Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII—XVIII в.)
Образовательная программа
Элективных курсов «История: история культуры» «История и культура мировых цивилизации», углубляющих изучение предмета «История» (Всеобщая история, История России)
Кл.
Автор – составитель
Яхно Ю.Б., учитель истории и обществознания, учитель ВКК
Новосибирск 2012
Содержание
Пояснительная записка
| стр. 4
|
Общая характеристика элективного курса
| стр. 6
|
Цели изучения элективного курса (5 – 9 класс)
| стр. 7
|
Цели изучения элективного курса (10 – 11 класс)
| стр. 7
|
Задачи изучения элективного курса (5 – 9 класс)
| стр. 8
|
Задачи изучения элективного курса (10 – 11 класс)
| стр. 8
|
Место предмета в базисном учебном плане
| стр. 9
|
Организация контроля знаний
| стр. 11
|
Требования к уровню подготовки выпускника
| стр. 12
|
Содержание учебного материала
|
|
| 5 класс. История культуры древнего мира
| стр. 15
|
| 6 класс История культуры Средних веков
| стр. 19
|
| 7 класс История культуры Нового времени (17 – 18 вв.)
| стр. 23
|
| 8 класс История культуры Нового времени (19 в.)
| стр. 27
|
| 9 класс История культуры новейшего времени (20 в.)
| стр. 33
|
| 10 - 11 класс Углубленное изучение предмета «История» (Всеобщая история, История России) при поддержке элективного курса «История русской культуры»
| стр. 39
|
| 10 - 11 класс Углубленное изучение предмета «История» (Всеобщая история, История России) при поддержке элективного курса «История и культура мировых цивилизаций»
| стр. 49
|
Приложение №1 Хронологический справочник по истории русской культуры
| стр. 63
|
Приложение №2 Задания для самостоятельной работы с источниками
| стр. 67
|
Приложение №3 Вопросы для семинарских занятий
| стр. 70
|
Приложение №4 Тестовые задания
| стр. 71
|
Приложение №5 Вопросы для подготовки к устному зачету
| стр. 101
|
Приложение №6 Темы исследовательских проектов
| стр. 105
|
Приложение №7 Творческие задания к разделу «Древний Рим»
| стр. 108
|
Приложение №8 Вопросы для собеседования по истории мировых цивилизаций
| стр. 109
|
Приложение №9 Итоговая таблица «Русская культура 9 – 21 вв.»
| стр. 111
|
«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (В.О. Ключевский)
Рабочая программа элективного курса «История: история культуры», углубляющего изучение предмета «История» (Всеобщая история, История России). 5 – 9, 10 – 11 классы
Пояснительная записка
Современное историческое образование подразумевает получение знаний, умений, навыков не только в области последовательной смены событий и причинно – следственных связей исторического процесса. Задачей его является исследование деятельности человека, то есть совокупного социального опыта людей, составляющего основу культуры. Одним из важнейших направлений углубления исторического образования является егокулыпурологизация, т.е. введение в содержание исторического образования элементов систематизированного культурологического знания.
Углубление изучения предмета «История» за счет культрологической составляющей позволяет сформировать у школьников комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентации - систему культурной компетентности личности.
Вместе с тем, историческое образование решает задачу формирования толерантной личности. Актуальность этой задачи связана с конкретными особенностями российского поликультурного, полиэтнического, поликонфессионального общества.
Современный молодой человек – выпускник школы должен обладать культурно – исторической компетентностью – способностью к личностному росту путем непрерывного изучения и понимания культурного наследия, культурных ценностей, а также умением эффективно общаться и взаимодействовать с людьми, принадлежащим к различным культурным группам.
Авторская рабочая программа «История: история культуры» создана с целью организации углубленного уровня изучения предмета «История», а именно содержательной линии «Культура». Причиной разработки авторской программы является недостаточное, с точки зрения автора, внимание к вопросам культуры в программе курса истории. Кроме того, параграфы, содержащие информацию о культурно – исторических процессах и явлениях, перенасыщены именами деятелей культуры и их достижениями. Отсутствует связь деятельности исторического лица с обществом, влияние творчества отдельных исторических деятелей на ход мировой и отечественной истории, влияние исторического фона на содержание культуры.
