Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 6 страница




а) иерархическая, ступенчатая организационная структура, в основе которой лежит принцип территориальности. В соответствии с этим принципом звенья судебной системы организуются и функционируют с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Соответственно, система общих судов РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральные суды возглавляются Верховным Судом РФ и включают федеральные суды в субъектах РФ, к которым относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Федеральные суды общей юрисдикции в субъектах РФ следует отличать от общих судов субъектов РФ, к которым относятся мировые судьи;

б) внутренняя специализация, в соответствии с которой элементы системы общих судов выделяются и структурируются:

- по предметному критерию, в зависимости от особого характера правового спора (конфликта);

- по субъектному критерию, в зависимости от группы населения, на которую распространяется судопроизводство, т. е. в зависимости от субъектного состава сторон правового конфликта;

- по смешанному - субъектному и объектному критерию.

Принцип специализации в построении системы судов общей юрисдикции осуществляется в двух формах:

- по ее видам с образованием относительно автономных систем специализированных судов (отраслевая специализация);

- путем специализации структурных подразделений - коллегий, составов и судей в пределах одного суда.

Для отраслевой специализации характерен учет особенностей рассмотрения той или иной категории судебных дел в форме создания организационно обособленных специализированных судов и специальных отраслей судопроизводства. В рамках системы общих судов выделяются два вида организационно обособленных судебных структур - военные суды и арбитражные суды. Закон о судебной системе предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

Специализация в пределах одного суда как отдельно взятого органа системы общих судов может иметь место не только в обычном общем суде, но и в специализированных судах, входящих в эту систему. Суды общей юрисдикции состоят из подразделений - судебных коллегий и составов, которые специализируются на рассмотрении отдельных категорий дел. Так, в составе Верховного Суда РФ действует Судебная коллегия по административным делам. Аналогичные коллегии предусмотрены в судах среднего звена - в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа.

Все эти коллегии выступают как органы административного правосудия. Они вполне могут быть обозначены в широком смысле слова как административные суды общей административной юрисдикции. В Испании, например, такого рода коллегии внутри общего суда рассматриваются в качестве звеньев системы административных судов общей административной юрисдикции, которая на уровне нижнего звена представлена институтом административных судей, выделенным по принципу отраслевой специализации. В России внутри системы общих судов эти коллегии не образуют четко структурированной иерархической специализированной подсистемы, но закладывают основы отраслевой специализации по вопросам общей административной юрисдикции.

В федеральных районных судах начала внутренней специализации формально и практически отсутствуют. Судьи этих судов рассматривают все отнесенные к их компетенции гражданские, административные и уголовные дела, вне какой-либо четко установленной специализации. Тем не менее и в этом случае районный суд при разрешении административных дел в порядке административного судопроизводства выступает в качестве органа административного правосудия.

В арбитражных судах функционируют специализированные подразделения - коллегии и составы, рассматривающие дела, вытекающие из гражданских и административных правоотношений. Так, закон предусматривает, что в арбитражном суде субъекта РФ могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Рассматривая эти дела, судебные коллегии выступают в качестве суда первой инстанции. Судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, образуются в арбитражном апелляционном суде и арбитражном суде округа. Рассматривая эти споры в порядке административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ), данные коллегии, по сути дела, выступают как органы административного правосудия и специальные административные суды внутри специализированных арбитражных судов.

Принцип специализации при построении судебной системы в современной теории судебного права рассматривается как один из факторов обеспечения права на правосудие, поскольку это требование связано с необходимостью рассмотрения дела компетентным судом. Компетентный суд - это суд, который не только уполномочен и обязан осуществить правосудие в полном объеме с вынесением законного решения по существу, но и профессионализм которого не вызывает сомнений у лица, обращающегося к нему за защитой нарушенного права. Таким образом, дифференцированная по принципу специализации система судов обеспечивает при всех прочих равных условиях более высокий уровень доступа к эффективному и качественному правосудию.

В основу упорядочения организационных связей внутри системы судов общей юрисдикции положено деление судов на звенья. Звено судебной системы - это совокупность однотипных судов, имеющих похожую организационную структуру и одинаковые полномочия.

