Мотивация самостоятельной работы студента
В рекомендациях [111] по самостоятельной работе студентов приведен список мотивационных признаков со стороны интересов студента. Активная самостоятельная работа студента возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Считается, что самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить нижеследующие признаки. 1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима преподавателю выполняемая работа [111]. Этот признак относится к рационализации учебного процесса. Но нужны какие-то формы (грамоты, дипломы и пр.), дающие признание рационализаторского предложения студента. Тогда он смог бы подать идеи не только преподавателю, но и представить по хозяйству вуза. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу [111].
Для реализации этой хорошей дидактической идеи необходимо коренным образом изменить структуру учебного плана, подчинив концепции всех учебных дисциплин концепции НИРС как личности на выпускающей и других кафедрах. Еще раз здесь подчеркнём, что профессиональная подготовка должна быть отделена от высшего образования и передана самим производственникам или же союзу промышленников. 2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре [111]. 3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ [111]. 4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д. [111]. 5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента [111]. По Болонскому процессу нужно учитывать зачетные единицы. Но может случится, как это произошло с системой РИТМ: вся работа отдана преподавателям. А студенты даже не знают свои рейтинги. 6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать [111].
Нужна система стимулирования, а не тычки и поглаживания. 7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление [111]. Отличительный признак вообще в рекомендациях не понятен, так как и в советское время курсовые работы и проекты выполнялись по индивидуальным заданиям, но по таблице условных показателей, из которой студент выбирает по номеру своей зачетной книжки. Этот седьмой признак как раз и показывает всю ущербность советской системы высшего образования ради накачивания объема знаний. Поэтому всё нужно перевернуть наоборот: не индивидуализация заданий, а задания должны исходить из интересов и мотиваций студента, выбравшего себе тему НИРС и работающего над изобретениями. В этом случае не преподаватель какой-то учебной дисциплины диктует свои задания студентам, а каждый студент просит у преподавателя дать задание, например, по высшей математике, физике, химии или философии и пр., по своей теме НИРС, бакалаврской выпускной дипломной работы или же магистерской диссертации. Итак, сам студент должен быть дирижером в той части образовательной траектории, которая в данный период времени приходится на обучение в вузе. Преподаватель любой дисциплине, а не только специальной, должен стать только консультантом (в худшем случае) или же даже коллегой в научно-техническом творчестве (в лучшем случае). 8. Качество преподавателя. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста [111]. 9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач [111].
К девяти факторам внутренней мотивации у нас есть два замечания: а) полезность выполняемой работы должна быть не учебная, а общечеловеческая, каким является изобретение (рационализаторское предложение для предприятия, на котором с первого курса проходит технологическую адаптацию студент как будущий член персонала, или же самого технического и методологического оснащения вуза); б) тезис о том, что «преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность» - не годится. Преподаватель обязан быть профессионалом в науке и технике, творческой личностью в изобретательстве и сам должен владеть богатым багажом собственных творений, функциональным каркасом замыслов и идей, материальной тканью из внедренных патентов на изобретения. Тогда мотивация студента будет полнокровной и результативной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|