Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные процессы в природе и обществе




Методы научного и технического творчества

 

До сих пор методы научных исследований и поиска технических решений рассматривались обособленно. В данном пособии они едины.

 

Эволюция науки и техники

Появление изобретений. Почти до конца XIX века основная масса изобретений была получена на эмпирической технологической адаптации к имеющейся среде промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства. Но времена Эдисона давно прошли и метод проб и ошибок ныне не допустим из-за высоких затрат и даже физической недопустимости по многим экологическим и этическим причинам. Поэтому математика стала применяться в экспериментах науки и техники.

За два века математика сама пережила несколько серьезных кризисов. Попытки сделать универсальную таблицу типа «задачи - математические методы» в конце третьей четверти ХХ века получили полный провал. В итоге представители многих наук, например биологии, даже возненавидели прикладную математику, в особенности математическую статистику, которая так и не смогла преодолеть «проклятие линейности». А теория аппроксимации усложнилась, в памяти компьютеров ныне находятся тысячи и тысячи уравнений полиномиального типа, но не имеющие физико-биологического или иного содержания.

Для применения математики в изобретательстве нам пришлось разработать новую концепцию, методологию и теорию математической идентификации биотехнических закономерностей на основе применения устойчивых законов распределения [45, 46, 56, 57, 62, 68, 70, 71, 73, 77].

Математическая идентификация оказалась применима ко всем известным наукам – экономике, биологии и экологии, геоэкологии, этнографии, социологии, психологии, физиологии, технологическим и техническим наукам и др. Это позволило реализовать принцип исследования «от инженера к математике». Иначе говоря, вначале нужна эвристика, а затем только следует выполнять количественные измерения и математическую обработку результатов этих измерений и испытаний биотехническими закономерностями. Затем, на основе изучения выявленных закономерностей искать научные идеи и их технические решения.

Эвристика и математика. Эвристика всегда была в методах поиска технических решений. Затем произошла формализация тех этапов и процедур, где возможности математики реальны. Около 20 лет назад возникла идея совмещения методологий статистического моделирования и технического творчества для поиска технических решений.

В истории математики методы изобретательства были в классическом математическом анализе (Пойа, Адамар и др.). Тогда встает вполне закономерный замысел: если математика претендует на роль царицы наук, то можно на таблицах результатов измерений выявлять биотехнические закономерности высокой адекватности. А в ходе их идентификации и при последующем всестороннем математическом анализе получать апостериорную информацию, способную возбуждать у исследователя-изобретателя новые ассоциации мыслей, а из них вычленять идеи.

 

Функция и функционирование

Понятие «функция» в технических решениях. Известно более 40 формулировок этого термина [44]. Приведем только некоторые из них.

Функция – (от лат. functio). 1. Значение, назначение чего-либо (функция кредита, выполнят функцию администратора). Направление деятельности в соответствии с назначением какой-либо организации, учреждения. задача, обязанность должностного лица и т.п. (функция кооперации, возложить на комитет функции контроля) 2. Биол. Работа, производимая органом, организмом как проявление его жизнедеятельности (функция надпочечников, восстановление нарушенных функций организма). 3. Матем. Зависимость одних переменных величин о других. Переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (аргумента). Тригонометрические функции. 4. Явление, зависящее от другого и служащее формой его проявления, осуществления (литература признается одной из функций общественного бытия) [125, с.899].

Из словарей иностранных слов находим следующее. Функция – (от лат. function - исполнение). 1. Обязанность, круг деятельности; назначение, роль [123, с.556]. Функция – (от лат. function – отправление, деятельность). 1. Деятельность, обязанность, работа; назначение; [124, с.755].

Таким образом, технической функцией становится назначение (в прошлом, настоящем) и предназначение (в будущем для проектируемых и изготовляемых технических и/или биотехнических объектов).

Функциональный – 1. Функция. 2. Основанный на вычленении разнообразных функций (функциональное разделение труда). 3. Служащий определенной цели, назначению (функциональная структура управления). Имеющий практическое применение; утилитарный, прикладной (функциональное назначение прибора). 4. Биол. Связанный с проявлением жизнедеятельности организма, с отправлением каким-либо его органом своих функций (функциональные жидкости). Функциональность. Функционально [125, с.899].