Органы административного правосудия в системе общих судов, как и гражданские суды общей юрисдикции, подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

- нижнее (основное) звено - районные суды. Значение районных судов как основного звена обусловлено их широкой компетенцией по осуществлению административного правосудия и объемом работы, который они фактически выполняют. Эти суды рассматривают все административные дела, кроме тех, которые в соответствии с законом относятся к компетенции других судов. Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, в Москве - в административных округах. Возможна организация одного такого суда на район и город или на район и города, находящиеся на территории данного района. Возможно создание межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Порядок организации судов этого уровня установлен Законом о судебной системе;

- среднее звено - верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (в отдельных случаях - судебные коллегии по административным делам, созданные в этих судах в соответствии с распоряжением Президента РФ). Эти суды субъектов РФ составляют второе (среднее) звено судебной системы судов общей юрисдикции и имеют одинаковые полномочия по административным делам и структуру. Суды среднего звена действуют в качестве суда любой из инстанций, предусмотренных КАС РФ. Если суд субъекта РФ выступает в качестве суда первой инстанции, в нем образуются судебные составы;

- высшее звено - Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, которая в качестве суда первой инстанции рассматривают административные дела особой важности. Из числа судей этой коллегии, как и других судебных коллегий Верховного Суда, формируются судебные составы, которые возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

В подсистеме военных судов, входящих в систему общих судов, основное звено составляют гарнизонные военные суды, среднее звено - окружные (флотские) военные суды и высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ. При рассмотрении административных дел в порядке административного судопроизводства они также выступают как органы административного правосудия.

В состав подсистемы арбитражных судов входят: основное звено - арбитражные суды субъектов РФ, среднее звено - арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) - Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда РФ. Действующие в составе арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов округов судебные коллегии по спорам, возникающим из административных правоотношений, при рассмотрении этих споров в порядке административного судопроизводства выступают как органы административного правосудия.

Различные звенья судов по отношению друг к другу в судебной системе обозначаются как " нижестоящие" и " вышестоящие". Это указывает на различия в объеме и характере их полномочий. Вместе с тем организационная структура судебной системы отличается от системы органов исполнительной власти тем, что ее звенья не находятся в административной подчиненности. Вышестоящий суд не вправе вмешиваться в деятельность нижестоящего суда по рассмотрению подсудных ему дел. В пределах своей компетенции все звенья судебной системы действуют самостоятельно и независимо. Взаимодействие между ними происходит только в процессуальной форме (например, в форме кассационного пересмотра административного дела).

Понятие " звено" характеризует организационные связи и место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории. Функциональные связи судов в судебной системе определяются понятием " инстанция".

Судебной инстанцией принято считать суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию административного правосудия исходя из целей разбирательства административного дела. В этом смысле различают рассмотрение дел в первой инстанции, разбирательство дел в апелляционной, кассационной инстанциях и пересмотр дел в порядке надзора. Основное назначение инстанционности - обеспечение законности и обоснованности принимаемых решений, устранение допускаемых нарушений закона, восстановление справедливости.

Судами первой инстанции называются такие суды (или их структурные подразделения), которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их компетенции административные дела и уполномочены принимать решения по существу дела. В отношении административных дел судами первой инстанции могут быть все суды общей юрисдикции в пределах предоставленных им полномочий. Арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды не уполномочены отправлять правосудие в первой инстанции, т. е. не могут выступать в качестве суда первой инстанции.

Апелляционные суды представляют собой такие судебные учреждения или их структурные подразделения, которые проверяют правильность вынесенных судами первой инстанции решений в форме повторного судебного разбирательства данного дела по правилам административного судопроизводства в суде первой инстанции с исследованием доказательств и постановлением нового решения, которое является окончательным либо подтверждает правильность ранее вынесенного судебного акта.

В качестве апелляционного суда по административным делам согласно ст. 296 КАС РФ могут выступать:

1) верховный суд республики, краевой, областной и иной суд среднего звена, окружной (флотский) военный суд - на решения районных судов или решения гарнизонных военных судов;

2) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ - на решения судов среднего звена, принятые ими в первой инстанции;

3) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ - на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции;

4) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ - на решения по административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ими в первой инстанции.

Кассационный суд (суд кассационной инстанции) - это вышестоящий суд, рассматривающий дела о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по обращениям лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы были нарушены судебными актами, а также по представлениям с административным делом, заявленным прокурором (ст. 318 КАС РФ).

В качестве суда кассационной инстанции могут выступать:

1) по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, на апелляционные определения судов среднего звена - соответственно президиумы судов среднего звена;

2) по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов - президиум окружного (флотского) военного суда;

3) по жалобам на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции, если эти решения и определения были обжалованы в президиум суда среднего звена; на апелляционные определения судов среднего звена, в том числе когда суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, но привел новые мотивы в обоснование принятого судом первой инстанции решения, с которыми заявитель не согласен; на постановления президиумов судов среднего звена - Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;

4) по жалобам на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов - Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Кассационные жалоба, представление с административным делом, рассматриваемые в кассационном порядке в президиуме соответствующего суда, докладываются председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении административного дела другим судьей этого суда. В соответствующих коллегиях Верховного Суда РФ кассационные жалоба, представление с административным делом докладываются одним из судей, участвующих в рассмотрении данного административного дела.

