзамена и другой контрольной акции, в лучшем случае на оценку «отлично». По сути дела применение только учебно-познавательной деятельности приучает студента, как и школьника, к формализму, заучиванию и запоминанию учебного материала, причем только в заданном преподавателем объеме. При этом преподаватель так «успешно» выровнял материал, что там нет никаких научно-технических противоречий, а значит и нет пищи для изобретательной деятельности студента. В итоге очень низка вероятность получения патентоспособных научно-технических решений. Этот метод - натаскивание студента на учебный материал. А надо бы ровно наоборот, - натаскивать мировой океан передовой научно-технической информации на студента. Это делать должен он сам. Повторение – мать учения, вот девиз учебно-познавательной деятельности. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Это поведение бесталанного учителя или преподавателя вуза по отношению к обучаемому. Зато дисциплина на уроках идеальная и нет забот у обучающего человека. Но вместе с тем, это – начальный этап к совершенству мастерства. Поэтому метод натаскивания на информацию вполне уместен в детском саду, но уже никак не в школе, тем более не в старших классах.
В монографии [1] за основной системообразующий фактор принято групповое взаимодействие студентов. Этот фактор эффективен при изучении методов технического творчества (мозговой штурм, синектика, коллективный блокнот и др.) на практических занятиях, но при численности студентов не более 7-9 человек. При этом сами практические занятия должны проводиться в непринужденной обстановке и в комфортных условиях (чай, кофе, музыка). Лекции читать по методам технического творчества имеет мало смысла, они должны прорабатываться самостоятельно каждым студентом до практических занятий. Вообще в нашей стране студенты перегружены лекциями, а они должны быть только проблемными. Не группа, а личность. Основной причиной активизации научно-технического творчества является не групповое взаимодействие, а личностные качества. Такой подход исключает групповщину, когда неформальные лидеры (как правило, это отстающие в учебе студенты) заставляют успевающих студентов не торопиться: лучше как все. Учет личных качества сразу же создает в академической группе деловую иерархию. В итоге неформальными лидерами становятся лучшие в науке и учебе студенты. Именно с ними работает выпускающая кафедра. Государственные образовательные стандарты (ГОС) определяют уровень возможного интеллекта только в среднем (так же как в больнице по средней температуре) и, по сути, являются только минимальным порогом знаний, умений и навыков, ниже которого не должно быть у выпускника после окончания вуза России. Информационными технологиями студент должен был овладевать еще в школе, до поступления в вуз. Вообще, у наших российских дидактиков представление в теориях такое, что как бы студент начинает всё обучение и воспитание заново. Например, «Ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать управленческие решения» [1] – да просто многим это не дано, даже преподавателям и производственникам, если они не вращаются в сфере управления и не функционируют среди первых лиц, принимающих управленческие решения. То есть этот отличительный признак познания относится к так называемой российской элите, к чиновничеству. Вертикаль власти в нашей стране столетиями всегда была в диктаторском и менторском стиле управления по типу: «ты начальник, - я дурак». Поэтому вывод из [1] недостаточно доказан и мы предлагаем измененную формулировку. «Таким образом, одним из главных направлений дидактики является поиск путей, средств, методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов вузов» через стимулирование интеллектуальной собственности и морального поощрения личностных качеств каждого активного студента. Студент с младших курсов должен быть устремленным в последующем к непрерывному научно-техническому творчеству на уровне патентов мировой новизны. Он должен научиться формировать условия жизни для себя и будущей семьи на основе материализации интеллектуальной собственности, накопленной в вузе. Он должен получать и накапливать знания, умения и навыки поведения в циклах освоения личных замыслов до материального воплощения научной идеи. Причем активизация научно-технической деятельности должна опережать активизацию в учебно-познавательной деятельности по целям и задачам. Интеллектуальную продукцию студент должен доводить до патентоспособных технических решений, то есть до уровня интеллектуальной собственности мирового уровня новизны, а затем суметь материализовать эти научные идеи и технические решения до формирования частной собственности, технологически адаптируя свою продукцию к внешней рыночной среде.
В российском образовании не видна ориентация на материальные интересы будущей жизни студента, не заметна его мотивация жить и трудиться в конкурентной среде творцов науки и техники мира. Всё сказано нейтрально и в общем, неконкретно для становления личности изобретателя. Познание ради любопытствующего знания – это идеализм без учета материализма. Бытие определяет сознание – аксиома всегда. Большая группа – зверинец. Группу студентов можно представить произвольной численности и затем дойти до выводов из книги «Людской зверинец» [92]. Многие черты этого зверинца присущи и крупным студенческим группам при численности студентов более 10-12 человек. Личностные свойства в большой группе, да еще и с неформальными лидерами криминального толка, всячески подавляются, а на первый план выходят поведения этих неформальных лидеров. А ими, как правило, становятся сознательно отстающие в познавательной деятельности студенты. Но они - доминирующие физически среди других и заставляющие умных (но физически слабых) студентов представляться перед преподавателями глупыми и медлительными - неуспевающими. Это называется нивелированием по низшему уровню менталитета студенческой группы. Так и весь базис страны ныне ведет себя по отношению к надстройке. Нивелирование менталитета. Любой эксперимент на людях и животных чреват обратной реакцией, причем такой, какой должна быть по установленному регламенту (излишне немецкая аккуратность). Это было известно и в советские времена при исследовании проблем научной организации труда. Например, бригада рабочих в процессе хронометража никогда не перевыполняла план выше 10 %, то есть установленной нормы премиальных. И все члены бригады знали, что дальнейший рост производительности труда приведет только к повышению нормы сменной выработки по рекомендациям хронометражиста. Также и с социально-психологическими экспериментами в академических группах: студенты ответят так, как это надо экспериментатору или же представителям деканата и ректората. Поэтому нужен реальный процесс сотворчества преподавателя со студентом. В том числе и в чисто учебном процессе – наращивании багажа знаний через информационное обеспечение научно-технического творчества. Конечно же, нужен также и попутный мониторинг со стороны преподавателя с методическим выделением линейного графа стадий, этапов и процедур научно-технической деятельности. Всё это позволит создать дидактику изобретательства. То есть задача у студента состоит не только в том, чтобы изучить мир, его свойства и отношения между ними, но и в том, чтобы преобразовать его нынешнее состояние в гуманистическое и экологическое будущее путями технологической адаптации собственных научно-технических решений мировой новизны от замыслов до воплощения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|