"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 8 страница
Процессуальная форма имеет определенную структуру и включает в качестве составных частей определенные процессуальные производства. Процессуальное производство независимо от характера разбирательства конкретного дела состоит из трех органически взаимосвязанных компонентов: процессуальных отношений, процессуального доказывания и процессуальных актов-документов. Процессуальные отношения имеют как минимум одним из своих участников субъекта, наделенного властными отношениями (суд, административные комиссии, орган публичной администрации и т. д. ). Процессуальное доказывание используется для того, чтобы реконструировать конфликтную ситуацию и структуру конфликтных отношений во всей полноте, воспроизвести все обстоятельства дела. Оно включает: 1) определение круга фактов, подлежащих установлению (предмета доказывания); 2) собирание и процессуальное закрепление доказательств; 3) исследование доказательств, в том числе их проверку; 4) оценку доказательств. Процесс разрешения правового конфликта имеет своим результатом определенные юрисдикционные акты, которые закрепляют выводы юрисдикционного органа о правах и обязанностях участвующих в нем лиц и обязательны для всех, в том числе для самого органа. 4. Издание и исполнение юрисдикционного акта. Этот акт - итог процесса, в рамках которого происходят установление и доказывание событий, производится их юридическая оценка. Юрисдикционный акт - это решение компетентного органа, мотивированное необходимостью разрешения правового конфликта. Юрисдикционный орган, вступив в процесс разрешения конфликта, применяет норму права к конкретной конфликтной ситуации. При этом он обязан вынести решение в виде юрисдикционного акта, даже если санкции не налагаются в силу доказанной невиновности лица, либо одна из сторон выходит из конфликта, либо во время процесса достигается мировое соглашение.
Решение суда как юрисдикционный акт имеет ряд отличий от иных юрисдикционных актов, выносимых квазисудебными и административными органами по обращениям лиц, заинтересованных в разрешении правового конфликта. Во-первых, судебный акт предполагает четкий и строгий процедурный порядок его издания - вынесения и провозглашения (ст. ст. 192 - 199 ГПК РФ; ст. ст. 175 - 180 КАС РФ). Строгие требования предъявляются законодательством к содержанию и форме судебных актов. Они касаются их наименования (решение по гражданскому или административному делу, приговор по уголовному делу), структуры (вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части) и отдельных реквизитов. Во-вторых, в отличие от юрисдикционного акта суда решения иных юрисдикционных органов не имеют значения окончательного судебного решения (res judicata) и могут быть пересмотрены компетентным судом в порядке судопроизводства. Правило res judicata является универсальным принципом, сформулированным еще в римском праве: res judicata pro veritate accipitur (habetur) - " состоявшееся судебное решение принимается за истину" (сокращенно res judicata - " решенное дело" ). Этот принцип нашел свое отражение в нормах российского процессуального законодательства (ч. 2 ст. 209 ГПК РФ; ч. 4 ст. 128 КАС РФ). В-третьих, в качестве последней инстанции разрешения правового спора выступает суд, поэтому именно от него в конечном счете зависит, какое толкование и применение норм права будет признано им правильным. Судебное решение характеризуется полнотой юрисдикции в том смысле, что никакие властные органы не вправе ставить под сомнение обязательность исполнения решений судов.