Суд надзорной инстанции - это Президиум Верховного Суда РФ, осуществляющий в судебном заседании пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов, указанных в ч. 2 ст. 332 КАС РФ, по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами, а также по представлению с административным делом, заявленному прокурором.

Суды по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - это суды или их структурные подразделения, в установленном законом порядке проверяющие правильность вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны суду, рассмотревшему дело. В качестве таких судов согласно ст. 345 КАС РФ могут выступать:

а) суд первой инстанции, принявший судебный акт;

б) суд, изменивший судебный акт или принявший новый судебный акт, производит пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которым изменен обжалованный судебный акт или принят новый судебный акт.

Таким образом, все суды общей юрисдикции, действуя в качестве органов административного правосудия, объединяются в единую, четко структурированную централизованную систему, установленную Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Компетенция и порядок организационных и функциональных связей каждого элемента этой системы также четко определены законом, что обеспечивает стабильную институциональную основу для осуществления судами административного правосудия.

 

5. 5. Правовой статус судьи, осуществляющего

административное правосудие

 

Судья - это должностное лицо, наделенное полномочиями судебной власти, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие. Согласно Закону о статусе судей 1992 г. (ст. 1) судьей называется лицо, которое в конституционном порядке наделено полномочиями осуществлять правосудие, является носителем судебной власти и исполняет свои обязанности на профессиональной основе.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. Между собой они различаются только компетенцией, т. е. юрисдикционными полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по объему компетенции и виду юрисдикции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья - полноправный носитель судебной власти в пределах предоставленных ему полномочий, при исполнении своих обязанностей решения принимает самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Единство статуса означает равенство всех судей внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса в зависимости от занимаемой должности и стажа работы не означает изменения его статуса относительно других судей как носителей судебной власти.

Характеристика статуса судей, осуществляющих административное правосудие, должна исходить из этого установленного законом принципиального правила о единстве статуса для всех судей в Российской Федерации независимо от того, в каком суде они работают.

Единство статуса судей РФ обеспечивается:

- независимостью, самостоятельностью судей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

- несменяемостью судей;

- неприкосновенностью судей;

- мерами правовой и социальной защиты судей;

- деполитизацией судей.

Провозглашая единство статуса судей в Российской Федерации, судоустройственное законодательство допускает отдельные особенности правового положения различных категорий судей в рамках единого статуса российского судьи, конституционная основа которого сформулирована в ст. ст. 10, 119 - 122, 124 и 128 Конституции РФ. Статья 3 Закона о судебной системе определяет единство статуса судей как фактор, обеспечивающий единство российской судебной системы.

Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о специфике статуса судьи, в своем Постановлении указал, что правила, при которых за лицом сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, являются едиными < 1>. Таким образом, он конкретизировал правовую категорию " статус судей" с позиции ее единства.

--------------------------------

< 1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П " По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года " О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года " О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке" // СПС " КонсультантПлюс".

 

Международно-правовые акты, признаваемые Российской Федерацией, например, такие как: Европейская хартия о законе о статусе судей < 1> и Рекомендация N R (94) 12 Комитета министров государствам - членам Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей < 2>, также исходят из единства статуса судей. При этом они не содержат прямого запрета для формирования национальными законодательствами самостоятельных статусов отдельных категорий судей.

--------------------------------

< 1> Европейская хартия о законе о статусе судей (Лиссабон, 10 июля 1998 г. ). URL: http: //www. pravoteka. ru/pst/41/20029. html.

< 2> Рекомендация N R (94) 12 Комитета Министров государствам - членам Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей (принята Комитетом Министров 13 октября 1994 г. ) // http: //www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID_44524. html.

 

Единство статуса судей не означает абсолютного тождества их правового положения. Если понимать единство статуса судей как тождественность, одинаковость их правового положения, то следует признать, что в логическом плане формула " Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией", которую использует отечественный законодатель в ст. 12 Закона о судебной системе, содержит внутреннее противоречие. При таком подходе признание различий в полномочиях и компетенции судей, а также особенностей правового положения отдельных категорий судей не согласуется с утверждением о единстве их правового статуса.

Единство статуса судей как принцип, призванный обеспечить единство судебной системы России, не исключает различий в правовом положении судей отдельных категорий, поскольку у них свои сферы деятельности и свой круг юрисдикционных полномочий. Так, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, военного и общегражданского судов и т. д. Такие различия возможны, если они устанавливаются законом, а не являются прихотью какого-либо должностного лица.

Единство судейского статуса - это не тождественность статусов судей различных категорий. Оно характеризует устойчивую общность базовых принципов, определяющих правовое положение судьи, распространяющихся на всех судей и предполагающих равенство исходных основ их статуса.

Формулировка " Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией" предполагает, что все судьи независимо от того, являются они судьями Верховного Суда, районного либо специализированных судов:

- осуществляют правосудие от имени Российской Федерации;

- выполняют свои обязанности на постоянной основе;

- являются носителями судебной власти;

- при осуществлении судебной власти в любой форме судопроизводства обладают независимостью, неприкосновенностью и необходимым объемом полномочий, соответствующих месту судьи в судебной системе.

Таким образом, единство правового статуса судей не исключает возможность наделения их различным объемом полномочий и разной компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т. е. наличием некоторых различий в правовом положении судей различных видов судов (например, судей судов общей юрисдикции, судей военного суда, судей арбитражных судов). При этом специализация судьи в рамках какого-либо вида юрисдикции (например, гражданской, административной или уголовной) в общем, арбитражном или военном суде никоим образом не влияет на его правовой статус. Отдельные особенности статуса судьи могут быть обусловлены только его принадлежностью к суду конкретного вида - общему или специализированному.

Так, в странах, где существуют самостоятельные системы специализированных административных судов, статус административных судей может иметь определенные, но незначительные отличия, касающиеся в первую очередь требований к кандидатам на замещение должности судьи. В частности, в ФРГ статус судей судов всех видов юрисдикции определяется Законом о судьях. Этот Закон подразделяет профессиональных судей на три основные группы; непосредственно судья; судья, проходящий испытательный срок; судья по поручению. Закон об административных судах помимо этих категорий судей вводит также должность судьи по совместительству, который является одновременно судьей административного суда и преподавателем права в каком-либо высшем учебном заведении. В отдельных странах к кандидатам на должность административного судьи могут предъявляться особые требования, касающиеся обязательного наличия у него опыта работы в административном аппарате государственной власти.

В истории российского законодательства об административной юстиции тому имеются свои примеры. Так, в соответствии со ст. 8 Положения о судах по административным делам от 30 мая 1917 г., утвержденного Временным правительством, на должности товарища (заместителя) председателя суда и административных судей (как окружных, так и уездных) могли назначаться только лица, получившие высшее образование и обладавшие достаточным административным опытом либо удовлетворяющие установленным в законе требованиям для назначения на должность товарища председателя или члена окружного суда < 1>.

--------------------------------

< 1> Положение " О судах по административным делам" // Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. N 127. Ст. 692.

 

Проект ФКЗ " О федеральных административных судах в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу РФ Верховным Судом РФ и принятый ею 22 ноября 2000 г. в первом чтении, полностью исходил из принципа единства статуса судей. Он не содержал нормативных положений, устанавливающих какие-либо особенности, касающиеся статуса административных судей.

Итак, в Российской Федерации все судьи независимо от того, какую юрисдикцию они осуществляют, обладают единым статусом. Этот статус закреплен на национальном и международном уровнях как фундаментальное условие осуществления правосудия и права каждого на получение квалифицированной и эффективной судебной защиты. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998 г. ) указывает, что целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Единый статус определяет правовое положение судьи в первую очередь как носителя судебной власти.

В его содержание включаются такие элементы:

1) права, обязанности и властные полномочия;

2) гарантии (правовые, организационные, материальное обеспечение, социальные);

3) ответственность судьи (дисциплинарная, уголовная, административная).

Права и обязанности, характеризующие единый статус судей, могут быть подразделены на три основные группы:

- права и обязанности, связанные с получением статуса судьи и вхождением в должность (т. е. с его инвеститурой);

- права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих юрисдикционных полномочий;

- права и обязанности, обеспечивающие участие судей в судейском самоуправлении.

В свою очередь, все права судей могут быть подразделены на два вида: а) статусные и б) процессуальные.

Статусные права судей выражают их особое правовое положение в государстве как непосредственных носителей судебной власти. В круг этих прав, в частности, входят: право на личную и имущественную неприкосновенность, право на несменяемость, право на отставку, право на социальную и правовую защиту, право на льготы по жилищно-коммунальному, транспортному и другим видам обслуживания, право на отдых, право на свободный выбор дополнительной педагогической, научной и другой оплачиваемой творческой деятельности, право на обучение и повышение квалификации, другие права, предусмотренные действующим законодательством.

В число статусных прав судьи входят не только его особые социальные права как носителя судебной власти, но и широкий круг гражданских прав, использование которых обусловлено особенностями его правового положения. Дело в том, что специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у него высокого уровня профессионализма и особых морально-этических качеств. Эти требования не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи в частности, ни судебной власти в целом (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 310-О).

Процессуальные права судьи - это властные полномочия судьи, которыми он наделен для эффективного отправления правосудия. В их число входят такие права, как, например, право:

- исследовать доказательства, задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

- принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

- требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

- вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

- запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров;

- ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...