Философский символизм П.А. Флоренского и проблемы культуры
П.А. Флоренский занимает особое место среди русских мыслителей начала XX века. В России со времен Ломоносова не было, пожалуй, столь энциклопедически образованного человека, ученого, внесшего свой вклад в разные отрасли науки. Но для Флоренского проблемы той или иной науки, не были самодовлеющими. Все с чем соприкасался этот ученый и философ, было подчинено единой задаче - главной теме его жизни - построения целостной картины мира, приближения к пониманию к цельности бытия: "Что я делал всю жизнь? - писал Флоренский. - Рассматривал мир как целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни под определенным углом зрения". Философский символизм П. Флоренского. Представление о мире как целостности воплотилось в философском символизме П.А. Флоренского. Центральным понятием его философии является понятие символа. Символ - это окно к иной сущности, и в зависимости от того, внятен ли человеку язык символов или нет, он обитает или в темном, затхлом, помещении, или в светлом доме с распахнутыми настежь окнами. Символ не только обозначает нечто иное, но и сам является реальным носителем этого иного, "живым взаимопроникновением двух бытий", он двуедин по своей природе. Флоренский определил символ как "органически живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого"; чувственный мир как бы становится прозрачным, "теряет свою душу", он делается носителем иного мира, воплощает иной мир в себе и превращается тем самым в символ. В символе неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Поэтому он не просто обозначает, но и реально являет обозначаемое: символ и есть само обозначаемое.
Сам Флоренский рассказывает в своих воспоминаниях о том, как в его - маленького мальчика - сознании слилось представление об обезьяне, нарисованной на листе бумаге и якобы запрещающей есть подаренный родственниками прекрасный виноград, с образом реального и грозного хранителя, в котором маленький Павел ощутил некие мистические силы природы, более мощные, чем в самой природе Символ - это "явление вовне сокровенной сущности", обнаружение самого существа, его воплощение во внешней среде. Именно в таком смысле, например, в священной и светской символике одежда выступает символом тела. Флоренский во многих своих работах уделяет пристальное внимание символизму, отдельным, особенно культовым символам. Самым ярким примером символического творчества для Флоренского является искусство иконописи Символическая суть иконы заключается в ее расположенности на границе миров. Иконостас - алтарная преграда разделяет видимый и невидимый миры. Иконы, расположенные в несколько рядов на алтарной преграде, являют нам святых ангелов и самого Христа. Но все это не просто изображения, ибо икона, как и всякая живопись, должна выводить зрителя за пределы чувственно воспринимаемых красок и холста. Живописное произведение - символ, а значит, ему присуща основная характеристика символа - бытие, которое больше самого себя, следовательно, икона - само бытие и потому ее назначение быть тем, что она символизирует. Отсюда и вывод Флоренского - иконостас есть сами святые. Алтарная преграда словно открывает занавес идеального мира, ведет к тому, что по ту сторону плоти. Икона, как символ, онтологически неотделима от своего первообраза, она как бы его передовая волна и свет, поэтому для созерцающего его она выступает напоминанием “о некотором первообразе". Находясь у иконы, человек возбуждает в себе самом память о забытых глубинах бытия, и это воспоминание приносит ему радость обретения забытой истины. В этом отношении иконопись резко противоположна новой европейской живописи, в которой художники стремиться проявить собственную индивидуальность и воплотить собственный духовный опыт. Иконописец же не ставит клейма на своем произведении, ибо для него на первом месте стоит задача возвестить об истине вещей, и он не занят мелочным самолюбивым вопросом первым или сотым говорить об этой истине. Критерием истинности выступает духовный опыт, запечатленный в церковном каноне. Канон неверно понимать как препятствие на пути художественного творчества. Истинному художнику канон не помеха, напротив, каноническая форма поднимает художника на высоту, достигнутую человечеством, освобождает творческую энергию художника. Примером творческого взлета в рамках канонического искусства может служить знаменитая “Троица" Андрея Рублева. В основе ее лежит духовный опыт Сергия Радонежского, узревшего явление Троицы в ее главном модусе - всеобъемлющей любви. Данный пример показывает, что истинными творцами икон являются не иконописцы, а святые, подвижники, чей духовный опыт воплощает иконописец. Чем ближе художник подошел к постижению этого духовного опыта, тем выше его мастерство, ведь недаром выдающихся иконописцев называли философами.
Но творческий огонь иконописца совсем не понятен человеку, созерцающему икону вне той среды, в которой она должна находиться. В музее икона мертва, как мертва греческая пластика, лишенная неба и солнца Эллады. Икона оживает в храме. В храме мы стоим перед лицом мира идей, в музее - мы видим не иконы, а шаржи на них. Как окно в ноуменальный мир икона есть элемент культа, а культ - место соединения двух миров, и каждый участник культа может выйти из субъективной замкнутости и обрести опору в объективной реальности. В философию культа Флоренский переходит от анализа уровня индивидуального творчества к анализу коллективного творчества, высшим проявлением которого является культ. Духовное ядро культа - богослужение, вокруг которого группируются остальные виды деятельности и виды искусства. В нем осуществляется истинный синтез искусств: храмовой архитектуры, изобразительного искусства, музыки, искусство огня и дыма, драматического искусства, которые составляют основу литургии: “Тут в с е подчинено единой цели, верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому в с е соподчиненное тут друг другу не существует или по крайней мере существует ложно взятое порознь".
Во взглядах Флоренского на процесс творчества отразились его воззрения как православного священника. Это выразилось в ориентации на средневековый тип культуры, противопоставленный возрожденческому, нарушившему единство человека и Бога, провозгласившему иллюзионизм принципам творческой деятельности. Ориентация на раскрытие духовности в творческом процессе органично включает воззрения мыслителя в общую тенденцию развития философской и эстетической мысли России начала XX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|