Характерно, что не все акты юрисдикционных органов являются юрисдикционными. Например, если акты судебных органов не разрешают спор о праве или иной конфликтный вопрос по существу, то они, будучи судебными актами, не являются юрисдикционными (например, определение суда о прекращении производства по делу и т. д. ). По каждому спору о праве или правонарушению может быть вынесен только один юрисдикционный акт. Все иные властные акты юрисдикционных органов издаются в целях осуществления (исполнения) юрисдикционного акта (исполнительный лист) или проверки их обоснованности и законности. Неисполненное в добровольном порядке в течение определенного срока юрисдикционное решение подлежит согласно закону принудительному исполнению. Юрисдикция как вид государственной деятельности по разрешению конфликтов наряду с признаками, выделяющими ее предмет, субъектов, форму и результат, характеризуется также определенной целью. Цель юрисдикции как " правоговорения" - обеспечить соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в упорядоченных государством отношениях частноправового и публично-правового характера и охрану правопорядка путем разрешения конфликтов на основе принципов законности и справедливости. Признаки юрисдикции выражают ее суть как властной технологии разрешения юридических конфликтов принудительным для сторон образом уполномоченными государственными органами, прежде всего судом. Суд имеет монопольное право на осуществление юрисдикции в форме правосудия. Деятельность иных юрисдикционных органов, несмотря на внешнее сходство своего механизма, не является правосудием. Таким образом, в современных условиях категория " юрисдикция" имеет более широкое значение, чем понятие " судопроизводство", характеризующее механизм отправления правосудия. Ее содержание охватывает: а) юрисдикцию судов, выражающуюся в отправлении правосудия, и б) юрисдикцию квазисудебных и административных органов, которая отличается от правосудия тем, что решения этих органов не имеют значения res judicata и могут быть оспорены в суде. При этом нельзя отождествлять правосудие и несудебное разрешение правовых конфликтов. В обоих случаях осуществляются однородные юрисдикционные полномочия, состоящие в разрешении споров о праве и определении прав и обязанностей сторон, причем это определение прав и обязанностей имеет обязательный характер. Однако уровень гарантий защиты и реализации нарушенных прав при судебной юрисдикции неизмеримо выше в силу особого статуса суда как носителя судебной власти в системе разделения властей.
Тем не менее оба вида юрисдикции представляют собой публичную функцию, которая имеет своим предназначением обеспечение справедливости, правопорядка и социального мира посредством применения норм и принципов права в конкретных спорных ситуациях. Она характеризуется властным применением силы не в любом конфликтном случае, а только в таком, когда юрисдикционное решение не исполняется добровольно. Не всякое использование органом публичной власти принудительных мер свидетельствует о реализации им юрисдикционных полномочий (например, разгон полицией демонстрации). Но любое использование юрисдикционных полномочий потенциально предполагает возможность применения принудительных мер для обеспечения исполнения юрисдикционного решения. Исходя из этого юрисдикция может быть определена как публичная функция, которая осуществляется уполномоченными государственными органами в установленной законом форме посредством издания юридически значимых актов, определяющих права и обязанности сторон конфликта, принимаемых для его устранения и реализуемых - в необходимых случаях - принудительным для сторон образом. На уровне общества единым субъектом юрисдикции как публичной функции выступает государство, распределяющее между своими органами юрисдикционные полномочия по различным направлениям своей деятельности, обусловленным юридической природой разрешаемых конфликтов. Эти направления деятельности облекаются в правовые процедуры, в результате определяющие основные процессуальные формы юрисдикции: гражданско-правовую, конституционно-правовую, административно-правовую и уголовно-правовую.
Отдельные виды юрисдикций (уголовно-правовая юрисдикция) осуществляются исключительно судом в силу особой социальной опасности деяний и конфликтов, являющихся ее предметом, а также тяжести налагаемых наказаний. Другие ее виды могут осуществляться как судами, квазисудебными органами, так и органами исполнительной власти, наделенными юрисдикционными полномочиями. Юрисдикция может быть классифицирована исходя из ряда критериев: 1) по характеру материально-правовых конфликтов, разрешаемых управомоченными органами: конституционная, административная, уголовная, гражданская и др.; 2) по юридической природе юрисдикционного органа: судебная юрисдикция и несудебная юрисдикция; 3) по сфере действия: общая, распространяющаяся в принципе на все виды конфликтов; специальная, которая связана с разрешением особых категорий дел, предусмотренных законом.