Функционировать – выполнять свои функции, быть в действии, в работать (клуб начнет функционировать завтра, кишечник не функционирует). Шутл. Быть деятельным, активным, продуктивно работать. Функционирование [125, с.899]. Функционировать – действовать, быть в действии, работать; исполнять обязанности [124, с.755].

Эти термины являются базовыми как для методов научного исследования, так и методов технического творчества.

 

Образовательные процессы в природе и обществе

Вначале следует понять процессы образования мира и человека. Затем перейти к рассмотрению вопросов воспитания и обучения подрастающего человека в начальном периоде его жизненного цикла.

И только после этого правомерны результаты анализа новообразований в виде конкретных творений человеческих, в том числе информационно зафиксированных мыслей и идей, на основе которых и появляются конкретные материальные вещи в виде коррелятивных вариаций организованного вещества, энергии и сигналов. Причем любые материальные вещи являются продолжениями органов и конечностей человека.

Проблемы образования. За тысячелетия процессы образования были измельчены на отдельные акты деятельности самими же людьми. Причем это дробление образования личности по отдельным образовательным для ума процессам происходило для удобного соизмерения бытия. От рождения до смерти, точнее от момента совершеннолетия до возраста неработоспособности, каждый человек в отдельности сопоставляет свои творческие возможности с удовлетворением первичных потребностей и материального благополучия себя и близких людей.

Такое сопоставление присуще каждому человеку как личности.

Всё это происходило сообразно возрастающей продолжительности физической жизни (в первобытное время женщины жили в среднем 28 лет, а мужчины 32 года, а в средние века чуть больше). Постепенно (это видно при сравнении существующих ныне первобытных племен и передовых по уровню жизни народов) духовное всегда отставало от целей материального обеспечения бытия.

Измельчение и разделение процессов образования привело к тому, что внимание людей ныне останавливается в основном на процессах образования знаний, умений и навыков у молодого поколения. Причем ныне знания понимаются как совокупности сведений, а организованные знания образуют отрасли науки. Умения и навыки стали упрощенно пониматься только как результат натренированности при выполнении учебных заданий в школе и даже в вузах. Произошла редукция (упрощение) процессов образования ума в отрыве от процессов научно-технического творчества.

Причем учебная деятельность для будущей технической деятельности (по преобразованию природы и использованию природных ресурсов) у подрастающих поколений опирается всё сильнее на антропные принципы, во многом оторванные от многих природных закономерностей. В современных образовательных процессах проявляется сильный антропоцентризм, реализуемый через материалистическое понимание природы в воспитании и обучении технократической молодежи.

Учебная деятельность по образованию знаний, умений и навыков у студента, вне зависимости от узкой профессии или широкой философии, стала репродукцией ума и стандартизованной технологией умственной деятельности. Технология образования ума зациклилась на материальном мире и удовлетворении потребностей покорением природы.

До перестройки в России для всех студентов и учащихся была установлена общая доктрина репродукции знаний, умений и навыков. Поэтому обязанность преподавателей также была однозначной - как можно больше и точнее помещать в мозги студентов стандартизованные знания, умения и навыки по единому набору учебных дисциплин.

О самостоятельной деятельности учащегося, а тем более, о его мобильности, речи вообще не было, поэтому большинство первокурсников и ныне убеждены в том, что не они должны учиться, а преподаватели должны давать им всё: знания, навыки и умения.

За рубежом у студентов больше прав и свобод, самостоятельности и мобильности в научно-учебной деятельности. Однако, если внимательно присмотреться, и здесь наблюдается упрощенчество, измельчение знаний, умений и навыков для масс людей при одновременном существовании элитарного образования ума для избранных.

Российские богатеи быстро это поняли, направляя своих чад для обучения за рубеж России. Но ныне они все в большем числе набирают воспитателей и учителей на дом. Они считают, что так можно приучить ребенка к бизнесу, а для этого нужно знать Россию, только живя в ней.

Современные технологии образования ума привели к эволюционному совершенствованию людьми одного лишь разума и видов рациональной деятельности, прежде всего производственных процессов.

Рост и развитие человечества. В итоге человечество, равно и отдельные люди и их сообщества, не развиваются качественно, а растут в основном количественно по численности населения Земли. При значительном кризисе духовности происходит также и снижение численности населения, как это характерно для России. Многие прошлые цивилизации погибали, прежде всего, из-за потери духовности. Ныне духовный рост людей значительно отстает от роста их материального благополучия. Но нарастающая персонализация деятельности людей затронула не только информационные технологии, но и расширение терроризма.

