Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  условные сокращения и аббревиатуры 2 страница




ДИПЛО -------- см. Дипл-.

ДИПЛОПИЯ [дипл- + греч. ops, opos глаз, зрение] — наруше­ние зрения, при котором рассматриваемый объект кажется уд­военным.

ДИПЛОСКОП [дипло- + греч. skopeo рассматривать, исследовать] — прибор для исследования состояния бинокулярного зрения и лечения косоглазия.

ДИПЛОФОНИЯ [дипло- + греч. phone звук, голос] — расстрой­ство голоса, проявляющееся одновременным образованием двух тонов различной высоты при произнесении одного звука; на­блюдается при неодинаковой частоте колебаний передних и задних отделов голосовых складок.

ДИС- — 1) [диз-; греч. dys-] — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»; 2) [ди-; лат. dis-] — приставка, означающая разделение», «разъе­динение», «расчленение», «отрицание».

ДИСАКУЗИЯ [дис- + греч. akusis слух]— см. Дизакузия.

ДИСБАЗИЯ [due- + греч. basis ходьба, шаг] — расстройство ходьбы.

ДИСГАРМОНИЯ [due- + греч. harmonia созвучие] — несоз­вучность, разноголосица; отсутствие соразмерности; наруше­ние гармонии.

ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ [греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам] — недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности.

ДИСГЕНЕЗИЯ [due- + греч. genesis происхождение, разви­тие] — см. Дисплазия.

ДИСГРАММАТИЗМ [due- + греч. grammata чтение, письмо] — см. Аграмматизм.

ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — ча­стичное нарушение процесса письма, при котором наблюда­ются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявлять­ся на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).

ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ - дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприя­тия и произношения звуков на письме, опора на неправиль­ное проговаривание.

ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при ко­торой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв опти­ческого характера.

ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ — дисграфия, связанная с осо­бенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).

ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптичес­кая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспро­изведения изолированных букв.

ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗ­НАВАНИЯ — см. Дисграфия акустическая.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое наруше­ние письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение раз­личных форм языкового анализа и синтеза: деления предложе­ний на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предло­жения.

ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зре­нию] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зритель­ного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представ­лений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо.

ДИСГРАФИЯ У ВЗРОСЛЫХ — распад уже имеющегося навы­ка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры.

ДИСЕМИЯ [du- + греч. semasia обозначение] — наличие у слова (или у данной единицы выражения, характеризующейся формальными признаками слова) двух значений.

ДИСИЛЛАБ [du- + греч. syllabe слог] — слово, состоящее из двух слогов.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ [due- + лат. calculo считать] — частичное нарушение способности производить арифметические действия.

ДИСКАНТ [лат. discantus] — 1) высокий детский голос, соот­ветствующий женскому сопрано; 2) поющий дискантом

ДИСКИНЕЗИЯ [due- + греч. kinesis движение] — расстрой­ство координированных двигательных актов.

ДИСКОМФОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ [due- + англ. comfort удоб­ства] — состояние, характеризующееся неприятными субъектив­ными ощущениями (головная боль и т. п. ); часто сопровождает­ся неблагоприятными психофизиологическими сдвигами.

ДИСКОРИЯ [due- + греч. когё зрачок] — нарушение формы зрачка.

ДИСКУССИЯ [лат. discussio исследование, разбор] — обсуж­дение к. -л. вопроса; спор.

ДИСКУТИРОВАТЬ [лат. discutere исследовать, разбирать] — обсуждать что-либо, спорить, вести дискуссию.

ДИСЛАБИАЛИЗАЦИЯ [due- + лабиализация] — см. Делабиа­лизация.

ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения.

ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обус­ловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсор­ном звене механизма восприятия речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене произ­водства речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая.

ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, един­ственный + morphe форма] — см. Дислалия простая.

ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферичес­кого аппарата речи (органов артикуляции).

ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morp­he форма] — см. Дислалия сложная.

ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно про­износится один звук или однородные по артикуляции звуки.

ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.

ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, все­объемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или по­чти всех фонем данного языка.

ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + log­os понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, кото­рое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а так­же недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизноше­ния.

ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и цент­ральной нервной системы.

ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное наруше­ние процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошиб­ках стойкого характера.

ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловлен­ная недоразвитием грамматического строя речи.

ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, кото­рая проявляется в нарушениях при чтении слов.

ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптичес­кая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолиро­ванном узнавании и различении буквы.

ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дис­лексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зре­нию] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвое­ния и в смешениях сходных графически букв, а также их вза­имных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение.

ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначаю­щий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при тех­нически правильном чтении.

ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дис­лексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразви­ты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

ДИСМИМИЯ [дис- + греч. mimia подражание] — расстрой­ство мимических движений.                   

ДИСМОРФОФОБИЯ [дис- + греч. morphe форма + фобия] — психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или вообра­жаемым анатомическим недостатком или нарушением физио­логических функций.

ДИСПАНСЕР [фр. dispenser раздавать; избавлять, освобождать] — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для активного раннего выявления и учета больных с определенными группами болезней, систематического динамического наблюде­ния за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению условий труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и ее при­чин, разработки и осуществления мероприятий по предупрежде­нию болезней, проведения санитарно-просветительной работы.

ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профи­лактическое учреждение, предназначенное для оказания пси­хоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стацио­нарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиеничес­ких и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболева­ниях в данном районе, городе, области.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ — система мероприятий по здравоохра­нению, осуществляемая посредством диспансеров; системати­ческое врачебное наблюдение за состоянием здоровья опреде­ленных групп населения в целях профилактики и лечения.

ДИСПЛАЗИЯ [дис- + греч. plasis формирование, образова­ние] — неправильное развитие органов или тканей.

ДИСПРАКСИЯ [дис- + греч. praxis действие] — см. Апраксин.

ДИСПРОПОРЦИЯ [дис- + лат. proportio соразмерность] — несоразмерность, несоответствие частей, отсутствие пропор­циональности.

ДИССИМИЛЯЦИЯ [лат. dissimilis несходный; дис- + similis сходный, подобный] — 1) процесс распада сложных органических соединений, входящих в состав органов и тканей жи­вого организма, на более простые; 2) замена в слове одного из двух одинаковых или сходных звуков другим (напр., «пролубь» вместо «прорубь»).

ДИССИМУЛЯЦИЯ [лат. dissimulatio сокрытие, утаивание; дис-+ simulo уподоблять] — утаивание заболевания или его отдель­ных симптомов с целью ввести в заблуждение относительно сво­его истинного физического или психического состояния.

ДИССИНЕРГИЯ [due- + rpe4. synergia взаимодействие] — см. Асинергия.

ДИССОНАНС [лат. dissonans разногласящий, разнозвучащий] — 1) нарушение созвучия, одновременное звучание двух или более несозвучных тонов; 2) отсутствие в чем-либо гармо­нии; несоответствие чьих-либо слов или поведения настроению, общепринятым мнениям, убеждениям окружающих людей.

ДИССОЦИАЦИЯ [лат. dissociatio разделение, разъединение, различие] — нарушение содружества функций.

ДИСТОНИЯ [дис- + греч. tonos напряжение] — патологи­ческое изменение тонуса.

ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ — см. Невроз вегетативный.

ДИСТОНИЯ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТАЯ — сосудистая дистония, обусловленная нарушением функции вегетативной не­рвной системы.

ДИСТРОФИЯ [дис- + греч. trophe питание] — расстройство питания тканей, органов или организма в целом.

ДИСФАГИЯ [дис- + греч. phagein есть, глотать] — расстрой­ство глотания.

ДИСФАЗИЯ [дис- + греч. phasis речь] — общее название нарушений речи любого происхождения.

ДИСФОНИЯ [дис- + греч. phone голос] — расстройство голо-сообразования, при котором голос сохраняется, но становит­ся неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхожде­ния.