Углубленное изучение позволит преодолеть поверхностное, фрагментарное ознакомление школьников с историей зарубежной и отечественной культуры как части исторического процесса.
Углубленное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.
Программа углубляет, расширяет, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа реализует вариативный подход к изучению школьного курса и организации изучения предмета «История» на углубленном уровне.
Элективный курс «История: история культуры» исследует смену исторических эпох, воплощенных в художественных образах, культурных и исторических памятниках.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса позволяет наполнить занятия иллюстративными видео и медиа материалами. К каждому разделу программы имеются портфолио, включающие в себя презентации, фрагменты учебных и документальных фильмов, печатные материалы. Портфолио содержит также банк контролирующих материалов.
Оснащение кабинетов истории мультимедийной техникой дает возможность совершить виртуальное путешествие в изучаемую эпоху, погрузиться в атмосферу исторического времени. Технические средства обучения позволяют организовать современные деятельностные формы урока: мини конференции, блиц-проекты, медиа викторины и др.
Структура документа:
Примерная программа следующие разделы:
1. пояснительная записка;
2. общая характеристика учебного предмета
3. цели и задачи изучения предмета;
4. место предмета в базисном учебном плане;
5. требования к уровню подготовки обучающихся;
6. содержание учебного материала по предмету «История» (всеобщая история и история России) и примерное календарно - тематическое планирование;
7. учебно – методическое обеспечение;
8. приложения.
Общая характеристика элективного курса
Увеличение количество часов на изучение истории культуры позволит реализовать ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской и нравственной основы культурно-исторического содержания предмета «История». Изучение произведений искусства, мысли, слова, прикладного творчества способствует более глубокому познанию школьниками социальной и ментальной основы того или иного исторического общества.
Ценностный подход является более адекватным преподаванию истории, нежели искусствоведческий подход, основанный на сущностном анализе произведений искусства или культурных продуктов, как это принято в изучении мировой художественной культуры.
Различие подходов, содержания образования, исторический подход позволяет преодолеть проблему дублирования курсов истории и мировой художественной культуры.
Изучение вопросов культуры позволит полно реализовать личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.
Программа позволяет широко применять проектный подход. Учебный проект для ученика - способ создать культурно – исторический артефакт самостоятельно, проявить знания, умения и навыки, публично показать достигнутый результат. Данный способ позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой и ментально-нравственной сфер общества.
В рамках программы применяется проблемный подход к изучению вопросов культуры. Он основан на интегрированном рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества, изучении культурных процессов в историческом контексте, преодолении изолированного рассмотрения изучаемого материала.
Углубленное историческое образование на ступени основного и полного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Отбор учебного материала для углубленного изучения предмета отражает необходимость изучения культурных событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории культуры позволяет углубить знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цели изучения элективного курса (5 – 9 класс)
Углубленное изучение истории в 5 – 9 классах направлено на достижение следующих целей:
1. конкретизировать, углубить, расширить знания школьниками общих закономерностей культурно - исторического развития человечества;
2. изучить феномены культуры, отражающие исторические процессы и созданные разными народами в разные исторические эпохи;
3. способствовать формированию у обучающихся позитивного отношения к необходимости сохранения исторических памятников, к их изучению, эмоционального отношения к пониманию исторических ценностей, необходимости приобщения к мировому культурному наследию;
4. создать дополнительные условия (временные, материально – технические, методические) для формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления школьников с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Цели изучения элективного курса (10 – 11 класс)
1. сформировать представления о целостном пространстве мировой и российской культуры на всех этапах ее развития.
2. изучить основные культурные идеи, имеющие приоритетное значение в различные исторические эпохи. Познакомить с основными памятниками (изобразительного искусства, письменности, музыки и т.д.) истории мировой и российской культуры.