Количественно уже с ХIХ века превышены многие пределы роста самого человечества, причем по многим показателям [51]. Не соответствует осознанным биотехническим закономерностям уровень жизни и в России [63]. Такая тенденция некачественного развития и безудержного количественного роста была издревле сориентирована только на удовлетворение потребностей людских, без учета не меньших по значимости потребностей самой природы (прежде всего животных и растений).

В духовной области произошла не эволюция, а инволюция, то есть скатывание от сложных природных начал невидимого мира к простым первичным потребностям в пище, тепле (жилье) и защите.

Рост тела человека, его конечностей и всяких технических продолжений у людей происходило и происходит, особенно в ХХ веке и начале XXI века, с быстрым ускорением (количественный рост), но с явно заметным замедлением качественного развития. Новые материальные приобретения не дают духовного развития, а всё более закабаляют дух и душу человека, превращая его в «винтик» технической цивилизации.

Природа. Изначальный мир ПриРоды ныне превратился в окружающую природную и техногенную среду для вооруженного «до зубов» современного человека. По сути, он сам в некотором смысле стал киборгом и роботом в мире вещей. Причем эта ПриРода превратилась многими преобразованиями человека в современную техногенную природу, все заметнее теряющую жизненную сущность.

Всё меньше проявляются самобытность и способность самовосстановления природы из-за нарушений человеком естественных закономерностей роста и развития природных объектов, растений и животных.

Тенденции современного образования. И в таких условиях люди все еще уповают на собственный разум, на силу науки и технические способности. Цивилизованные люди надеются на научно-технический прогресс и в сфере образования личности, точнее - образования ума у молодого человека.

Бог создал человека и промыслил ему земные и космические деяния по гармоничному соединению духовного и материального. Именно в этом состоит предназначение человека и проявление его сути на Земле.

Рост знаний, умений и навыков в исторически сложившихся материальных и духовных сферах деятельности порождает только количественный рост, а не качественное развитие личности, и уж тем более не подвигает на божественное преображение.

Причем ум, как бы он изощренно ни улучшался самыми совершенными информационными средствами, являясь только одним из свойств духа, души и тела человеческого, не является и не может стать в будущем спасителем от предстоящих бед и потрясений. Ум и разум принципиально не могут выйти за пределы установленных эволюцией законов нравственности, принципов и традиций жизнедеятельности племен, этносов, народов и других сообществ людей.

Кроме этого, ум является только свойством отдельной личности, а не сообщества людей как цельности. Коллективного ума, о чем много и долго писали и учили в нашей стране, физически не существует как некоторого материального свойства. Людские организации, как некоторые временные целостности, обладают только способностями к стимулированию ума отдельной личности, а также к хранению, передаче и ускорению преобразования результатов умственной деятельности у одной личности или нескольких творчески объединенных личностей.

Смысл обучения. Воспроизводство образованных по уму людей, причем простое количественное воспроизводство без качественного преображения духа и души человеческого, не дает перспектив бытию человека, людей и всего человечества.

Раздельное совершенствование научных и учебных «дисциплин ума», без учета потребностей развития духа и души, заходит в тупик качественного развития человека. Даже мало верующие люди способны отличать добро и зло в упражнениях ума, прежде всего собственного ума, а глубоко верующие создают праведную жизнь себе и помогают этим другим в воспитании их нравственности.

В начале XXI века настоятельно необходимо целостное понимание образовательных процессов - как происхождения, так и последующих эволюционных и революционных преобразований.

Следует возвратиться к исходным духовным истокам. Соединение веры и знания – вот основа для создания единой концепции современного естествознания.

 

5.4. Цельность теории и эксперимента

По мнению А.Л. Чижевского [136, с.19], влияние солнца на живые организмы при современном состоянии знания (к 1920г., П.М.) еще не может быть выражено одною универсальною формулою.

Эволюция науки началась с древнейших времен с двузначной классификации. Ветхий завет указывает, что вначале была тьма, а затем появился свет. Восточная мудрость учит, что во всём в природе управляется силами мужского и женского начала. Добро и зло, как пара понятий, присутствует во всех мировых религиях. Рай и Ад описываются художниками очень красочно и выразительно. Земля и Небо присутствуют в язычестве многих народов.