6. 3. Административная юрисдикция
В российском правоведении вопрос о сущности и содержании административной юрисдикции является одним из самых дискуссионных и решается неоднозначно. Все имеющиеся подходы к пониманию административной юрисдикции можно классифицировать исходя из двух основных критериев: а) в зависимости от того, какие органы публичной власти относятся к ее субъектам (субъектный критерий), и б) в зависимости от того, что понимается под ее предметом (предметный критерий). В соответствии с субъектным критерием выделяются два подхода к пониманию административной юрисдикции, которые можно условно обозначить как " управленческий" (узкий подход) и " многосубъектный" (широкий подход). Управленческий подход сводит административную юрисдикцию исключительно к деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой во внесудебном порядке. В рамках этого подхода административная юрисдикция определяется, с одной стороны, как установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд), а с другой - как круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Большой юридический словарь. М., 1997. С. 9; Розенфельд В. Г., Серегина В. В. Административное принуждение (понятие, виды административного принуждения, процессуальное регулирование их применения): Учеб. пособие. Воронеж, 1996. С. 115; и др.
Такая позиция, исключающая суд из субъектов административной юрисдикции, имеет своим основанием традицию, сложившуюся еще во второй половине XX в., когда законодательством предусматривалось только два вида правосудия - по уголовным и гражданским делам. Раскрывая специфику административной юрисдикции, сторонники узкого подхода категорически отрицали и отрицают возможность такой ее формы, как судебно-административная юрисдикция. При этом разрешение, например, дел об административных правонарушениях судебным органом относится к функции управления, а постановление судьи по этим делам рассматривается не как акт правосудия, а как индивидуальный акт управления < 1>. При таком подходе юрисдикция является административной лишь в том случае, если осуществляется административными органами и (или) с использованием административных средств.
-------------------------------- < 1> См.: Сорокин В. Д. Проблемы административного процесса. М., 1968. С. 62.
На этой основе в 70 - 80 гг. XX в. в теории административного права складывается устойчивая парадигма (модель), согласно которой административная юрисдикция - это часть исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и должностных лиц, осуществляемая во внесудебном порядке. При этом суд либо вообще исключается из субъектов административной юрисдикции, либо включается в их число, но считается, что административно-юрисдикционная деятельность осуществляется судом не в судебном, а в административном порядке < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Галаган И. А. Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1976. С. 75; Колодкин Л. М. Административная юрисдикция // Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 21.
В современных условиях такое смешение судебной и исполнительно-распорядительной функций при осуществлении судами юрисдикции по административным делам является не только теоретически ошибочным, но и противоречит ст. 10 Конституции РФ, закрепляющей принцип разделения властей. Современное широкое понимание административной юрисдикции исходит из ее трактовки как административно-процессуальной деятельности, осуществляемой во внесудебном порядке органами государственного управления или судом в судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер < 1>. При таком подходе в круг субъектов административной юрисдикции включаются не только административные органы и квазисудебные учреждения, действующие в системе исполнительной власти, но и суды, осуществляющие административное правосудие. -------------------------------- < 1> См.: Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. М., 1999. С. 409, 413 - 414.
Ключевым моментом в выявлении сущности юрисдикции является ее цель - разрешение конфликта. Основным критерием определения юрисдикции как административной должен выступать не только (и не столько) субъект, разрешающий конфликт, но и сфера возникновения и специфика этого конфликта. Соответственно, определяющим признаком юрисдикции как административной является административно-правовой характер конфликта, возникающего в сфере публичного управления. Он выступает как источник возникновения необходимости принудительно-властного вмешательства в управленческую ситуацию с целью обеспечения публичного правопорядка и защиты прав и законных интересов частных лиц. Этот административный конфликт, превращаясь в предмет юрисдикционной деятельности, определяет необходимость ее обозначения как административной юрисдикции. Таким образом, юрисдикция является административной не потому, что осуществляется административными органами (ее может реализовать и суд), а потому, что ее предметом выступает конфликт, имеющий административно-правовую природу. В подходе к предмету административной юрисдикции в отечественной науке сложились три основные концепции: одна из них рассматривает в качестве ее предмета спор о праве административном, другая - административное правонарушение < 1>, а третья (интегративная) исходит из представления об административном споре и административном правонарушении как двух разновидностях административно-правового конфликта < 2>. Этот конфликт характеризуется тем, что связан с нарушением норм позитивного права, защищаемых административно-правовыми санкциями, либо с ущемлением прав и свобод граждан и организаций неправомерными действиями и решениями должностных лиц путем создания препятствий к их осуществлению, незаконного возложения обязанностей или незаконного привлечения к ответственности. -------------------------------- < 1> См.: Словарь административного права. М., 1999. С. 10 - 11. < 2> См.: Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами: Опыт комплексного анализа предмета и форм административной юрисдикции. М.: РУДН, 2001.