3. воспитать у обучающихся потребность в познании историко-культурных явлений и процессов;
4. развить историко-культурный кругозор, т.е. представление об истории мировой и русской культуры как целостной и развивающейся системе;
5. активизировать познавательную деятельность школьников, способствовать их творческой самостоятельности;
6. создать дополнительные условия (информационно - технические, дидактические) для предъявления знаний об исторически сложившихся культурных системах, культурных универсалиях и артефактах.
Задачи изучения элективного курса (5 – 9 класс)
1) углубить знания обучающихся об основных этапах культурно - исторического пути человечества;
2) вырабатывать у школьников представления об основных культурно – исторических источниках знаний о прошлом и настоящем (произведения искусства, письменные источники, предметы быта и пр.);
3) развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами культурно - исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
4) развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
5) воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.
Задачи изучения элективного курса (10 – 11 класс)
1) помочь школьникам овладеть базовым понятием культуры, как совокупности производственных, общественных и духовных достижений народов мира и России;
2) сформировать у обучающихся способность творческого мышления, умения анализировать культурные события и факты в историческом контексте их появления и развития;
3) познакомить старшеклассников в видео и медиаверсиях с наиболее значимыми явлениями мировой и русской культуры на разных этапах исторического развития;
4) способствовать развитию общекультурной компетенции выпускников.
Место предмета в базисном учебном плане
Элективный курс «История: история культуры» во взаимодействии с другими гуманитарными предметами призван обеспечить углубленную подготовку выпускников по предмету «История», отвечающую требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки современного человека.
Учебный план ОУ, составленный на основе ФБУП, предполагает организацию углубленного изучения предмета «История» в 5 – 9, 10 - 11 (изучающих предмет на базовом и/или профильном уровне) классах, за счет использования часов компонента образовательного учреждения.
Основные содержательные линии примерной программы в 5 – 9, 10 - 11 классах реализуются по принципу синхронно – параллельного изучения с курсами истории – «Истории России» и «Всеобщая история».
Классы
| Название элективного курса
| Объем учебного времени
| Разделы примерной программы
|
История России
| Всеобщая история
|
| История: история культуры древнего мира
| 35 ч
| -
| 70 ч
|
| История: история культуры Средних веков
| 35ч
| 42 ч
| 28 ч
|
| История: история культуры нового времени 17 – 18 вв.
|
| 42 ч
| 28 ч
|
| История: история культуры нового времени 19в.
| 36ч
| 44 ч
| 28 ч
|
| История: история культуры новейшего времени 20 в.
|
| 68 ч
| 34 ч
|
Итого:
| 175 часов
| 384 часа
|
На третьей ступени образования в 10 – 11 классах при изучение истории на базовом и / или профильном уровне обучающимся может быть предложены элективные курсы, углубляющие изучение предмета «История» - «История русской культуры», «История и культура мировых цивилизаций».
Классы
| Название элективного курса
| Объем учебного времени
| Разделы примерной программы
|
История России
| Всеобщая история
|
Базовый уровень
|
| «История русской культуры 9 – 18 вв.»
или
«История и культура мировых цивилизаций»
|
|
|
|
| «История русской культуры 20 в.»
или
«История и культура мировых цивилизаций»
|
|
|
|
Итого:
| 70
| 140
|
Профильный уровень
|
10 профильный уровень
| «История русской культуры 9 – 18 вв.»
или
«История и культура мировых цивилизаций»
|
|
|
|
11 профильный уровень
| «История русской культуры 19 - 20 вв.»
или
«История и культура мировых цивилизаций»
|
|
|
|
Итого:
| 70
| 280
|
| | | | | | |
Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие культурных реалий, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Знание учащимися культурного контекста исторического процесса позволяет им успешно адаптироваться в исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей поликультурного, полиэтничного и многоконфессионального общества; развивает готовность к участию в межкультурном взаимодействии с представителями других народов, стран и культур.
