Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 «Представляется, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным по исторической и логической причинам.... В равной мере было бы ошибочным противопоставлять эти явления, считать их абсолютно самостоятельными и нетождественными, равными себе, т.е. самоценными и достаточными. Следование абсолютам и здесь нанесло бы ущерб истине. Культура и цивилизация – сложнейшие социальные образования, нуждающиеся в глубоком и всесторонне сопоставленном анализе. Различия между цивилизацией и культурой выходят за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая общность создает адекватные себе институты, среди которых по важности первенствует государство с присущей ему системой права. Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических отношений. Она покоится на них и гражданском обществе. У культуры тоже есть свои институты, в том числе государственные. Государство служит связующим звеном между культурой и цивилизацией. При этом культура не меняет своей исконной природы творца ценностей, своих функций их сбережения, воспроизводства и распространения» (Миголатьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 71 – 72, 82.) С1. На основании текста раскройте сущность понятия «цивилизация» С2. Что, по мнению автора, лежит в основе современной цивилизации С3. Почему автор считает, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным? Приведите два объяснения с опорой на знания обществоведческого курса С4. Автор утверждает, что у культуры, как и цивилизации, имеются свои институты, в том числе государственные. Используя знания обществоведческого курса и свой социальный опыт, назовите не менее трех институтов культуры
Приложение №5 Перечень вопросов для подготовки к устному зачету 1. Языческая культура Древней Руси. 2. Особенности древнерусской литературы Киевской Руси. 3. Крещение Руси. Мотивация выбора религии, историческое значение этого явления. 4. Монастыри как центры духовной культуры. 5. Иконопись Древнерусского государства. 6. Свидетельства литературных источников XIV—XV веков о росте национального самосознания русского народа. 7. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. 8. Памятники архитектура XIV—XV вв. 9. Развитие архитектуры XVI—XVII вв. 10. Церковь и культура XVII века. 11. Новшества в быту в XVII веке. 12. Основные этапы и направления развития культуры России в XVIII веке. 13. Реформы Петра I и русская культура. 14. Просвещение и наука. Книгоиздательство. 15. Основные черты новой русской культуры XVIII века. 16. Культурный подъем в 40—60-е годы XVIII века. 17. Вклад М.В. Ломоносова в русскую культуру. 18. Влияние культуры XVIII века на экономическое и политическое развитие России. 19. Идеи просвещения в Европе и в России в XVIII веке. 20. Факторы общественно-политической жизни начала XIX века, оказавшие влияние на развитие русской национальной культуры. 21. Общественно-политическая мысль в России XIX века, ее отличие от официальной идеологии. 22. «Золотой век» русской культуры XIX века. 23. «Золотой век» в живописи и скульптуре. 24. «Золотой век» в архитектуре. 25. Художественная культура «серебряного века», ее характерные черты. 26. Русское меценатство. 27. Влияние Октябрьской революции на развитие российской культуры. 28. Советский период развития российской культуры: особенности 29. и противоречия. 30. Основные направления художественной культуры XX века.
31. Культурные преобразования в 20—40-х годах. 32. Культура России 60 — 90-х годов. 33. Массовая и элитарная культура XX века: сущность и проявления. 34. Понятие «культурные ценности» и «культурное наследие».
