условные сокращения и аббревиатуры 2 страница
ДИПЛО -------- см. Дипл-. ДИПЛОПИЯ [дипл- + греч. ops, opos глаз, зрение] — нарушение зрения, при котором рассматриваемый объект кажется удвоенным. ДИПЛОСКОП [дипло- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — прибор для исследования состояния бинокулярного зрения и лечения косоглазия. ДИПЛОФОНИЯ [дипло- + греч. phone звук, голос] — расстройство голоса, проявляющееся одновременным образованием двух тонов различной высоты при произнесении одного звука; наблюдается при неодинаковой частоте колебаний передних и задних отделов голосовых складок. ДИС- — 1) [диз-; греч. dys-] — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»; 2) [ди-; лат. dis-] — приставка, означающая разделение», «разъединение», «расчленение», «отрицание». ДИСАКУЗИЯ [дис- + греч. akusis слух]— см. Дизакузия. ДИСБАЗИЯ [due- + греч. basis ходьба, шаг] — расстройство ходьбы. ДИСГАРМОНИЯ [due- + греч. harmonia созвучие] — несозвучность, разноголосица; отсутствие соразмерности; нарушение гармонии. ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ [греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам] — недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности. ДИСГЕНЕЗИЯ [due- + греч. genesis происхождение, развитие] — см. Дисплазия. ДИСГРАММАТИЗМ [due- + греч. grammata чтение, письмо] — см. Аграмматизм. ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно). ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ - дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера. ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ — дисграфия, связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения). ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв. ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ — см. Дисграфия акустическая. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое нарушение письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо. ДИСГРАФИЯ У ВЗРОСЛЫХ — распад уже имеющегося навыка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры.
ДИСЕМИЯ [du- + греч. semasia обозначение] — наличие у слова (или у данной единицы выражения, характеризующейся формальными признаками слова) двух значений. ДИСИЛЛАБ [du- + греч. syllabe слог] — слово, состоящее из двух слогов. ДИСКАЛЬКУЛИЯ [due- + лат. calculo считать] — частичное нарушение способности производить арифметические действия. ДИСКАНТ [лат. discantus] — 1) высокий детский голос, соответствующий женскому сопрано; 2) поющий дискантом ДИСКИНЕЗИЯ [due- + греч. kinesis движение] — расстройство координированных двигательных актов. ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ [due- + англ. comfort удобства] — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т. п. ); часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. ДИСКОРИЯ [due- + греч. когё зрачок] — нарушение формы зрачка. ДИСКУССИЯ [лат. discussio исследование, разбор] — обсуждение к. -л. вопроса; спор. ДИСКУТИРОВАТЬ [лат. discutere исследовать, разбирать] — обсуждать что-либо, спорить, вести дискуссию. ДИСЛАБИАЛИЗАЦИЯ [due- + лабиализация] — см. Делабиализация. ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения. ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая. ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, единственный + morphe форма] — см. Дислалия простая. ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morphe форма] — см. Дислалия сложная.
ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп. ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка. ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + logos понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, которое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизношения. ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы. ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов. ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы. ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение. ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначающий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза). ДИСМИМИЯ [дис- + греч. mimia подражание] — расстройство мимических движений. ДИСМОРФОФОБИЯ [дис- + греч. morphe форма + фобия] — психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком или нарушением физиологических функций. ДИСПАНСЕР [фр. dispenser раздавать; избавлять, освобождать] — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для активного раннего выявления и учета больных с определенными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению условий труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и ее причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы. ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания психоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стационарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиенических и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболеваниях в данном районе, городе, области. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ — система мероприятий по здравоохранению, осуществляемая посредством диспансеров; систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья определенных групп населения в целях профилактики и лечения. ДИСПЛАЗИЯ [дис- + греч. plasis формирование, образование] — неправильное развитие органов или тканей. ДИСПРАКСИЯ [дис- + греч. praxis действие] — см. Апраксин. ДИСПРОПОРЦИЯ [дис- + лат. proportio соразмерность] — несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропорциональности. ДИССИМИЛЯЦИЯ [лат. dissimilis несходный; дис- + similis сходный, подобный] — 1) процесс распада сложных органических соединений, входящих в состав органов и тканей живого организма, на более простые; 2) замена в слове одного из двух одинаковых или сходных звуков другим (напр., «пролубь» вместо «прорубь»).
