Метод потокового представления преобразований
Потоковые структуры. Потоковое представление преобразований любой веши с набором конкретных свойств, а по мере роста уровня фрактальности, возрастает и численность учитываемых факторов. На рисунке 5.3 приведены примеры потокового изображения вещи (двойные стрелки) и главной функции (действия) этой вещи. Переход от структуры (конструкции) токарного станка или ЭВМ иерархически и поэлементно к техническим функциям есть структурно-функциональный анализ (поток информации 1).
Если происходит материализация идей из заранее разработанных функциональных структур, защищенных патентами на изобретения, то такой процесс называется функционально-структурным синтезом (поток информации 2). При этом специалисту (конструктору или технологу) в схемах на рисунке 5.3 материальный носитель в нижней части под функцией можно и не показывать. Биотехнические функции. Образовательные процессы всеобщи, и рассматриваются от теории Большого взрыва до образования человечества с его «одеждой» и техническим оснащением. Последние появились благодаря научно-техническим достижениям людей и многовековой технологической непрерывной адаптации циклически появляющихся новшеств к прошлой культуре народов и государств. Но человечество – только одна из ветвей образовательных процессов. Аналогично можно проследить динамику в других царствах природы. Тогда мастерство жизни проявляется в динамике не только у людей. Такие процессы назовем биотехническими функциями живого вещества (по В.И. Вернадскому) по отношению к косному. Главная геологическая сила - человечество, возмущающее всё живое и косное на планете.
Рассмотрим биотехнические функции из природопользования. Техническим процессом, то есть мастерством каких-то преобразований типа , владеют многие животные и даже растения. Причем все они в своей жизнедеятельности в той или иной степени обустраивают и тем самым изменяют среду своего обитания. Конечно же, человек в этом преуспел настолько, что технически далеко оторвался от жизни братьев своих меньших и тем более всех видов высших растений. Без зазрения совести он присвоил всё и вся как свою беспрекословную и мертвую собственность. Реакция природной среды стала ощутимой и в итоге людям так или иначе придется считаться, что невозможна жизнь на Земле без следования принципу коэволюции (сосуществования) биологических видов.
Примером биотехнической функции является способ рубки деревьев (рис. 5.4). В первом случае (рис. 5.4а) лес рассматривается как целостная биоэкосистема на некоторой территории (элементарным участком леса является выдел). Тогда любой способ рубки деревьев вызывает потери в виде видов лесной продукции, включая и древесину из стволов. Однако в мире существует более 30 способов прижизненного пользования лесом, причем без уничтожения деревьев. Во втором случае этот же участк леса рассматривается только как источник древесины (кругляка) или в лучшем случае как древесное сырье (кругляк + щепа + хвоя + …). При этом лесная среда полностью уничтожается, а затем люди думают о посеве или посадке новых деревьев. В итоге биотехническая функция по рис. 5.4а превращается в чисто техническую функцию на рис. 5.4б.
Это и есть коренное противоречие современного лесопользования. Два сильно разнородных процесса раздирают друг друга так, что на Земле не останется эксплуатационных лесов. Единственной альтернативой будет замена древесины другими материалами, что должно привести к полной отмене способов сплошной рубки деревьев. Методологически отметим, что структурно-функциональный анализ можно проводить только с теми процессами и явлениями, которые хорошо известны и понятны исследователю (нужно учить). Незнакомые процессы придется вначале рассмотреть по свойствам, понять и только затем приступить к анализу биотехнических и/или иных функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|