Формы организации учебного деятельности
- коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия, видеоурок, Интернет-урок; экскурсия);
- групповая (спецкурс, практикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование)
- индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Организация контроля знаний
Обязательным условием реализации углубленного уровня изучения предмета «История» является обеспечение вариативности форм контроля знаний обучающихся.
Формы промежуточного контроля:
- фронтальный опрос;
- контрольная работа;
- индивидуальное собеседование;
- защита мини проекта;
- практикум;
- тестирование;
- урок-зачет;
- урок-викторина;
- творческое сочинение;
- мини-конференция.
Формы итогового контроля:
- устный экзамен по билетам;
- итоговое тестирование;
- ГИА и ЕГЭ;
- защита проекта;
- защита реферата.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
| В результате изучения истории на углубленном уровне ученик должен
|
знать/понимать
|
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
| - влияние культуры на развитие исторического процесса
- основные этапы развития мировой культуры и культуры России;
- содержание культурных идей, обуславливающих специфику мировой и российской культуры в различные исторические эпохи;
- круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике мирового культурного процесса;
- основные формы культуры,
- сущность процессов историко – культурного развития человечества.
|
уметь
|
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
| - логически верно, аргументировано и ясно, в соответствии с общекультурными нормами строить устную и письменную речь;
- критически переосмысливать опыт, накопленный в ходе многовекового развития культуры;
- воспринимать культуру и обычаи других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям;
- критически оценить свои достоинства и недостатки в соответствии с общепринятыми социальными и культурными нормами;
- работать в глобальных компьютерных сетях, находить и использовать значимую информацию об историческом развитии и современном функционировании культуры.
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
| - развития представлений о ценностях культуры
- достижения культурно значимых целей и критического переосмысления накопленного отечественного и зарубежного культурного опыта;
- развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения в соответствии со сформированными представлениями о культурных основах различных стран и народов;
- постоянного саморазвития, повышения уровня знаний, накопленного и освоенного культурного опыта;
- понимания сущности и значения информации об историческом развитии и современном состоянии культуры;
- применения в повседневной жизни основных методами, способов и средств получения, хранения, переработки информации, ее использования при анализе процессов культурной жизни;
- терпимого отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям;
- адекватного восприятия культуры и обычаев других стран и народов, способности к межкультурным коммуникациям в социальной деятельности.
|
Содержание учебного материала
5 класс 35 ч (1 час в неделю, 35 недель)
История культуры древнего мира
Содержание примерной программы
| Содержание программы углубленного изучения с указанием № тем
|
Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
| Тема 1 «Что такое культура» (5 часов).Культура как историческое понятие. Ее роль в жизни людей. Компоненты культуры. Художественная культура. Виды искусств. Культура и ценности. Человек и культура. История и культура. Периодизация культурных эпох.
|
| Тема 2 «Культура первобытности» (2 часа). Возникновение культуры и ранние формы ее развития.Культура ранних цивилизаций, ее особенности. Понятие «цивилизация».
|
Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
| Тема 3 «Культура Древнего Востока» (8 часов). Египет. Религиозные представления египтян. Идея храма. Архитектура (пирамиды, мастабы). Рельефные изображения, росписи, скульптура. Устойчивость методов и стилей – канон в искусстве Египта. Связь культуры с религиозными обрядами и культом фараона.
|
Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах.
| Месопотамия.Зиккурат, городское строительство. Вавилон и Ассирия. Мифология, дворцы и храмы. Легенда о Вавилонской башне. Научные знания.
|
Религиозные верования, легенды и сказания.
| Индия. Своеобразие индийской мифологии и религии. Возникновение буддизма. Индуизм. Архитектура (ступы, храмы), скульптура, росписи.
|
Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
| Китай. Своеобразие культуры Китая (замкнутость и традиция). Научные знания и письменность. Философское учение Конфуция. Керамика и зодчество Древнего Китая.
|
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
| Тема 4 «Древняя Греция. Эллинизм» (9 часов). Греция. Древнегреческая мифология. Структура древнегреческого ордера (дорический, ионический, коринфский). Типы храмов. Художественный комплекс афинского Акрополя.