Затем количество значений классификаций возросло. Аристотель полагал, что всё в природе состоит из земли, воды и огня и их сочетаний. Затем появился воздух и флогистон ….

Но с появления понятия «атом» наука пошла в основном по пути механистического понимания природы. Механистическое толкование закономерностей природы значительно усилилось после появления трех законов Ньютона. Чтобы его ныне преодолеть и перейти на биотехническое мышление, надо кратко напомнить о них читателю.

Первый закон Ньютона гласит следующее: в отсутствие внешней силы объект остается в покое или движении с постоянной скоростью.

Второй закон кратко формулируется так: ускорение обратно пропорционально массе объекта.

Третий закон Ньютона – действие равно противодействию.

Закон всемирного тяготения Ньютона: любые тела притягивают друг друга с силой, равной произведению их масс, деленному на квадрат расстояния между ними и умноженному на гравитационную постоянную, общую для любого уголка Вселенной.

Для механического движения все эти законы вполне соблюдаются. Они соблюдаются для всех тел, которые не имеют жизни. Жизнь меняет своим поведением мертвую (косную, по В.И. Вернадскому) природу.

Если по второму закону термодинамики энергия рассеивается, то есть имеет положительную энтропию, то биологические существа, наоборот, имеют отрицательную энтропию, концентрируя и используя внешнюю энергию. Например, растущее дерево борется с силой тяжести, поднимает на высоту до 100 и более метров воду, наращивает свое тело и биомассу [5, 66].

Только тогда, когда из тела уходят дух и душа, оно превращается в механический объект, подчиняющийся второму закону термодинамики.

Действительно для живого существует свойство biotechne, то есть в природе имеется везде мастерство жизни. Этому мастерству всё живое учится, адаптируясь к изменяющимся внешним условиям в пределах возможностей. Результаты эволюции приводят к скачкообразному изменению видового разнообразия (переход на более высокие вещественно-энергетические уровни). Это означает, что биосфера Земли может существовать и без человека, а вот человек без биосферы не будет жить.

Для живого действие может по численному значению как превышать, так и быть меньше силы противодействия. Вместе с тем имеются пределы, которые не должны быть превзойдены.

Из предыдущих рассуждений становится понятным следствие: теория и эксперимент не могут существовать друг без друга. Налицо цельность двух процессов: теоретического и экспериментального исследования. Эмпирическое исследование как раз и отличается отсутствием одного из указанных процессов, то есть эмпиризм может проявляться как у экспериментаторов, так и у теоретиков.

Таким образом, эмпирика – это циклы типа «теория - эксперимент».

Цельность теории и эксперимента определяется со временем на практике. Здесь мы разделяем понятие практики от эксперимента, так как не всякий эксперимент может оказаться практичным мероприятием.

Принцип цельности теоретического и экспериментального исследования хорошо соблюдается в механике и последующих от неё технических науках. Однако всё сложнее и труднее этот принцип применять в не механистических науках, в особенности в экологии, экономике, истории, социологии и других.

Наиболее четко мысль о цельности теории и эксперимента изложил всемирно известный американский экономист В. Леонтьев [67]. Он не мыслит практики без теории и научно обоснованной методологии. Идею органического сочетания теории и эксперимента автор настойчиво проводит на протяжении всей своей научной деятельности. В одной из своих последних статей В. Леонтьев пишет, что оптимальное сочетание теоретического анализа и фактических наблюдений всегда играло ключевую роль в развитии прикладных наук [41, с.7].

Вот что говорит В. Леонтьев о научном подходе в экономике [41, с.271]: «Для того, чтобы углубить фундамент нашей аналитической системы, необходимо без колебаний выйти за пределы экономических явлений, которыми мы ограничивались до сих пор. Задача более фундаментального понимания процессов производства неизбежно приводит в область инженерных наук».

Биотехническое рассмотрение любых явлений и процессов, в том числе и экономических, конечно же, относится к выходу за пределы собственно экономической науки.

Куда выйти за пределы экономических явлений ясно также из слов Д.И. Менделеева [80, с.81]: «всякая промышленно-техническая деятельность берет свое начало от людей, с их образом мышления, определяемым запасом знания, от капитала или скопленного запаса труда и от природных запасов или естественных условий страны».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...