Приложение №6 Темы исследовательских проектов Темы исследовательских проектов по истории культуры Древнего мира 1. Быт древнего грека 2. Римские акведуки 3. Аппиева дорога 4. Гладиаторы 5. Быт древнего римлянина 6. Греческий театр 7. Римское войско 8. Греческая фаланга 9. Одежда и мода в Древнем Риме 10. Женщины в Древней Греции 11. Греческие и римские корабли Темы исследовательских проектов по истории культуры Средних веков 1. Облик средневекового города 2. Средневековый замок 3. Вооружение рыцаря 4. Духовно – рыцарский орден 5. Собор Святой Софии в Константинополе – памятник романской архитектуры 6. Священные обязанности и праздники мусульман 7. Убранство католического храма 8. Убранство православного храма 9. Быт и нравы жителя средневековья 10. Отличительные черты романской архитектуры 11. Мифическая скульптура в готической архитектуре 12. Витражи в готических храмах 13. Средневековая система образования. Старейшие университеты Европы 14. Путешествие в средневековый Париж 15. Первые романские постройки: базилика, мавзолей, баптистерий 16. Архитектурные памятники Равенны 17. Виртуальное путешествие в Реймский кафедральный собор 18. Виртуальное путешествие в Руанский собор 19. Расцвет готики - Кельнский собор 20. Романские сооружения в Италии. Пизанский архитектурный комплекс 21. Отличительные черты готической архитектуры История русской культуры 6 класс 1. Киев – матерь городов русских 2. Устное народное творчество 3. Языческие боги славян 4. Летописи и летописные своды 5. Ювелирное дело Киевской Руси 6. Рукописные книги. Книжное дело 7. Русь – страна Градарика 8. «Слово о полку Игореве» и события 1185 г. 9. Иван III. Регалии царской власти 10. Афанасий Никитин и «Жожение за три моря» 11. Владимир – новая столица Руси 12. Внутреннее убранство храма 13. Аристотель Фиораванти и его творения 14. Собор Василия Блаженного – памятник победы над Казанью 15. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. Стены и башни Московского Кремля
16. Иван Федоров. Начало книгопечатания
7 класс 1. Землепроходцы и мореходы – современники Алексея Михайловича. Имена на карте России 2. «Восьмое чудо света» - дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском 3. Бажен Огурцов и Теремной дворец Московского кремля Быт царской семьи в 17 веке 4. Рождение Нарышкинского барокко 5. Новоиерусалимский монастырь 6. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Шатровая архитектура 7. Петербург – творение Петра I 8. Деревянное зодчество. Кижи – объект всемирного наследия Юнеско 9. Просвещение и образование Петровского времени 10. Кунсткамера – первый русский музей 11. Изменения в быту в петровскую эпоху 12. В.Растрелли и его творения 13. Русский классицизм в архитектуре 14. Э. Фальконе. Медный всадник 8 класс 1. Царскосельский лицей и лицеисты 2. Русский романтизм в живописи. Портреты современников 3. Сентиментализм в живописи 4. Русский реализм 5. Русский ампир 6. Академические каноны в живописи 19 века и бунт передвижников 7. Исторические сюжеты в полотнах передвижников (В. Суриков, Н. Ге, А. Рябушкин, Н Сверчков, И Прянишников) 8. Портреты современников в творчестве передвижников (Н. Ярошенко) 9. Быт 19 века в полотнах передвижников (В. Перов) 10. Русское купечество. Братья Третьяковы 11. Изобретение фотографии и поиск новых форм в изобразительном искусстве 9 класс 1. Изменения в быту. Новый облик городов 2. Мода начала 19 века 3. Русский модерн в архитектуре 4. Социалистический реализм 5. Советское кино 6. Советский плакат 7. Советский конструктивизм 8. Советская империя: хрущевки 10. Советская империя: Родина-мать 11. Официальное советское искусство – Илья Глазунов 12. Хай-тек в архитектуре российских городов 21 века 10 класс 1. Византийская традиция и каноны древнерусской архитектуры 2. Духовные ценности Киевской Руси (христианство, азбука, летописание, храмовое зодчество, жития и пр.) 3. Древнерусская литература: житие, слово, поучение, хождение, патерики 4. Иоанн Дамаскин и каноны русской иконописи 5. Нетрадиционные и редкие изображения Богоматери и Иисуса
6. Города Золотого кольца – объекты Всемирного наследия Юнеско 7. Богородичный центр Владимирской земли – объект всемирного наследия Юнеско 8. Иконы - образы другого мира 9. Феофан Грек 10. Андрей Рублев и Данил Черный 11. Символика «Троицы» Андрея Рублева 12. Иконостас и его главная идея 13. Дионисий – придворный мастер 14. Москва – третий Рим. Старец Филофей 15. Строгановская иконописная школа 16. Книжное дело: от устава до скорописи 17. Симон Ушаков – «царский изограф» 18. Скоморохи – «бесовские слуги» 19. Колокола и колокольный звон 20. Гражданская архитектура 16 – 17 вв. Крутицкое подворье, Царицыны палаты 21. Покровительница Земли русской – икона Владимирской Божьей матери Русские монастыри и их роль в развитии русской культуры 22. «Домострой» и «Великие Четьи – Минеи» – письменные памятники Московского государства 23. Образование в конце 17 веке. Симеон Полоцкий и братья Лихуды 24. Первые русские университеты и университеты средневековой Европы 25. Европейские традиции градостроительства