Метод потокового представления преобразований
Потоковые структуры. Потоковое представление преобразований любой веши с набором конкретных свойств, а по мере роста уровня фрактальности, возрастает и численность учитываемых факторов. На рисунке 5.3 приведены примеры потокового изображения вещи (двойные стрелки) и главной функции (действия) этой вещи. Переход от структуры (конструкции) токарного станка или ЭВМ иерархически и поэлементно к техническим функциям есть структурно-функциональный анализ (поток информации 1).
Если происходит материализация идей из заранее разработанных функциональных структур, защищенных патентами на изобретения, то такой процесс называется функционально-структурным синтезом (поток информации 2). При этом специалисту (конструктору или технологу) в схемах на рисунке 5.3 материальный носитель в нижней части под функцией можно и не показывать. Биотехнические функции. Образовательные процессы всеобщи, и рассматриваются от теории Большого взрыва до образования человечества с его «одеждой» и техническим оснащением. Последние появились благодаря научно-техническим достижениям людей и многовековой технологической непрерывной адаптации циклически появляющихся новшеств к прошлой культуре народов и государств. Но человечество – только одна из ветвей образовательных процессов. Аналогично можно проследить динамику в других царствах природы. Тогда мастерство жизни проявляется в динамике не только у людей. Такие процессы назовем биотехническими функциями живого вещества (по В.И. Вернадскому) по отношению к косному. Главная геологическая сила - человечество, возмущающее всё живое и косное на планете.
Рассмотрим биотехнические функции из природопользования. Техническим процессом, то есть мастерством каких-то преобразований типа Конечно же, человек в этом преуспел настолько, что технически далеко оторвался от жизни братьев своих меньших и тем более всех видов высших растений. Без зазрения совести он присвоил всё и вся как свою беспрекословную и мертвую собственность. Реакция природной среды стала ощутимой и в итоге людям так или иначе придется считаться, что невозможна жизнь на Земле без следования принципу коэволюции (сосуществования) биологических видов.
Примером биотехнической функции является способ рубки деревьев (рис. 5.4). В первом случае (рис. 5.4а) лес рассматривается как целостная биоэкосистема на некоторой территории (элементарным участком леса является выдел). Тогда любой способ рубки деревьев вызывает потери Во втором случае этот же участк леса рассматривается только как источник древесины (кругляка) или в лучшем случае как древесное сырье (кругляк + щепа + хвоя + …). При этом лесная среда полностью уничтожается, а затем люди думают о посеве или посадке новых деревьев. В итоге биотехническая функция по рис. 5.4а превращается в чисто техническую функцию на рис. 5.4б.
Это и есть коренное противоречие современного лесопользования. Два сильно разнородных процесса раздирают друг друга так, что на Земле не останется эксплуатационных лесов. Единственной альтернативой будет замена древесины другими материалами, что должно привести к полной отмене способов сплошной рубки деревьев. Методологически отметим, что структурно-функциональный анализ можно проводить только с теми процессами и явлениями, которые хорошо известны и понятны исследователю (нужно учить). Незнакомые процессы придется вначале рассмотреть по свойствам, понять и только затем приступить к анализу биотехнических и/или иных функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|