Статистический критерий качества обучения
По критерию качества обучения полностью приведем статью [68]. Образовательная деятельность глобальна и она характерна как для процессов возникновения, строения и развития материальных объектов, так и для духовно-нравственного совершенствования всего живого на планете Земля, прежде всего для человека и в целом человечества. Обычно принято образовательную деятельность относить только к людям, а точнее к особенностям социализации человека от его рождения до смерти. Изменение духовности, нравственности, а также знаний, умений и навыков у людей рассматривают с синергетических позиций двояко: с одной стороны, обучение как воздействие общества и природы на личность конкретного человека; с другой - изучение как реакция личности на внешние условия образовательной деятельности. Таким образом, обучение и изучение являются двумя противоположно соорганизованными процессами [21, 56, 62, 68, 70, 71]. Несомненно то, что качество обучения вполне определяется деятельным состоянием личности, а качество изучения того или иного материала (вещественного или невещественного) данной личностью возможно оценивать в рамках возникновения, строения и развития тех или иных свойств социальной группы (популяционной единицы). Здесь следует отметить, что ремесленничество, которое в нашей стране снова возрождается, предполагает неразрывность образовательного процесса для материальных и духовных объектов деятельности. Ремесленник не разъединяет в своем творчестве результаты обучения на вещи и их художественные свойства. Здесь все слитно и целостно и дает синергетический эффект познания и возвышения уровня мастерства. С возникновением письменности, после достаточного для синергетического "взрыва" знаний, процесс обучения все больше раскраивается и образовательная деятельность почему-то соотносится только с духовно-нравственным и профессиональным развитием личности. При всей привлекательности такой дифференциации существует опасность скатывания процесса обучения в формальный процесс, далеко оторванный от реальных процессов изменения материального мира. Особенно это касается развития в области "техническое образование". В итоге страна отрывается от процесса технологической адаптации к мировым достижениям в науке и технике.
Именно техническое образование (в широком смысле включая материальное и духовное) является виной многовекового увеличения пропасти между тем, что есть ныне и тем, что должно быть по экологическим, духовно-нравственным и иным свойствам различных социумов (растений, животных и людей, как обособленного царства). Дело дошло до того, что процессы обучения и изучения стали упрощенно самоорганизующимися и профессионально самодостаточными. Это особенно характерно для современной России, где образовательная деятельность в материальной сфере находится в стагнации при полной смене целевых ориентиров, а образовательная деятельность в духовной сфере пытается воспринять весь мировой опыт из различных систем начального, школьного, вузовского и послевузовского образования. Отсюда следует, что необходимо обратить внимание и усилить тенденции в интеграции образовательной деятельности как ремесленничества, новаторского в едином материальном и духовном мире. В формуле "бытие определяет сознание, а сознание формирует и предопределяет бытие" необходимо особо обратить внимание на вторую часть. Это, по нашему глубокому убеждению, становится парадигмой развития России и по сути её национальной идеей. Воспитание и образование личности не может быть полнокровным только на информационном образовании: без материальных образований быстро приходит разочарование и даже отторжение от общечеловеческих истин и ценностей. Поэтому синергетический подход в переосмыслении бытия и сознания как отдельной личности (микрокосмос), так и организованных сообществ личностей (группа, бригада, коллектив, персонал и др.), становится актуальнейшей методологией в решении проблем возрождения нашего общества.
В данной статье этот синергетический подход развивается с неожиданно для многих стороны - это попытка количественного отображения (идентификации) взаимосвязанных свойств (первое положение американского эколога Барри Коммонера: Все связано со всем), характеризующих процесс образовательной деятельности некоего множества людей (конкретно сложной системы личностей в школьных классах). Дедуктивное начало - биотехнический принцип (П.М. Мазуркин, 1994) - в данной статье распространяется и на процессы образования знаний, умений и навыков старшеклассников. Как правило, статистические эксперименты не выходят за рамки классификационных исследований, а сами статистические количественные данные социологи до сих пор не могут идентифицировать устойчивыми математически выраженными законами, известными в биологии, физике и технике. Этот пробел весьма существенен и он сам по себе уже указывает на возникшую пропасть между материальным и духовным (в частности по современным информационным технологиям мультимедиа и гипермедиа) в образовательной деятельности [4, 23,29, 37, 78, 88, 90, 101]. Отношение к информации. Вначале рассмотрим некоторые примеры из статистических исследований различных авторов. В публикации [90] оценивались классификации стилей учебы по Kolb, Myers-Briggs и Soloman на базе подготовительного класса инженерной химии. Характеристики выбранных параметров и численные результаты в процентном выражении представлены в таблице 3.4. Таблица 3.4 Характеристика отношений студентов к информации, %
В частности, "активные" учащиеся предпочитают "физическое" обращение с информацией. В процессе обучения они используют фильмы и активно взаимодействуют друг с другом и с преподавателем. Люди "сенсоры" предпочитают данные, факты и демонстрации, в то время как "интуитивные" учащиеся предпочитают теории и интерпретации фактических материалов. Школьники "визуальные" концентрируют внимание на фильмах, диаграммах и схемах, "вербальные" учащиеся предпочитают разговорный или письменный стиль обучения. "Последовательные" легко осуществляют линейные связи между отдельными этапами, а "глобальные" учащиеся предпочитают иметь дело с материалом, более крупного контекста, обрисовывающим ситуацию в целом. Данные таблицы 3.4 возможно идентифицировать биотехнической функцией проф. П.М. Мазуркина. Например, по вертикали изменение процента отношения к информации описывается законом гибели. А по горизонтали введем код последовательности характеристик. В таблице 3.5 приведены результаты статистического моделирования, которые были получены по моделям: - первый уровень качества отношений учащихся к информации (1 - активный; 2 - чувственное; 3 - визуальный; 4 - последовательный) ; (3.1) - второй уровень качества отношений студентов к информации (1 - пассивный; 2 - интуитивное; 3 - словесный; 4 - глобльное) . (3.2) Таблица 3.5 Фактические и расчетные значения качества отношения к информации, %
В таблице 3.5 приведены следующие обозначения: - фактические (экспериментальные) значения качества по первому уровню; - расчетные по формуле (1) значения качества; - остатки между фактическими и расчетными значениями, причем здесь ; - относительная погрешность, причем . Аналогичным образом рассчитываются статистические показатели и для других случаев.