Таким образом, в современной российской теории в силу исторических причин сосуществуют три основные модели (концептуальных схемы) административной юрисдикции: 1. Модель, которая описывает ее как деятельность административных органов по разрешению дел об административных правонарушениях или дел по административным жалобам. Эта не соответствующая современным реалиям модель уходит своими корнями в советское прошлое, когда судебно-административная юрисдикция как правосудие по административным делам на законодательном уровне не имела признания. 2. Модель, отражающая особенности переходного периода и трактующая административную юрисдикцию как разбирательство и разрешение административных дел во внесудебном порядке в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления (общее правило) либо судом в порядке производства по делам о привлечении к административной ответственности (исключение). 3. Модель, отвечающая современному этапу становления в России правового государства. Она определяет административную юрисдикцию как разбирательство и разрешение судом индивидуальных административных дел в порядке административного судопроизводства (общее правило), а также квазисудебными учреждениями и уполномоченными на юрисдикционную деятельность органами и должностными лицами исполнительной власти (исключение). Эта модель учитывает особенности современного правового регулирования административного судопроизводства и опирается на исконное значение юрисдикции как " судебного правоговорения", " суждения о праве", правах и обязанностях сторон в целях справедливого разрешения конфликта в состязательном процессе. Административная юрисдикция - это прежде всего деятельность судебных органов по разбирательству и разрешению административных дел, связанных с административно-правовыми конфликтами в виде административных споров и административных правонарушений. Судебно-административная юрисдикция, осуществляемая в рамках административного судопроизводства, в правовом государстве составляет основу, сердцевину всей административно-юрисдикционной деятельности. Она представляет собой функцию государственной власти, содержанием которой является деятельность по отправлению правосудия и квазисудебных полномочий. Эта функция имеет своей целью удовлетворение основанных на законе притязаний, возникающих в конфликтных ситуациях по вопросам применения правовых норм, исполнения юридических обязанностей и защиты субъективных публичных прав. Признание судебно-административной юрисдикции в качестве " несущей конструкции" административной юрисдикции не исключает, а предполагает возможность осуществления конфликторазрешающей юрисдикционной деятельности несудебными органами с использованием упрощенных процессуальных процедур. Эти органы можно подразделить на две группы: а) квазисудебные учреждения и б) административные органы и должностные лица, наделенные законом юрисдикционными полномочиями. Правосудие - это деятельность только суда, поэтому делегирование юрисдикционных функций несудебным органам не может рассматриваться как нарушение принципа " правосудие осуществляется только судом". Деятельность этих органов является юрисдикционной, но не судебной, т. е. выступает наряду с административным судопроизводством второй формой административной юрисдикции - квазисудебной, или несудебной, ограниченно дозволенной законом по определенному кругу дел. Для квазисудебных органов юрисдикционная функция является, как правило, единственной: они не осуществляют каких-либо управленческих действий. В этом плане они являются специализированными административно-юрисдикционными учреждениями. Административные органы и должностные лица осуществляют юрисдикционную функцию наряду с управленческой деятельностью и призваны обеспечить наиболее оперативное разрешение конфликтов. Разбирательство дел в этом случае отличается более упрощенными процедурами и минимальным присутствием элементов состязательности или даже вовсе их отсутствием. Таким образом, используя в качестве критерия определенные группы субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию в рамках характерных для них процедур деятельности, можно выделить три ее основные формы: а) судебная административная юрисдикция, или административное судопроизводство; б) квазисудебная административная юрисдикция; в) административная юрисдикция, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной власти наряду с управленческой деятельностью, т. е. совмещаемая с оперативно-исполнительной деятельностью. Отнесение административной юрисдикции только к деятельности суда или только к деятельности органов исполнительной власти (их должностных лиц) не имеет обоснования ни в истории, ни в зарубежном опыте. Существование несудебных форм административной юрисдикции объективно необходимо, поскольку безграничное расширение судебной подведомственности административных дел невозможно и неперспективно. Многие из этих дел могут быть рассмотрены и разрешены несудебными