в архитектуре Петербурга 26. Версаль и Петергоф – жемчужины паркового искусства 27. Новая застройка Москвы. Творения московских зодчих 28. Расцвет дворцово – парковой архитектуры в 18 веке 29. Русский портрет 30. Русская история в работах И. Мартоса 31. Рождение русского театра 32. Жизнь и быт дворянской усадьбы 33. Жизнь и быт императорской семьи 34. Московский ампир 35. Критический реализм в живописи 36. Новая эстетика пейзажа передвижников 37. Мамонтовский художественный кружок 38. Абрамцевские живописцы и архитекторы 39. Импрессионизм и его влияние на русское искусство 40. Неовизантийский стиль в архитектуре 11 класс 1. Мир искусства и мирискуссники 2. «Русские сезоны» 3. «Философский пароход» 4. Социалистический реализм в живописи 5. Сталинский ампир 6. Советская пропаганда в монументальной скульптуре 7. В. Мухина и ее «Рабочий и колхозница» как символы эпохи 8. Официальная культура – Илья Глазунов 9. Скульптор Церетели 10. Новая архитектура – хай-тек (в Новосибирске) 11. Образ «нового русского» 12. Современная молодежная контркультура: гопники и скиндхеды 13. Современная молодежная контркультура: готы и сатанисты 14. Современная молодежная субкультура: граффитеры и металлисты 15. Субкультура яппи 16. Современная массовая культура
Приложение № 7 Творческое задание к разделу «Древний Рим» Прочитайте стихотворение А.Блока. Подготовьте виртуальное путешествие по местам, которые описывает А. Блок Все, что минутно, все, что бренно,
Рабы сквозь римские ворота Далеко отступило море, Безмолвны гробовые залы, А. Блок "Равенна"
Приложение №8
Вопросы для собеседования по истории мировых цивилизаций 1. Что такое социогенез, каковы его основные стадии? 2. Каковы причины и результаты религиозной реформы Эхнатона в Египте? 3. Назовите основные государства Древней Месопотамии, укажите их основные черты. 4. Перечислите периоды развития греческой цивилизации, выделите характерные особенности каждого периода. 5. В чем заключалась историческая особенность эпохи эллинизма? 6. Назовите 5-6 государственных деятелей Рима эпохи Республики (V - I вв.до н.э.), дайте их краткие биографические справки. 7. Назовите 6-7 живописцев, скульпторов, писателей эпохи Возрождения, перечислите их наиболее известные работы, дайте их краткие биографические справки. 8. Перечислите наиболее известных путешественников, принимавших участие в великих географических открытиях, укажите годы их экспедиций и сделанные открытия. 9. Каковы причины, сущность и результаты Реформации.
Вопросы повышенного уровня сложности 10. Чем античный вариант развития цивилизации отличался от древневосточного? 11.. Почему греческая цивилизация достигла большего уровня политического и экономического развития, чем любая из древневосточных цивилизаций? 12. Зачем римские императоры в IV в.н.э. приняли христианство и почему они не сделали этого раньше? 13. Почему крестовые походы начались именно на рубеже XI-XII веков? 14. Почему эпоха Возрождения началась именно в XIV веке и именно в Италии? 15. Объясните, как эпоха Просвещения повлияла на Великую французскую революцию.
Приложение №9 Итоговая таблица. Культура России 9 – 20 вв.
[1] «Сказание» повествовало о судьбе царских регалий (венца, барм и пр.), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и унаследованных московскими князьями, которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей киевских. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводился к «Августу-кесарю» – римскому императору Октавиану Августу
[2] Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, – это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым [3] Cборник религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний). В нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста [4] Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии Петра, но открытие состоялось уже после его смерти [5] Профессор в 23 года, ректор университета, является создателем «неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых аксиом Лобачевского в плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 1800 и т. д. [6] Участник обороны Севастополя в годы Крымской войны, Русско-турецкой война 1877–78 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях [7] Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова
[8] За работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности стал лауреатом Нобелевской премии, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга [9] Нобелевским лауреат, автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины [10] Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков» [11] Основатель супрематизма – художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича – «Черный квадрат » (1913 г.) стало идейным манифестом супрематизма [12] Рабочие факультеты, открытые для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. [13] Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький [14] Над романом «Доктор Живаго» писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву ро
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|