Адекватность статистической модели оценивается по значению максимальной относительной погрешности , которое в таблице 3.5 подчеркнуто. Доверительная вероятность модели (3.1) будет не ниже значения . Для первого уровня качества модель (3.1) имеет доверительную вероятность не ниже 100 - 0,62 = 99,38%. Таким образом, статистическая модель (3.1) имеет очень высокую для социологических и педагогических исследований адекватность. Мультимедиа классы. В статье [37] показано, что Университет Wiskonsin-Madison предоставил значительные инвестиции для разработки и внедрения системы поддержки мультимедийных учебных классов, обеспечивающих более совершенное обучение за счет использования современных информационных технологий. Из всех данных по капитальным расходам в таблице 3.6 нами приведены пять показателей. Таблица 3.6 Проектные стоимости оборудования мультимедийных классов (1997-2002гг.), тыс. $
В таблице 3.6 были учтены четыре типа мультимедийных классов в зависимости от емкости (150-600, 75-150, 20-75 сидячих мест) и уровня оснащенности аудио-видеотехникой. Эксплуатационные расходы идентифицируются формулой , (3.3) а периодические расходы выражением, включающим в себя третьим составляющим вейвлет-сигнал проф. П.М. Мазуркина, то есть
. (3.4) В таблице 3.7 приведены результаты расчетов по обеим моделям. Таблица 3.7 Фактические и расчетные проектные стоимости мультимедийных классов, тыс. $
Из данных таблицы 3.7 видно, что очень высокую доверительную вероятность имеет статистическая модель (3.4). Модель (3.3) также достаточно точна для социологических исследований, например в прогнозировании затрать на мультимедийные классы. Динамика успеваемости. В теории и практике педагогической науки важное значение приобретает экспериментальное изучение динамики успеваемости учащихся при освоении ими знаний, умений и навыков по какой-либо учебной дисциплине. При этом изменение успеваемости учащихся возможно проследить в двух направлениях: во-первых, в течение всего срока обучения выявление закономерностей изменения хороших и отличных оценок по четвертям (одного учебного года или по всему сроку обучения, например по физике за два года по восьми четвертям); во-вторых, по потокам учащихся выявление закономерностей изменения качества обучения по многолетним данным учета успеваемости.
С целью анализа результативности использования мультимедиа технологии учащиеся 10а и 11а классов школы 18 г. Йошкар-Ола были поставлены в различные условия [21, 56, 62]. Одна из групп этих классов - экспериментальная - дополнительно занималась под руководством Ю.Н. Егоровой на факультативных занятиях по учебному предмету "Мультимедиа-Гипермедиа". Школьников экспериментальной группы (примерно половина класса 10а, а затем и 11а) знакомили с основными понятиями компонентов мультимедиа (текст, графика, анимация, звук, видео), с типами мультимедиа продуктов и с их структурами, а также с авторскими средствами разработки новых информационных технологий. А другая группа из этих же классов двухгодичного обучения с отобранными с помощью тестов школьниками - контрольная - не присутствовала на факультативных занятиях. Исследование качества обучения проводилось с 1994 по 1999 годы по двухлетним потокам (классы 10а и 11а) в течение 5 лет с двойным отбором испытуемых: во-первых, сам класс формировался из школьников 9-х классов по результатам тестирования знаний; во-вторых, из этого класса добровольно формировалась экспериментальная подгруппа, для которой факультативно проводились занятия по новым информационным технологиям в соответствии с дисциплиной "Мультимедиа-Гипермедиа". По доле отличных оценок получена модель (табл. 3.8) . (3.5) По отдельным годам обучения получили зависимости (табл. 3.9): ; (3.6) . (3.7) В формуле (3.7) первый коэффициент больше 100 %, то есть наблюдается избыток знаний, так как, по-видимому, для выпускников уже недостаточно объема высококачественного учебного материала. Таблица 3.8 Изменение процента учащихся, получивших оценку "отлично" по четвертям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|