ДИСФОРИЯ [греч. dysphoria раздражение, досада] — рас­стройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, уг­рюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, аг­рессивностью, нередко страхами.

ДИСФУНКЦИЯ [дис- + функция] — нарушение функции сис­темы, органа или ткани организма, выражающееся неадекват­ностью реакции на действие раздражителей.

ДИСХРОМАТОПСИЯ [due- + греч. chroma, chromatos цвет + opsis зрение] — нарушение цветового зрения.

ДИТТОЛОГИЯ — случайное удвоение слога или слова.

ДИФОНИЯ [ди- + греч. phone голос] — см. Диплофония.

ДИФТОНГ [ди- + греч. phthongos голос, звук] — сочетание двух гласных — слогового и неслогового — в одном слоге.

ДИФТОНГ ЛОЖНЫЙ — в русском языке сочетание гласных звуков с [j] в качестве второго элемента, которое при сло­воизменении распадается (напр., май — мая).

ДИФТОНГ СОГЛАСНЫЙ — см. Аффриката.

ДИФТОНГИЯ [ди- + греч. phthongos голос, звук] — см. Дип­лофония.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ [лат. differentia различие] — отличи­тельный, различный.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной рабо­те по формированию правильного звукопроизно-шения, направ­ленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ [лат. differentia раз­личие] — процесс выработки различных условных реакций в ответ на сходные раздражители.

ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ [лат. differentia раз­личие] — условное торможение, которое вырабатывается при неподкреплении одного из сходных раздражителей и продол­жающемся подкреплении других; Д. т. обуславливает выра­ботку тончайших дифференцировок условного рефлекса, что необходимо для формирования высших форм психической де­ятельности: логического мышления, членораздельной речи и сложных трудовых умений.

ДИФФУЗНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ — см. Дизартрия, Дислалия.

ДИФФУЗНЫЙ [лат. diffundo, dirfusum разливать, распростра­нять] — расплывчатый, разлитой, рассеянный, распространенный.

ДИХРОМАЗИЯ [ди- + греч. chroma цвет] — врожденное на­рушение цветового зрения, при котором отсутствуют функ­ции одного из трех цветоощущающих аппаратов.

ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ — XI пара черепно-мозговых нервов; иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевид­ную мышцы.

ДОГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД [греч. dogma бездоказательное по­ложение, принимаемое на веру] — способ проработки учебно­го материала, при котором последний просто сообщается уче­никам для усвоения как нечто незыблемое и неоспоримое, а школьники заучивают сказанное преподавателем и затем вос­производят его слова по памяти или записи.

ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — ранний период усвоения речи, который характеризуется отсутствием грамматических структур в речи; предложение в этот период состоит из одного или нескольких аморфных слов.

ДОЛИХО- [греч. dolichos длинный] — составная часть слож­ных слов, означающая «длинный», «удлиненный».

ДОЛЯ БОЛЬШОГО МОЗГА — крупная структурная часть по­лушария большого мозга, отделенная бороздами.

ДОМ РЕБЁНКА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав.

ДОМ РЕБЁНКА САНАТОРНЫЙ — дом ребенка для воспитания |'и лечения детей с дефектами слуха, речи, с органическими поражениями центральной нервной системы или соматически ослабленных после перенесенных тяжелых, заболеваний.

ДОМИНАНТА [лат. dominans, dominantis господствующий] — временно господствующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, который тормозит другие рефлекторные ре­акции и вместе с тем еще более усиливается при действии лю­бых по характеру раздражителей, так как способен к суммиро­ванию и накоплению возбуждения при притоке импульсов из других центров.

ДОМИНАНТНЫЙ — господствующий, преобладающий.

ДОМИНИРОВАТЬ [лат. dominari] — господствовать, преобладать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ — максимальный объем возду­ха, который человек может вдохнуть после обычного вдоха.

ДОРСАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ [лат. dorsalis спинной, тыльный] — согласные, в образовании которых участвует спинка языка.

ДРОЖАНИЕ — гиперкинез, проявляющийся непроизвольны­ми, стереотипными, ритмичными колебательными движения­ми всего тела или его частей.

ДРОЖАЩИЕ СОГЛАСНЫЕ — сонорные согласные, при про­изнесении которых смычка последовательно ритмически то размыкается до свободного прохода, то опять смыкается; про­ходящая таким образом струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать.

ДРОЖАЩИЙ УВУЛЯРНЫЙ СОНАНТ — см. Ротацизм  увулярный.

ДУШ — лечебная или гигиеническая процедура, основанная на воздействии на организм струями воды различной фор­мы, температуры и давления.

ДЦП — см. Паралич детский церебральный.

ДЫХАНИЕ — 1) совокупность процессов, осуществляющих­ся благодаря функции различных органов и систем, обеспечи-вающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и уда­ление из организма продукта окисления — углекислого газа; 2) совокупность дыхательных движений.

ДЫХАНИЕ БРЮШНОЕ — дыхание, осуществляемое преиму­щественно за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц.

ДЫХАНИЕ ГРУДНОЕ — дыхание, осуществляемое преимуще­ственно за счет сокращения наружных и внутренних межре­берных мышц.

ДЫХАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОЕ — см. Дыхание брюшное.

ДЫХАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ [греч. pathos страдание, бо­лезнь] — общее название нарушений дыхания с изменением ритма и глубины дыхательных движений.

ДЫХАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ — патологическое дыхание, ха­рактеризующееся малым дыхательным объемом.

ДЫХАНИЕ ПРЕРЫВИСТОЕ — см. Дыхание саккадированное.

ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи, отличаю­щееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

ДЫХАНИЕ САККАДИРОВАННОЕ [фр. saccade прерывистый] — патологическое дыхание, характеризующееся прерывистым вдохом, реже выдохом; возникает при поражении дыхатель­ных мышц или болях в груди, связанных с дыханием.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА — система упражнений, направ­ленных на развитие дыхания, в том числе речевого; на диф­ференциацию ротового и носового дыхания и т. П.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ — полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам; разделяют верхние Д. п. (наружный нос, полость носа, глотка) и нижние Д. п. (гортань, трахея, бронхи).

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспе­чивающих газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ — см. Дыхательный объем.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЗВУК — см. Фрикативный звук.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЁМ — объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого при одном дыхательном цикле.

            Е

ЕВСТАХИЕВА ТРУБА [В. Eustachio, итал. врач и анатом] -костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки.

ЕВСТАХИИТ [евстахиева труба + -ит] — воспаление слизи­стой оболочки евстахиевой трубы.

ЕДИНИЦА ЗВУКОВАЯ — единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи.

ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНАЯ [лат. communicatio сообщение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной «Е. к. является высказывание; см. Выс­казывание, Предложение.

ЕДИНИЦА ЛЕКСИЧЕСКАЯ [греч. lexikos словесный, словар­ный] — единица, основное содержание которой имеет матери­альный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а вы­ражение находится в соответствии с правилами оформления от­дельного слова, свойственными данному языку; см. Слово.

ЕДИНИЦА МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. morphe форма + logos учение] — см. Морфема.

ЕДИНИЦА РЕЧИ — слог, слово, словосочетание, предложе­ние как естественно и закономерно вычленяющиеся из пото­ка речи; см. Слог.

ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ [греч. rhythmikos равномерный, раз­меренный] — единица ритмического членения речи; см. Ритм.

ЕДИНИЦА ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. phone голос, звук, речь, слово + logos учение] — см. Фонема.

ЕДИНИЦА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА — графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; см. Графема.

ЕДИНСТВО АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЕ [лат. articulare членораздельно выговаривать; греч. akustikos слуховой] — 1) об­ратная связь между произносительным усилием и слуховым контролем; 2) единица выражения, создаваемая такой связью.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — метод психологии и пе­дагогики; Е. э. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и пред­намеренности ответной реакции.

