Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод функциональных структур преобразования




Процесс научно-технического творчества декомпозируется (предметно-функциональный анализ) и изменяется (функционально-предметный синтез) так же, как процессы поведения технических процессов по запатентованным способам, устройствам и веществам.

Чтобы объяснить структурно-функциональный анализ самой технической функции, необходимо принять примеры из простых и общеизвестных видов деятельности.

Вначале нужно принять способ изображения обобщенной функциональной структуры (ОФС), как это показано на рисунке 5.2.

Любая техническая функция выполняется человеком или персоналом с использованием технического объекта (инструмента, орудия, машины, комплекса или комплекта машин и оборудования и пр.) или же без него (танец, пение, бег, ходьба и пр.).

Рис. 5.2. Потоковое представление факторов производственной системы (обозначения в тексте)

Материальные потоки обозначаются двойными стрелками типа , а информационные потоки – одинарными типа . Тогда любой трудовой процесс может включать следующие потоки преобразования по их участникам: - исходные предметы труда (прямое действие человека своими конечностями) или обработки (без прямого вмешательства человека); - конечное состояние предметов труда или обработки в виде обогащенного сырья, обработанных материалов, полуфабрикатов, сборочных единиц, машин и оборудования, зданий и сооружений и пр.

Конечной целью любого процесса преобразования является качество и количество (факт) для прямого или косвенного потребления.

Этот процесс преобразования (акт) выполняется при наличии следующих потоков потребления (факторов): - потоки труда (живой труд в виде трудовой энергии персонала и прошлый труд в виде дискретных потоков технического объекта, например, технологического оснащения некоего процесса производства, поэтому , где - машины и оборудование для персонала); - вещественно-материальные потоки в виде экипировок персонала, включая одежду, здания и сооружения, а также запасных частей и узлов к оснащению производства и пр., - энергетические потоки в виде пищи для персонала и корма для работающих животных, топлива и горюче-смазочных материалов для технологического оснащения, электроэнергии, тепла и пр. - потоки информации, внешние (сведения) и внутренние, причем внутренняя информация для данной системы по схеме на рисунке 4.1 физически понимается как мера взаимодействия между всеми участниками динамических преобразований в общем акте.

В ходе преобразований потока типа происходят дополнительные потоки потерь в виде отходов, брака изделий, видов загрязнения и других видов нежелательной продукции. Поэтому фактический баланс количества вещественно-энергетических потоков определяется векторным соотношением типа . Из-за ужесточения экологических требований на первое место во многих отраслях деятельности встают нежелательные потоки преобразований типа , а на втором месте оказываются желательные потоки преобразований типа , причем, очевидно из закона сохранения энергии и вещества, что .

По философской теории Уемова на рисунке 5.2 насчитывается семь свойств (факторов) в виде количественно выражаемых параметров (параметр – это показатель, характеризующий систему). Парных (бинарных) отношений между ними будет , а монарных отношений, когда каждый фактор влияет только на самого себя, - семь. Общее количество отношений между свойствами ОФС будет 49 или, в общем случае, с появлением иных факторов, сочетаний, где - количество учитываемых в системе свойств. При учете большего числа факторов в отношениях (тернарные, квартетные, квинтетные, секстетные и др.) общее количество отношений будет возрастать. Но, пока не существует математического способа анализа отношений с членами больше бинара.

Может быть, в будущем будет возможным исчисление мастерства человека по этим же указанным вышеприведенным критериям. Изучение соотношений между свойствами изучаемой вещи называется факторным анализом, а изучение вещи по иерархическим уровням подробностей – фрактальным анализом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...