условные сокращения и аббревиатуры 1 страница
Д ДАКТИЛ- [дактило-; греч. daktylos палец] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к пальцам». ДАКТИЛО- — см. Дактил-. ДАКТИЛОГРАФИЯ [дактило- + греч. grapho пишу] — способ общения с грамотными глухими и слепоглухими людьми, заключающийся в воспроизведении букв пальцем на ладони, поверхности к. -л. предмета или в воздухе. ДАКТИЛОЛОГИЯ [дактило-. + греч. logos слово] — способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки. ДАКТИЛОМЕГАЛИЯ [дактило- + греч. megas, megalu большой] — аномалия развития: чрезмерно большие размеры пальцев рук и (или) ног. ДАКТИЛОСКОПИЯ [дактило- + греч. skopeo рассматривать] — учение о морфологии узоров ладонной поверхности и пальцев рук. ДАКТИЛОФАЗИЯ [дактило- + греч. phasis речь] — см. Дактилология. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ — недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; аномалия рефракции глаза, при которой лучи, идущие от далеких предметов, недостаточно преломляются средами глаза (роговица, водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело) и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение. ДАЛЬТОНИЗМ [J. Dalton, англ. химик и физик] — нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать красный и зеленый цвета. ДАУНА БОЛЕЗНЬ [J. Down, англ. врач] — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ БУРЯ — импульсивное двигательное возбуждение, сопровождающееся бессмысленной агрессией, паническим бегством или хаотическими действиями. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА — 1) внешний или воображаемый эталон (образец) движения, которое субъект должен воспроизвести посредством двигательных манипуляций; объектом манипуляций могут быть органы управления, отдельные предметы (инструменты), собственное тело или его органы; 2) вербализованное указание (или система указаний, инструкция) на то, что субъект должен сделать в данной ситуации посредством двигательной активности. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез). ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ — см. Эфферентные нервные волокна. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — см. Ощущения проприоцептивные. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ — степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательной задачи. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АКТ — многоуровневое образование, где каждый уровень вносит свою долю в реализацию двигательной задачи. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР — см. Анализатор двигательный. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ — система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК — освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕЧИ — см. Брока центр. ДВИЖЕНИЕ — комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом организма.
ДВИЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — целесообразное движение, контролируемое сознанием. ДВИЖЕНИЕ РЕЧИ — см. Темп речи. ДВИЖЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ — см. Движение произвольное. ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ — целенаправленные движения, осуществляемые без сознательного регулирования. ДВИЖЕНИЯ АКТИВНЫЕ — движения, обусловленные деятельностью мышц. ДВИЖЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ [греч. ballo бросать] — движения речевых органов, приводящие к сужению прохода или образованию преграды воздушной струе при произнесении согласных звуков. ДВИЖЕНИЯ ПАССИВНЫЕ — движения тела или его частей, осуществляемые за счет приложения силы извне. ДВОЕНИЕ — см. Диплопия. ДВУГЛАСНЫЙ — см. Дифтонг. ДВУГУБНЫЙ — см. Билабиальный. «ДВУЗВУЧНЫЙ» ЗВУК [р ] — звук, образованный из двух быстро идущих один за другим звуков, из которых первый — гортанный, а второй — артикулируется или переднеязычно, или велярно, причем одновременно резко сводятся челюсти. ДВУПАЛОСТЬ — см. Бидактилия. ДВУПРАВОРУКОСТЬ — см. Амбидекстрия. ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками. ДЕ- [дез-; лат. de-] — приставка, означающая: 1) прекращение, удаление, устранение, избавление от чего-либо, отделение; отрицание или изменение понятия, выраженного последующими частями слова; 2) движение вниз, понижение. ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ [де- + автоматизация] — нарушение автоматического выполнения действий. ДЕБИЛЬНОСТЬ [лат. debilis слабый, неспособный] — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение человека, отклоняв ющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. ДЕВИАЦИЯ [фр. deviation, от лат. deviare сбиваться с пути] — отклонение от нормального положения, строения. ДЕВОКАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. vocalis голосовой] — см. Оглушение. ДЕГЕНЕРАЦИЯ [лат. degenero вырождаться, перерождаться] — 1) см. Деградация; 2) см. Дистрофия. ДЕГЕНЕРАЦИЯ СЕТЧАТКИ — общее название патологических процессов в сетчатке, характеризующихся в основном ее дистрофическим перерождением.