Воплощение идеала гармонии и пропорций в греческой скульптуре. Крупнейшие скульпторы Древней Греции (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель и др.). Литературные жанры. Гомеровский эпос. Комедия (Аристофан), трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Древнегреческий театр. Организация театральных праздников. Костюмы и декорации. Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
|
Возникновение и распространение христианства. Библия. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
| Тема 5 «Культура Древнего Рима» (6 часов). Рим. Сущность культуры римлян. Особенность римского пантеона богов. Монументальность и помпезность архитектуры. Акведуки, мосты, форумы, Колизей, Пантеон. Реализм римской скульптуры. Мозаики, фаюмские портреты. Развлечения римлян (театральные зрелища, гладиаторские бои). Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.
|
| Урок обобщения. Культура Древнего мира – колыбель современной культуры (1 час). Роль античной культуры в последующих культурных эпохах.
|
Распределение часов
| Темы разделов программы
| Кол-во часов
|
| Что такое культура
|
|
| Культура первобытности
|
|
| Культура Древнего Востока
|
|
| Древняя Греция. Эллинизм
|
|
| Культура Древнего Рима
|
|
| Урок обобщения. Культура Древнего мира – колыбель современной культуры
|
|
Итого 35 часов
|
Календарно – тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Сроки проведения
|
Что такое культура (5 часов)
|
1.
| Что такое культура
| Сентябрь
|
2.
| Духовная культура
| Сентябрь
|
3.
| Материальная культура
| Сентябрь
|
4.
| Искусство
| Сентябрь
|
5.
| Мини - конференция
| Октябрь
|
Культура первобытности (2 часа)
|
6.
| Первобытное искусство
| Октябрь
|
7.
| Духовный мир первобытного человека
| Октябрь
|
Культура Древнего Востока(8 часов)
|
8 - 9.
| Загадки пирамид
| Октябрь
|
10.
| Священные животные
| Ноябрь
|
11.
| Папирус – источник знаний о жизни египтян
| Ноябрь
|
12.
| Мини - конференция
| Ноябрь
|
13.
| Культура Междуречья: чудеса света
| Декабрь
|
14.
| Великая китайская стена
| Декабрь
|
15.
| Глиняное войско Цинь Шихуанди
| Декабрь
|
Древняя Греция. Эллинизм (9 часов)
|
16 - 17.
| Легенды и мифы Древней Греции
| Январь
|
18.
| Гомер – отец истории
| Январь
|
19.
| Афинский акрополь
| Январь
|
20.
| Олимп и его обитатели
| Февраль
|
21.
| Олимпийские игры
| Февраль
|
22.
| Чудеса света Древней Греции
| Февраль
|
23.
| Путешествие в Александрию
| Февраль
|
24.
| Мини - конференция
| Март
|
Культура Древнего Рима (6 часов)
|
25.
| Легенда о возникновении Рима
| Март
|
26.
| Рим – музей под открытым небом
| Март
|
27.
| Колизей
| Апрель
|
28.
| Гладиаторы
| Апрель
|
29.
| Достижения римской культуры
| Апрель
|
30.
| Мини - конференция
| Апрель
|
Культура Древнего мира – колыбель современной культуры (5 часов)
|
31 – 32.
| Классическая традиция в искусстве
| Май
|
33 – 35.
| Мини - конференция
| Май
|
6 класс 35 ч (1 час в неделю, 35 недель)
История культуры Средних веков
Содержание примерной программы
| Содержание программы углубленного изучения с указанием № тем
|
Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
| Тема 1 «Архитектура эпохи Средневековья» (4 часа). Романский стиль. Особенности архитектуры стиля. Романские храмы. Замки феодалов. Готика. Определение понятия. Усиление реалистических элементов в искусстве. Готическая архитектура – устремленность ввысь. Мистичность готической скульптуры. Витражная техника.
|
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Схоластика.
| Тема 2 «Мировоззрение средневекового человека» (1 час). Мировоззрение человека средневековья. Роль религии в жизни средневекового человека.
|
Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Культурное наследие Византии. Русь и Византия.