 

 

           Ё

ЁМКОСТЬ ВДОХА — максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после нефорсированного выдоха; Ё. в. состо­ит из дыхательного и резервного объемов вдоха.

          Ж

ЖАРГОН [фр. jargon] — см. Арго; в отличие от последнего, термин «жаргон» имеет пейоративное, уничижительное значение.

ЖАРГОНОФАЗИЯ [фр. jargon жаргон + греч. phasis речь] — набор слов, производящий впечатление речи на каком-то не­понятном языке (напр., при сенсорной афазии, шизофрении). ЖЕЛАНИЕ — особая форма активности человека, стремяще­гося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета.

ЖЕЛЕЗА — орган, продуцирующий физиологически актив­ные вещества или концентрирующий и выводящий из орга­низма конечные продукты диссимиляции.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ [лат. secretio отделение, выделение] — общее название органов, продуцирующих гор­моны и выделяющих их непосредственно во внутреннюю сре­ду организма.

ЖЕМАНСТВО — поведение, лишенное простоты и естествен­ности.

ЖЕСТЫ — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь.

ЖИВОЙ ТИП — один из типов высшей нервной деятельнос­ти, характеризующийся сильными процессами возбуждения, уравновешенностью (сильными процессами торможения) и подвижностью нервных процессов; Ж. т. является физиоло­гической основой сангвинического темперамента.

ЖИЗНЕННАЯ ЁМКОСТЬ ЛЁГКИХ — объем воздуха, выходяще­го из дыхательных путей при максимальном выдохе, произве­денном после максимального вдоха.

 

 

           З

ЗАБЫВАНИЕ — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, не­возможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и уз­нать то, что было известно из прошлого опыта.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ — недостаток памяти, заключающийся в частом проявлении процесса забывания.

ЗАВОРОТ ВЕКА — аномалия положения века, при которой его край частично или на всем протяжении обращен к глазно­му яблоку.

ЗАДАТКИ — врожденные анатомо-физиологические особен­ности организма (нервной системы, процессов высшей нервной деятельности и др. ), которые в ходе воспитания и обучения развиваются в способности.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отста­вание развития психики в целом или отдельных ее функций.

ЗАДЕРЖКА  ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ  КОНСТИТУЦИОНАЛЬ­НОГО  ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. constitutio установление, орга­низация] — задержка психического развития, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ран­ней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего воз­раста; этиология врожденно-конституциональная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРО­ИСХОЖДЕНИЯ [психо- + греч. -genes порождаемый, возникаю­щий] — задержка психического развития, связанная с небла­гоприятными условиями воспитания, препятствующими пра­вильному формированию личности ребенка.

ЗАДЕРЖКА   ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ  СОМАТОГЕННОГО  ПРОИСХОЖДЕНИЯ [греч. soma, somatos тело + -genes порож­денный] — задержка психического развития, обусловленная длительной соматической недостаточностью различного про­исхождения: хроническими инфекциями, аллергическими со­стояниями, врожденными и приобретенными пороками раз­вития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГА­НИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [лат. cerebrum головной мозг] — задержка психического развития, обладающая большой стойкос­тью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфе­ре (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, мед­лительность и пониженная переключаемость психических про­цессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет мес­то негрубая органическая недостаточность нервной системы.

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ — см. Задерж­ка психического развития конституционального происхождения, За­держка психического развития психогенного происхождения, Задер­жка психического развития соматогенного происхождения, Задерж­ка психического развития церебрально-органического происхождения.

ЗАДНЕНЁБНЫЙ ЗВУК — звук, образуемый поднятием зад­ней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к зад­ней части твердого неба.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — звук, при образовании которого активным органом является задняя часть спинки языка.

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ [лат. articulo, articulatum чле­нораздельно произносить] — заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, языч­ные и мягкого нёба.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...