ДЕГЕНЕРАЦИЯ СЕТЧАТКИ ПИГМЕНТНАЯ — дегенерация сетчатки, характеризующаяся концентрическим сужением поля зрения и гемералопией, а офтальмоскопически множеством пигментных скоплений в сетчатке и атрофией диска зрительного нерва. ДЕГРАДАЦИЯ [фр. degradation; де- + лат. gradus шаг, ступень, движение] — процесс упрощения, обратного развития. ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, дарований, активности и др. ). ДЕДУКЦИЯ [лат. deductio выведение] — способ производства умозаключений, отражающий направленность мысли от общего к частному. ДЕЗ -------- см. Де-. ДЕЗАГГРАВАЦИЯ [дез- + аггравация] — преуменьшение больным тяжести имеющегося болезненного состояния или сокрытие отдельных признаков заболевания. ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ [дез- + ориентация] — потеря правильной ориентировки. ДЕЙСТВИЕ — одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. ДЕЙСТВИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ — сложные двигательные акты и другие последовательные действия, протекающие без контроля сознания. ДЕЙТЕР - [греч. deuteros второй] — составная часть сложных слов, означающая «второй», «вторичный». ДЕЙТЕРАНОМАЛИЯ [дейтер- + аномалия] — форма нарушения цветового зрения, характеризующаяся слабостью восприятия зеленого цвета. ДЕЙТЕРАНОПИЯ [дейтер- + анопия] — форма нарушения цветового зрения, при которой отсутствует восприятие зеленого цвета. ДЕКЛАМАЦИЯ [лат. declamatio упражнение в ораторском произношении] — искусство выразительного чтения; использование различных средств членения речи (и соединения расчлененных частей) для наиболее полной, и адекватной передачи смыслового, экспрессивного и эмотивного содержания художественного текста. ДЕКОМПЕНСАЦИЯ [де- + компенсация] — недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. ДЕКОРТИКАЦИЯ [де- + лат. cortex, corticis кора] — удаление или функциональное выключение коры больших полушарий мозга.
ДЕКРЕШЕНДО [итал. decrescendo] — ослабление звука, постепенный переход от громкого звучания к тихому. ДЕКУРСУС МОРБИ [лат. decursus morbi] — течение болезни. ДЕЛАБИАЛИЗАЦИЯ [де- + лабиализация] — потеря огубления, изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ. ДЕЛИРИЙ [лат. delirium безумие, помешательство] — расстройство сознания с преобладанием зрительных галлюцинаций и. зрительных иллюзий; сопровождается образным бредом, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве. ДЕЛОВОЙ — стиль (язык и др. ), относящийся к той разновидности официальной речи, которая, при сжатости и отсутствии стилистических украшений, не содержит, как правило, слов и выражений, характерных для канцелярского стиля речи. ДЕМЕНЦИЯ [лат. dementia безумие] — приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения. ДЕМЕНЦИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — прогрессирующее слабоумие у детей в возрасте 3—5 лет, проявляющееся потерей приобретенных навыков, прогрессирующим оскудением речи до ее полного исчезновения при сохранении выразительности лица. ДЕМИССИЯ — см. Депрессия. ДЕМОФОБИЯ [греч. demos народ, толпа + фобия] — навязчивый страх: боязнь толпы. ДЕНАЗАЛИЗАЦИЯ — потеря носовой артикуляции, переход носового звука в ротовой. ДЕНДРИТ [греч. dendron дерево] — ветвящийся цитоплазматический отросток нервной клетки, проводящий нервные импульсы к телу клетки. ДЕНЕРВАЦИЯ [де- + (ин)нервация] — разобщение связей к. -л. органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения целости проводников, химического или физического воздействия, нарушающего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах. ДЕНТАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ [лат. dentalis зубной] — см. Зубной согласный. ДЕНТО-ЛАБИАЛЬНЫЙ СОГЛАСНЫЙ [лат. dentalis зубной + labialis губной] — см. Губно-зубной согласный. ДЕОНТОЛОГИЯ [греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение] — совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. persona личность] — психопатологическое расстройство самосознания с чувством отчуждения некоторых или всех психических процессов, осознаваемое и болезненно переживаемое самим больным. ДЕПРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ — синдром тоскливо-подавленного настроения, непосредственно связанный с психической травмой.
ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ — см. Депрессия. ДЕПРЕССИЯ [лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать] — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, изменение ритма сердечной деятельности и т. п. ). ДЕПРИВАЦИЯ [англ. deprivation лишение, утрата] — лишение или ограничение возможностей удовлетворения к. -л. потребностей организма. ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — депривация в движениях, связанная с ограничением пространства, невесомостью и т. п. ДЕПРИВАЦИЯ МАТЕРИНСКАЯ — депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей; приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам. ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ [лат. sensus чувство, ощущение] — депривация в необходимой информации, возникающая у человека в условиях изоляции или при расстройствах функции основных органов чувств. ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ [лат. socialis общественный] — депривация в связях с окружающей социальной средой, возникающая, напр., в результате ухода на пенсию, утраты близких людей или физического здоровья. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ [де- + лат. realis действительный] — нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным. ДЕРМОГРАФИЗМ [греч. derma кожа + grapho писать, изображать] — изменение окраски кожи при ее механическом штриховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое значение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы. ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ [де- + сенсибилизация] — см. Гипосенсибилизация. ДЕСНА — слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки верхней и альвеолярную часть нижней челюсти в области зубных ячеек. ДЕСТРУКТИВНЫЙ [лат. destructivus] — разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего-либо. ДЕСТРУКЦИЯ [лат. destructio разрушение] — нарушение нормальной структуры. ДЕСТРУКЦИЯ РЕЧИ — процесс распада речи. ДЕТАЛИЗИРОВАТЬ [фр. detailler] — приводить в подробностях; подробно (детально) разбирать; расчленять. ДЕТЕРМИНИЗМ [лат. determino определять] — учение о всеобъемлющей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. ДЕТЕРМИНИЗМА ПРИНЦИП — один из трех принципов изучения высшей нервной деятельности, выдвинутых И. П. Павловым; согласно ему все явления, предметы окружающей действительности, в том числе высшую нервную деятельность, психику, надо рассматривать как причинно обусловленные, имеющие свои особые закономерности. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ — см. Аномальные дети. ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ — непреднамеренная ложь как результат деятельности фантазии; обуславливается возрастными особенностями ребенка. ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно. ДЕТСКИЕ ЯСЛИ — см. Ясли. ДЕТСКИЙ ИНТЕРНАТ — см. Школа-интернат. ДЕТСКИЙ САД — учреждение для воспитания и обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет. ДЕТСКИЙ САД СПЕЦИАЛЬНЫЙ — дошкольное учреждение для аномальных детей. ДЕФЕКТ [лат. defectus недостаток] — недостаток к. -л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции. ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение. ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение. ДЕФЕКТ ПСИХИКИ [греч. psychikos относящийся к душе] — недостаточность, неполноценность к. -л. функции психической деятельности. ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. ДЕФЕКТИВНОСТЬ [лат. defectus недостаток] — наличие физических или психических недостатков. ДЕФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ — см. Аномальные дети. ДЕФЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — предложение, в котором опущено и подразумевается одно из слов, выражающих подлежащее или сказуемое. ДЕФЕКТНЫЙ [лат. defectus недостаток, изъян, недочет] — испорченный, с изъяном, неполный. ДЕФЕКТОЛОГИЯ [лат. defectus недостаток + греч. Logos учение] — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ — см. Дислалия органическая. ДЕФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия. ДЕФЕКТЫ РЕЧИ — см. Речи нарушения. ДЕФЛЁКСИЯ [де- + флексия] — 1) см. Аблаут; 2) утрата флексии. ДЕФОРМАЦИЯ [лат. deformatio изменение формы] — нарушение формы части тела или органа. ДЕЭФФЕРЕНТАЦИЯ [де- + лат. efferens, efferentis выносящий] — лишение органа или ткани возможности получать импульсы от центральной нервной системы в результате нарушения анатомической целости или проводимости иннервирующих их эфферентных нервных волокон. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ — см. Высшая нервная деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ — см. Игра. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ — 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ — один из видов деятельности; целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением и употреблением орудий труда, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ — один из видов деятельности; заключается в усвоении знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике, ДЗЕКАНЬЕ — произношение мягкой аффрикаты [д'з'] вместо мягкого [д'|, свойственное белорусскому языку и некоторым диалектам русского языка. ДИ -------- 1). [греч. dis дважды] — приставка, означающая «два, дважды, двойной»; 2) см. Диа-; 3) см, Дис-. ДИА- [греч. dia] — приставка, означающая: 1) движение сквозь, через, от начала до конца в пространстве или во времени; 2) полное завершение действия; 3) разделение, отделение; 4) промежуточное положение между чем-либо. ДИАГНОЗ [греч. diagnosis распознавание; диа- + gnosis познание, знание] — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п. ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, устанавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям. ДИАГНОСТИКА [греч. diagnostikos способный распознавать] — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. ДИАЛЕКТ [греч. dialektos] — разновидность данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте. ДИАЛЕКТ АКАЮЩИЙ — диалект, характеризующийся аканьем. ДИАЛЕКТ КЛАССОВЫЙ — диалект, объединяющий представителей данного общественного класса. ДИАЛЕКТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ — один из диалектов данного языка, являющийся основой национального литературного языка. ДИАЛЕКТ ОКАЮЩИЙ — диалект, характеризующийся оканьем. ДИАЛЕКТ ЭТНИЧЕСКИЙ [греч. ethnikos связанный с принадлежностью к к. -л. народу] — разновидность языка, свойственная определенной этнической группе. ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ — толковый словарь, в котором собраны и разъяснены специфические слова данного диалекта или особые значения, которые имеют в данном диалекте слова общенародного языка. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ [диалект + греч. logos учение] — раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов и говоров к. -л. языка. ДИАЛОГ [греч. dialogos] — одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. ДИАЛОГ ВНУТРЕННИЙ — фигура речи, состоящая в обращении к самому себе. ДИАПАЗОН [греч. dia pason через все (струны)] — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу. ДИАТЕЗ [греч. diathesis склонность к чему-либо, предрасположение] — предрасположение организма к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители. ДИАФОНИЯ [греч. diaphonia разноголосица] — см. Диссонанс 1. ДИАФРАГМА [диа- + греч. phragma перегородка] — мышца, отделяющая грудную, полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи. ДИВЕРГЕНТ [лат. divergens, divergentis расходящийся в разные стороны] — см. Аллофона. ДИВЕРГЕНЦИЯ [лат. divergere обнаруживать расхождение] — отклонение в произношении звука речи в зависимости от положения в слове. ДИВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ — расхождение зрительных осей правого и левого глаза. ДИГРЕССИЯ [лат. digressio] — отступление; отклонение. ДИДАКТИКА [греч. didaktikos поучительный] — раздел педагогики, разрабатывающий вопросы теории обучения. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в учебно-воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. ДИДАКТИЧЕСКИЙ [греч. didaktikos] — поучительный, обучающий. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — вид наглядных учебных пособий (напр., наборы карточек с рисунками, текстом или цифрами, счетный материал, модели геометрических фигур и т. д. ); Д. м. служит целям общего развития дошкольников и школьников и используется для сенсорного воспитания, для развития комбинаторных возможностей и мышления. ДИДАКТОГЕНИЯ [греч. didaktikos поучительный + genesis рождение, происхождение] — вид психогении: заболевание, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками педагога, неблагоприятно воздействовавшими на психику воспитанника или учащегося; к Д. относят также нервно-психическое расстройство, возникшее в связи с прослушанной лекцией или вслед за объяснением преподавателя, где шла речь о к. -л. заболевании, после прочтения соответствующей статьи на медицинскую тему, просмотра научно-популярного фильма и т. д. ДИЕТА [греч. diaita] — рацион и режим питания. ДИЗ -------- см. Дис-. ДИЗАДАПТАЦИЯ [диз- + адаптация] — расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды. ДИЗАКУЗИЯ [диз- + греч. akusis слух] — возникновение неприятных ощущений одновременно со слуховым восприятием звуков; к Д. иногда относят и снижение слуха. ДИЗАРТРИЯ [диз- + греч. arthroo " членораздельно произносить] - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции. ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей. ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ [греч. pseudes ложный + бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей. ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный] — см. Дизартрия подкорковая ДИЗЕРГАЗИИ [диз- + греч. ergasia работа, действие, деятельность] — нарушения поведения, обусловленные органическими поражениями головного мозга. ДИЗЕСТЕЗИЯ [диз- + греч. aisthesis чувство, ощущение] — извращение чувствительности (напр., тепло воспринимается как боль или холод). ДИЗЕСТЕЗИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — появление неприятного раздражающего оттенка у воспринимаемых слуховым анализато ром звуков; обычно сопровождается гипакузией. ДИЗЕСТЕЗИЯ СЛУХОВАЯ — см. Дизестезия акустическая. ДИЗОНТОГЕНЕЗ [диз- + онтогенез] — нарушение индивидуального развития организма. ДИЗОНТ0ГЕНЕТИЧЕСКИЙ — связанный с нарушением онтогенеза. ДИЗОСМИЯ [диз- + греч. osme обоняние] — извращенное восприятие запахов.. ДИКЦИЯ [лат. dictio произношение] — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков. ДИЛОГИЯ [ди- + грбч. logos слово, понятие] — фигура речи, состоящая в одновременном употреблении слова в двух разных смыслах в пределах одного и того же высказывания. ДИЛЯЦИЯ — см. Ассимиляция 2. ДИНАМИЧЕСКИЙ [греч. dynamikos относящийся к силе, силовой] — связанный с проявлением силы; богатый движением, действием, внутренней энергией. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП [греч. stereos твердый, прочный, объемный, пространственный + typos отпечаток, образец] — относительно устойчивая система условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке. ДИНАМИЧНОСТЬ [греч. dynamikos относящийся к силе, силовой] — 1) ход развития (напр., болезни); 2) подвижность (напр., нервных процессов). ДИПЛ- [дипло-; греч. diploos двойной] — составная часть сложных слов, означающая «двойной», «сдвоенный», «парный». ДИПЛАКУЗИЯ [дипл- + греч. akusis слух] — нарушение слухового восприятия, при котором один и тот же тон воспринимается правым и левым ухом по-разному. ДИПЛЕГИЯ [du- + греч. plege удар, поражение] — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|