| Тема 3 «Культура Византии» (2 часа). Византия.Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра.
|
| Тема 4 «Культура арабского Востока» (2 часа). Мечеть и минарет. Арабески. Каллиграфия.
|
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Появление университетов. Рыцарская литература. Городской фольклор.
| Тема 5 «Культура средневекового города» (2 часа). Города Средневековой Европы: Париж, Руан, Кельн, Бремен. Проблема сохранности памятников культуры.
|
Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе.
| Тема 6 «Новые явления к культуре: Возрождение» (2 часа).«Человек есть мера всех вещей». Понятие светской культуры. Прикладные науки.
|
Особенности средневековой культуры народов Востока.
| Тема 7 «Культура Востока» (2 часа). Особенности культуры Индии, Китая, Японии. Средневековая Япония.
|
Майя, атцтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
| Тема 8 «Культура Мезоамерики» (1 час). Утерянные культуры инков, ацтеков, майя.
|
Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Язычество.
| Тема 9 «Культура славян в древности» (4 часа).Культура восточнославянских племен, язычество. Влияние Византии на русскую культуру.
|
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». «Слово о полку Игореве».
| Тема 10 «Письменные источники Киевской Руси» (4 часа). «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Русская правда Ярослава Мудрого», «Повесть временных лет», «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Повесть временных лет» о начале Руси.
|
Древнерусские города. Рост числа городов. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Теория «Москва – Третий Рим». Строительство Московского Кремля.
| Тема 11 «Архитектура Киевской и Московской Руси» (6 часов).Крестово-купольный тип храма. Структура православного храма и его украшение. Сюжеты росписи храма. Особенности архитектуры центров Русского государства: Киев (византийская традиция), Владимир (декоративная резьба по белому камню), Новгород (суровая монументальность). Московская архитектура. Кремль (башни, храмы, дворцы, исторические памятники). Укрепления Москвы.
|
Феофан Грек. Андрей Рублев.
| Тема 12 «Фреска и иконопись». (3 часа).Иконописный канон. Образы Спаса и Богородицы в древнерусской живописи. Структура иконостаса. Три великих мастера: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
|
Распределение часов
| Темы разделов программы
| Кол-во часов
|
| Архитектура эпохи Средневековья
|
|
| Мировоззрение средневекового человека
|
|
| Культура Византии
|
|
| Культура арабского Востока
|
|
| Культура средневекового города
|
|
| Новые явления к культуре: Возрождение
|
|
| Культура Востока
|
|
| Культура Мезоамерики
|
|
| Культура славян в древности
|
|
| Письменные источники Киевской Руси
|
|
| Архитектура Киевской и Московской Руси
|
|
| Фреска и иконопись
|
|
| Резерв часов
|
|
| Итого 35 часов
|
Календарно – тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Сроки проведения
|
Архитектура эпохи Средневековья (4 часа)
|
1 - 2.
| Романская архитектура
| Сентябрь
|
3 - 4.
| Готическая архитектура
| Сентябрь
|
Мировоззрение средневекового человека (1 час)
|
5.
| Представления о мире
| Октябрь
|
Культура Византии (2 часа)
|
6 - 7.
| Культура Византии
| Октябрь
|
Культура арабского Востока (2 часа)
|
8 - 9.
| Арабская культура
| Октябрь
|
Культура средневекового города (2 часа)
|
10.
| Путешествие по замкам Луары
| Ноябрь
|
11.
| Путешествие по средневековым городам Италии и Германии
| Ноябрь
|
Новые явления к культуре: Возрождение (2 часа)
|
12 - 13.
| Искусство раннего Возрождения
| Декабрь
|
Культура Востока (2 часа)
|
14.
| Культура Китая
| Декабрь
|
15.
| Культура Индии
| Декабрь
|
Культура Мезоамерики (1 час)
|
16.
| Культура доколумбовой Америки
| Декабрь
|
Культура славян в древности (4 часа)
|
17.
| Славяне и норманны: культурное вз |
Воспользуйтесь поиском по сайту: