Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терминологического  аппарата. 1. Лингвистические понятия и терминология




                                     ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО    АППАРАТА

                       1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, недостатки, расстройства, патология) речи обязательно пред­полагают их сравнение с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности — это логически обязательная точка от­счета для определения разного рода лингвистических прояв­лений неправильной речи, ее отклонений, нарушений и т. д. Отсюда проистекает необходимость, прежде всего, свободного оперирования основными лингвистическими понятиями и тер­минами, характеризующими структуры, категории, формы, виды, стороны, компоненты, части и т. д. языка и речи.

На лингвистических понятиях о правильной речи и строит­ся лингвистическая характеристика разных ее нарушений: им-прессивной (восприятия) и экспрессивной (воспроизведения), устной и письменной; разных сторон (компонентов) речи: фонетической, лексико-грамматической, мелодико-интонационной и темпо-ритмической (просодической). Отсюда соот­ветственно вытекают представления и понятия:

v о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков, нарушение фонемами-ческого восприятия;

v о недостатках слово- и фразообразования: бедный сло­варь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, элизии, контаминации, персеверации, многочислен­ные аграмматизмы;

v о мелодико-интонационных недостатках речи, характе­ризующихся отклонениями в голосоподаче, наруше-ниями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хрип-лый, визгливый, глу­хой, сдавленный, вялый, невырази-тельный и т. п.;

v о темпо-ритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необос­нованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов и др.;

v о недостатках письменной речи: неправильное буквен­ное восприятие (в чтении) и обозначение речевых звуков (в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогла­сование и перестановки слов в предложениях, разные прояв­ления письменного аграмматизма и технически-процессуаль­ные недостатки чтения и письма.

 

Знания общих закономерностей и возрастных особеннос­тей развития детской речи позволяют судить о разных откло­нениях в темпах этого развития и формах их проявлений. В связи с этим в детской логопедии принято выделять фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недо­развитие речи (ОНР), имеющие разные подвиды и уровни. Для ФФН — это недостатки произношения разных групп звуков языка: шипящие сигматизмы и парасигматизмы (Ш, Ж, Ч, Щ); свистящие сигматизмы и парасигматизмы (С, С, 3, 3', Ц); ротацизмы и параротацизмы (Р, Р'); ламбдацизмы и пара-ламбдацизмы (Л, Л'); йотацизмы и парайотацизмы (Й); каппацизмы и паракаппацизмы (К, К', Г, Г', X, X'); недостатки звонкости и твердости согласных звуков. Для ОНР по слож­ности проявлений лексико-грамматических нарушений при­нято выделять у детей (по Р. Е. Левиной) четыре уровня об­щего речевого развития. Таким образом, для обозначения внешних проявлений ре­чевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.

Исторически сложилось так, что, начиная с древнейших вре­мен, в риторических и педагогических сочинениях (Марк Фабий Квинтилиан и др., а затем: Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Рус­со, И. Г. Песталоцци, М. В. Ломоносов, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и мн. др. ) в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения; богатство и точность используемых слов; содержательность, последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений; эмоциональ­ную выразительность, умеренную громкость, сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции, краси-вую манеру по­ведения в разговоре и выступлениях1.

В «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срез­невского (I, II, III т. — М., 1958) мы находим некоторые терми­ны-обозначения неправильной речи. Эти первые русские терми­ны-обозначения создавались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкобо- лезние, языкоболезньствие, мудьногласный, косноглаголевый,

'Селиверстов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования пра­вильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубеж­ной педагогики. В кн.: Селиверстов В. И. и др. «Речевые игры с детьми» — М., 1994. - С. 303—325.

косно­язычный (коснение — медленность); по созвучию: заякливый (от ИКЪ — икать), гугнявый, гнусливый (от ГНЪ — носовое созвучие), нёмый (от НЪМЪ — созвучие с мычанием) и т. п.

Принципы описания или созвучия с дефектом при образова­нии терминов-обозначений неправильной речи сохранился и в более позднее время. В «Толковом словаре живого великорус­ского языка» В. И. Даля (СПб., М., 1912—1913) мы находим: алалыка, лалыка, барма, ерготанье, картавленье (обозначение своеобразия и недостатков произношения соноров р, л); музюкать, пришепетывать, шепелянье, свиблость, сюсюканье (недо­статки шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (физические недостатки речевого аппарата); безгласие, беззвучие, бубнить,, блебетать, гундосый, гнусавый, нюгандать, сипота, сап, хрипота (недостатки голоса). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначается целым рядом определений: немой алабор, барабошить, безъязычие, бекать, бормотать, буркать, вякать, качкать, куим, кубякать, латышать, лопотать, микать, мямкать, неразжева и мн. др.

Характерно, что некоторые из этих терминов-определений впоследствии приобрели даже профессионально-диагностичес­кое и нозологическое значение: заикание, шепелявость, кос­ноязычие, картавость, гнусавость, немота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...