ДИССИМУЛЯЦИЯ [лат. dissimulatio сокрытие, утаивание; дис-+ simulo уподоблять] — утаивание заболевания или его отдельных симптомов с целью ввести в заблуждение относительно своего истинного физического или психического состояния. ДИССИНЕРГИЯ [due- + rpe4. synergia взаимодействие] — см. Асинергия. ДИССОНАНС [лат. dissonans разногласящий, разнозвучащий] — 1) нарушение созвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов; 2) отсутствие в чем-либо гармонии; несоответствие чьих-либо слов или поведения настроению, общепринятым мнениям, убеждениям окружающих людей. ДИССОЦИАЦИЯ [лат. dissociatio разделение, разъединение, различие] — нарушение содружества функций. ДИСТОНИЯ [дис- + греч. tonos напряжение] — патологическое изменение тонуса. ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ — см. Невроз вегетативный. ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТАЯ — сосудистая дистония, обусловленная нарушением функции вегетативной нервной системы. ДИСТРОФИЯ [дис- + греч. trophe питание] — расстройство питания тканей, органов или организма в целом. ДИСФАГИЯ [дис- + греч. phagein есть, глотать] — расстройство глотания. ДИСФАЗИЯ [дис- + греч. phasis речь] — общее название нарушений речи любого происхождения. ДИСФОНИЯ [дис- + греч. phone голос] — расстройство голо-сообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. ДИСФОРИЯ [греч. dysphoria раздражение, досада] — расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами. ДИСФУНКЦИЯ [дис- + функция] — нарушение функции системы, органа или ткани организма, выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей. ДИСХРОМАТОПСИЯ [due- + греч. chroma, chromatos цвет + opsis зрение] — нарушение цветового зрения. ДИТТОЛОГИЯ — случайное удвоение слога или слова. ДИФОНИЯ [ди- + греч. phone голос] — см. Диплофония. ДИФТОНГ [ди- + греч. phthongos голос, звук] — сочетание двух гласных — слогового и неслогового — в одном слоге. ДИФТОНГ ЛОЖНЫЙ — в русском языке сочетание гласных звуков с [j] в качестве второго элемента, которое при словоизменении распадается (напр., май — мая). ДИФТОНГ СОГЛАСНЫЙ — см. Аффриката. ДИФТОНГИЯ [ди- + греч. phthongos голос, звук] — см. Диплофония. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ [лат. differentia различие] — отличительный, различный. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизно-шения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ [лат. differentia различие] — процесс выработки различных условных реакций в ответ на сходные раздражители. ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ [лат. differentia различие] — условное торможение, которое вырабатывается при неподкреплении одного из сходных раздражителей и продолжающемся подкреплении других; Д. т. обуславливает выработку тончайших дифференцировок условного рефлекса, что необходимо для формирования высших форм психической деятельности: логического мышления, членораздельной речи и сложных трудовых умений. ДИФФУЗНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — см. Дизартрия, Дислалия. ДИФФУЗНЫЙ [лат. diffundo, dirfusum разливать, распространять] — расплывчатый, разлитой, рассеянный, распространенный. ДИХРОМАЗИЯ [ди- + греч. chroma цвет] — врожденное нарушение цветового зрения, при котором отсутствуют функции одного из трех цветоощущающих аппаратов. ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ — XI пара черепно-мозговых нервов; иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы. ДОГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД [греч. dogma бездоказательное положение, принимаемое на веру] — способ проработки учебного материала, при котором последний просто сообщается ученикам для усвоения как нечто незыблемое и неоспоримое, а школьники заучивают сказанное преподавателем и затем воспроизводят его слова по памяти или записи. ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — ранний период усвоения речи, который характеризуется отсутствием грамматических структур в речи; предложение в этот период состоит из одного или нескольких аморфных слов. ДОЛИХО- [греч. dolichos длинный] — составная часть сложных слов, означающая «длинный», «удлиненный». ДОЛЯ БОЛЬШОГО МОЗГА — крупная структурная часть полушария большого мозга, отделенная бороздами. ДОМ РЕБЁНКА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав. ДОМ РЕБЁНКА САНАТОРНЫЙ — дом ребенка для воспитания |'и лечения детей с дефектами слуха, речи, с органическими поражениями центральной нервной системы или соматически ослабленных после перенесенных тяжелых, заболеваний. ДОМИНАНТА [лат. dominans, dominantis господствующий] — временно господствующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, который тормозит другие рефлекторные реакции и вместе с тем еще более усиливается при действии любых по характеру раздражителей, так как способен к суммированию и накоплению возбуждения при притоке импульсов из других центров. ДОМИНАНТНЫЙ — господствующий, преобладающий. ДОМИНИРОВАТЬ [лат. dominari] — господствовать, преобладать. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ — максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после обычного вдоха. ДОРСАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ [лат. dorsalis спинной, тыльный] — согласные, в образовании которых участвует спинка языка. ДРОЖАНИЕ — гиперкинез, проявляющийся непроизвольными, стереотипными, ритмичными колебательными движениями всего тела или его частей. ДРОЖАЩИЕ СОГЛАСНЫЕ — сонорные согласные, при произнесении которых смычка последовательно ритмически то размыкается до свободного прохода, то опять смыкается; проходящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать. ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ СОНАНТ — см. Ротацизм увулярный. ДУШ — лечебная или гигиеническая процедура, основанная на воздействии на организм струями воды различной формы, температуры и давления. ДЦП — см. Паралич детский церебральный. ДЫХАНИЕ — 1) совокупность процессов, осуществляющихся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи-вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и удаление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений. ДЫХАНИЕ БРЮШНОЕ — дыхание, осуществляемое преимущественно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц. ДЫХАНИЕ ГРУДНОЕ — дыхание, осуществляемое преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. ДЫХАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОЕ — см. Дыхание брюшное. ДЫХАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ [греч. pathos страдание, болезнь] — общее название нарушений дыхания с изменением ритма и глубины дыхательных движений. ДЫХАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ — патологическое дыхание, характеризующееся малым дыхательным объемом. ДЫХАНИЕ ПРЕРЫВИСТОЕ — см. Дыхание саккадированное. ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. ДЫХАНИЕ САККАДИРОВАННОЕ [фр. saccade прерывистый] — патологическое дыхание, характеризующееся прерывистым вдохом, реже выдохом; возникает при поражении дыхательных мышц или болях в груди, связанных с дыханием. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА — система упражнений, направленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на дифференциацию ротового и носового дыхания и т. П. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ — полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос, полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи). ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ — см. Дыхательный объем. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЗВУК — см. Фрикативный звук. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЁМ — объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле. Е ЕВСТАХИЕВА ТРУБА [В. Eustachio, итал. врач и анатом] -костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки. ЕВСТАХИИТ [евстахиева труба + -ит] — воспаление слизистой оболочки евстахиевой трубы. ЕДИНИЦА ЗВУКОВАЯ — единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи. ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНАЯ [лат. communicatio сообщение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной «Е. к. является высказывание; см. Высказывание, Предложение. ЕДИНИЦА ЛЕКСИЧЕСКАЯ [греч. lexikos словесный, словарный] — единица, основное содержание которой имеет материальный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформления отдельного слова, свойственными данному языку; см. Слово. ЕДИНИЦА МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. morphe форма + logos учение] — см. Морфема. ЕДИНИЦА РЕЧИ — слог, слово, словосочетание, предложение как естественно и закономерно вычленяющиеся из потока речи; см. Слог. ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ [греч. rhythmikos равномерный, размеренный] — единица ритмического членения речи; см. Ритм. ЕДИНИЦА ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. phone голос, звук, речь, слово + logos учение] — см. Фонема. ЕДИНИЦА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА — графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; см. Графема. ЕДИНСТВО АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЕ [лат. articulare членораздельно выговаривать; греч. akustikos слуховой] — 1) обратная связь между произносительным усилием и слуховым контролем; 2) единица выражения, создаваемая такой связью. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — метод психологии и педагогики; Е. э. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.
Ё ЁМКОСТЬ ВДОХА — максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после нефорсированного выдоха; Ё. в. состоит из дыхательного и резервного объемов вдоха. Ж ЖАРГОН [фр. jargon] — см. Арго; в отличие от последнего, термин «жаргон» имеет пейоративное, уничижительное значение. ЖАРГОНОФАЗИЯ [фр. jargon жаргон + греч. phasis речь] — набор слов, производящий впечатление речи на каком-то непонятном языке (напр., при сенсорной афазии, шизофрении). ЖЕЛАНИЕ — особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета. ЖЕЛЕЗА — орган, продуцирующий физиологически активные вещества или концентрирующий и выводящий из организма конечные продукты диссимиляции. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ [лат. secretio отделение, выделение] — общее название органов, продуцирующих гормоны и выделяющих их непосредственно во внутреннюю среду организма. ЖЕМАНСТВО — поведение, лишенное простоты и естественности. ЖЕСТЫ — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. ЖИВОЙ ТИП — один из типов высшей нервной деятельности, характеризующийся сильными процессами возбуждения, уравновешенностью (сильными процессами торможения) и подвижностью нервных процессов; Ж. т. является физиологической основой сангвинического темперамента. ЖИЗНЕННАЯ ЁМКОСТЬ ЛЁГКИХ — объем воздуха, выходящего из дыхательных путей при максимальном выдохе, произведенном после максимального вдоха.
З ЗАБЫВАНИЕ — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. ЗАБЫВЧИВОСТЬ — недостаток памяти, заключающийся в частом проявлении процесса забывания. ЗАВОРОТ ВЕКА — аномалия положения века, при которой его край частично или на всем протяжении обращен к глазному яблоку. ЗАДАТКИ — врожденные анатомо-физиологические особенности организма (нервной системы, процессов высшей нервной деятельности и др. ), которые в ходе воспитания и обучения развиваются в способности. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. constitutio установление, организация] — задержка психического развития, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; этиология врожденно-конституциональная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [психо- + греч. -genes порождаемый, возникающий] — задержка психического развития, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [греч. soma, somatos тело + -genes порожденный] — задержка психического развития, обусловленная длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы. ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ — см. Задержка психического развития конституционального происхождения, Задержка психического развития психогенного происхождения, Задержка психического развития соматогенного происхождения, Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. ЗАДНЕНЁБНЫЙ ЗВУК — звук, образуемый поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к задней части твердого неба. ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — звук, при образовании которого активным органом является задняя часть спинки языка. ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ [лат. articulo, articulatum членораздельно произносить] — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, язычные и мягкого нёба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|