юрисдикционными органами с наибольшей эффективностью, т. е. оперативно, на высоком профессиональном уровне и с наименьшими экономическими затратами. Разрешение конфликтных дел в рамках несудебных форм административной юрисдикции имеет свои преимущества в смысле простоты, быстроты, финансовых расходов и т. д. Отсюда не случайно, что ст. 6 Европейской конвенции о правах человека допускает защиту прав не только судом как таковым, но и специальными квазисудебными органами, осуществляющими деятельность, сходную с судопроизводством. Однако несудебные формы административной юрисдикции могут быть эффективны лишь постольку, поскольку существует общедоступная возможность прибегнуть к судебной защите прав, если несудебная процедура не дает желаемых последствий. Следовательно, в качестве важной гарантии защиты прав частных лиц в правовом государстве должна выступать деятельность всех юрисдикционных органов, позволяющая сочетать судебные и несудебные формы правозащиты. В рамках каждой из этих форм административной юрисдикции рассматриваются два основных вида дел: во-первых, дела, которые возбуждаются в связи с заявляемыми в юрисдикционный орган административными спорами; во-вторых, дела об административных правонарушениях, связанные с наложением административных наказаний за несоблюдение административно-правовых запретов, установленных главным образом в КоАП РФ. Исходя из специфики этих административных дел, являющихся предметом разбирательства, можно выделить два вида административной юрисдикции: а) административно-наказательную и б) административно-спорную. В логическом плане категория " административная юрисдикция" выступает как родовое понятие по отношению к этим двум своим видам и имеет целью разрешение всех административно-правовых конфликтов, возникающих в сфере исполнительной власти. Административно-спорная и административно-наказательная юрисдикции связаны с разрешением конкретных видов этих конфликтов - административных споров и административных правонарушений. Категория " административная юрисдикция" в отечественной литературе нередко противопоставляется понятию " административная юстиция" и сводится лишь к разбирательству дел об административных правонарушениях, т. е. к административно-наказательной юрисдикции. Однако административная юстиция суть не что иное, как одна из форм административной юрисдикции, имеющей в качестве своего предмета административно-спорное дело (спор), т. е. выступает как административно-спорная юрисдикция. В зарубежных странах административная юстиция также идентифицируется с административно-спорной юрисдикцией - jurisdiction contentieux-administratif (фр. ), jurisdiccion contencioso-administrativa (испан. ). Вместе с тем административно-спорная юрисдикция и административная юстиция, совпадая по предмету разбирательства (административный спор), не идентичны по субъектному составу. В круг субъектов административной юстиции не входят органы, прямо интегрированные в систему публичной администрации и непосредственно осуществляющие управленческую деятельность. Административная юстиция характеризуется системой специальных органов, в той или иной мере независимых от органов публичной администрации - судов или квазисудебных органов. Исходя из субъектного критерия, понятие " административная юстиция" является более узким, чем понятие " административно-спорная юрисдикция", ибо к ней нельзя относить деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешающих споры по административной жалобе, поданной в инстанционном порядке. Основной формой административной юстиции как административно-спорной юрисдикции выступает административное судопроизводство. Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке этого судопроизводства суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
6. 4. Административное дело как предмет судебного разбирательства
Административная юрисдикция осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных административных дел < 1>. Основной процессуальной формой, в которой она реализуется, является административное судопроизводство. Административно-правовые конфликты, которые становятся предметом судебного разбирательства, в процессуальном законодательстве по общему правилу обозначаются как " административные дела" или " дела, возникающие из административно-правовых (публично-правовых) отношений". Так, ст. 1 КАС РФ выделяет 17 основных категорий административных дел, которые общие суды рассматривают и разрешают в порядке административного судопроизводства. -------------------------------- < 1> В русском языке слово " дело" имеет много значений и среди них: а) работа, занятие, деятельность; б) круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-нибудь, входит в чьи-нибудь задачи; в) событие, обстоятельство, факт; г) то же, что и поступок; д) судебное дело, разбирательство, процесс; е) собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу, и т. д. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 159.
