Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для углубленного осмысления




Вопросы для углубленного осмысления

1. Вспомните проступок, который вы совершили в детстве. Как бы вы реагировали сейчас, если бы ваш воспитанник совершил такое же?

2. При виде группы подростков, пугающей всех окружающих, старайтесь найти повод обратиться к группе с просьбой о помощи. Например: «Господа, я не знаю, как пройти на улицу... ». Благодарите и производите «Я-сообщение»: «Спасибо, как хорошо, что есть добрые люди... »

3. При виде человека «осложненного поведения» старайтесь внимательно рассмотреть его мимику, пластику, позу. Вы поймете, что он находится под давлением каких-то нерешенных проблем. Теперь ваше отношение к асоциальным проявлениям стало более мягким, не так ли?

4. Когда вы видите подростка осложненного поведения со спущенными на глаза волосами, закрывающими его лицо, как вы расцениваете данную общую характеристику таких детей?

5. Когда вы очень негодуете на что-то и готовы на отчаянный поступок, не очень достойного порядка, то спросите себя: «Неужели я так несчастлив, что так расстроен? » Вы заметите, что ваше состояние заметно смягчилось. Как вы это объясняете? И - не показалось ли вам, что сейчас вы обнаружили механизм дурного поведения детей «осложненного поведения»?

6. Предположим, ваш коллега сказал в вашем присутствии вашим воспитанникам, что их класс - самый плохой класс в школе. Что говорите вы в ответ? Коллеге при детях? Детям при авторе такой отрицательной характеристики?

7. Замечали ли вы, что дети осложненного поведения не смотрят в глаза Другому при общении? Как объясните эту поведенческую характеристику?

8. Во время занятий подросток просит у вас авторучку, говоря, что свою он забыл. Вы, конечно, даете ему свою ручку. Но - что происходит дальше, если он уходит с занятий, не вернув вам ручку?

9. Представьте, что по вашей просьбе к вам на беседу пришла мать ученика «осложненного поведения». Как вы начнете с ней разговор? Куда предложите сесть? Где в это время будет находиться этот ученик?

10. Удается ли вам во взаимодействии с детьми осложненного поведения «не замечать» их низкого уровня культуры? А удается ли при этом самому сохранить свойственный вам уровень культуры? Можете ли сформулировать, как такое совместить?

Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития

 

Педагогическое наблюдение среди всех хитроумных методик диагностирования воспитанности ребенка занимает неизменно первое и основное место. В работе же с детьми осложненного поведения, которое включает, как правило, в свое содержание агрессивность ребенка в адрес всех взрослых и педагогов, педагогическое наблюдение приобретает приоритет перед всей многообразной совокупностью самых изобретательных способов диагностирования процесса развития личности. Причин на это несколько:

- во-первых, педагогическое наблюдение предполагает естественные условия жизнедеятельности ребенка, а значит, естественное и непосредственное проявление ребенком своих реальных отношений к объектам окружающего мира;

- во-вторых, педагогическое наблюдение есть скрытая форма диагностирования, когда ребенок не знает о том, что как объект подвергается педагогической оценке, не испытывает острого ущемления своего достоинства из-за невольного положения объекта и «маленького», зависимого от взрослых людей;

- в-третьих, педагогическое наблюдение позволяет охватить все сферы жизненных отношений ребенка разом и в очень короткий срок без специально отведенного времени для анализа характера личностного развития;

- в-четвертых, наблюдения за непосредственной деятельностью предоставляют множество самых разных ситуаций для проявления одного и того же отношения, что исключает необходимость надуманных ситуаций, через которые мысленно должен пройти ребенок при специальном диагностировании характеристик его развития;

в-пятых, педагогическое наблюдение фиксирует динамику меняющихся отношений, в отличие от лабораторных методик, получающих статичные характеристики чрезвычайно подвижного мира развивающегося ребенка.

Основной ошибкой педагогов-практиков при работе с детьми осложненного поведения является ориентация профессионального внимания на поведение, в то время как поведение есть не что иное, как практическо-действенная форма выражения отношения. Постоянно фиксируя отклоняющееся поведение, педагог направляет усилия на исправление данного поведения, оставляя без развития и коррекции другие формы существования и проявления отношения. Эти формы проявления отношения служат показателями реального отношения — правда, при условии, что все формы подлежат педагогическому наблюдению. Отметим их:

• речевые показатели: «что сказал? как сказал? »;

• мимические показатели: «как выглядел? как смотрел? »

• пластические показатели: «как себя при этом чувствовал? »

• реактивно-поведенческие: «что делал? что сделал? »

• внешнего оформления: «каков внешний портрет? » (гигиена, эстетика, осанка, поза, пластика).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...