В процессуальной теории понятие " дело" обычно идентифицируется либо с вопросом судебного разбирательства, либо со спором о праве. Соотношение дела и спора о праве при этом сравнивается с соотношением понятий договора как документа и соглашения: как договором оформляется соглашение сторон, так делом оформляется существующий между двумя и более лицами спор о праве < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Елисейкин П. Ф. Понятие и содержание гражданского дела // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Вып. 1. Саратов, 1976. С. 80 - 81.
Спор о праве административном или иной административно-правовой конфликт приобретают свойство судебного дела с момента его заявления в юрисдикционный орган. Понятие " дело" предполагает возникновение правовой связи между лицами, участвующими в процессе, и юрисдикционным органом как обязательным и руководящим субъектом, т. е. возникновение процессуального правоотношения. Любое судебно-административное дело оформляется документально. Соответственно, с одной стороны, оно предстает как конкретный жизненный случай - реальный правовой спор, в отношении которого осуществляется применение закона, а с другой - как совокупность документов, комплектуемых в ходе применения закона к данному спорному случаю. Исходя из этого судебное административное дело - это такая правовая ситуация конфликтного характера, разрешая которую в документальной форме путем применения к ней закона суд: - определяет права и обязанности субъектов административного права; - восстанавливает или иным образом защищает нарушенное право; - устанавливает или подтверждает факты, имеющие юридическое значение, либо - осуществляет проверку соответствия одних нормативных правовых актов другим нормативным актам большей юридической силы. В зависимости от типа конфликтной жизненной ситуации, в отношении которой применяется закон, административные дела могут быть подразделены на " административно-спорные дела" (ситуация - спор о праве административном) и " административно-проступочные дела", или " дела об административных правонарушениях" (ситуация - совершение противоправного деяния с признаками административного правонарушения). Основанием для такого разграничения являются действующее российское законодательство, судебная практика и доктринальные положения. В теории юридического процесса в качестве юридического дела, как правило, квалифицируется либо правонарушение, либо спор о праве < 1>. Юридическая природа таких конфликтных жизненных ситуаций (обстоятельств) состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия. В науке административного права в качестве основания для возбуждения административного дела также рассматривается спорная ситуация, связанная с нарушением (действительным или предполагаемым) одной из сторон административно-правового отношения прав или законных интересов другой стороны, либо факт совершения административного проступка < 2>. -------------------------------- < 1> См.: Теория юридического процесса. Киев, 1985. С. 53. < 2> См.: Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М.: Наука, 1970. С. 49.
Административное правонарушение и административный спор - два основных вида административно-правовых конфликтов, на разрешение которых направлена административно-юрисдикционная деятельность. Административно-правовой конфликт свое юридическое оформление и конкретизацию получает в понятии " административное дело". Результатом рассмотрения юрисдикционным органом дела об административном правонарушении является применение административных санкций, в том числе в виде административного наказания за нарушение запретов, установленных нормами КоАП РФ. Результат рассмотрения дела, возбуждаемого по спору о праве административном, - признание правового акта управления законным либо незаконным, недействующим и восстановление нарушенного субъективного публичного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|