Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4




«Представляется, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным по исторической и логической причинам.... В равной мере было бы ошибочным противопоставлять эти явления, считать их абсолютно самостоятельными и нетождественными, равными себе, т.е. самоценными и достаточными. Следование абсолютам и здесь нанесло бы ущерб истине. Культура и цивилизация – сложнейшие социальные образования, нуждающиеся в глубоком и всесторонне сопоставленном анализе. Различия между цивилизацией и культурой выходят за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая общность создает адекватные себе институты, среди которых по важности первенствует государство с присущей ему системой права. Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических отношений. Она покоится на них и гражданском обществе. У культуры тоже есть свои институты, в том числе государственные. Государство служит связующим звеном между культурой и цивилизацией. При этом культура не меняет своей исконной природы творца ценностей, своих функций их сбережения, воспроизводства и распространения» (Миголатьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 71 – 72, 82.)

С1. На основании текста раскройте сущность понятия «цивилизация»

С2. Что, по мнению автора, лежит в основе современной цивилизации

С3. Почему автор считает, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным? Приведите два объяснения с опорой на знания обществоведческого курса

С4. Автор утверждает, что у культуры, как и цивилизации, имеются свои институты, в том числе государственные. Используя знания обществоведческого курса и свой социальный опыт, назовите не менее трех институтов культуры

Приложение №5

Перечень вопросов для подготовки к устному зачету

1. Языческая культура Древней Руси.

2. Особенности древнерусской литературы Киевской Руси.

3. Крещение Руси. Мотивация выбора религии, историческое значение этого явления.

4. Монастыри как центры духовной культуры.

5. Иконопись Древнерусского государства.

6. Свидетельства литературных источников XIV—XV веков о росте национального самосознания русского народа.

7. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

8. Памятники архитектура XIV—XV вв.

9. Развитие архитектуры XVI—XVII вв.

10. Церковь и культура XVII века.

11. Новшества в быту в XVII веке.

12. Основные этапы и направления развития культуры России в XVIII веке.

13. Реформы Петра I и русская культура.

14. Просвещение и наука. Книгоиздательство.

15. Основные черты новой русской культуры XVIII века.

16. Культурный подъем в 40—60-е годы XVIII века.

17. Вклад М.В. Ломоносова в русскую культуру.

18. Влияние культуры XVIII века на экономическое и политическое развитие России.

19. Идеи просвещения в Европе и в России в XVIII веке.

20. Факторы общественно-политической жизни начала XIX века, оказавшие влияние на развитие русской национальной культуры.

21. Общественно-политическая мысль в России XIX века, ее отли­чие от официальной идеологии.

22. «Золотой век» русской культуры XIX века.

23. «Золотой век» в живописи и скульптуре.

24. «Золотой век» в архитектуре.

25. Художественная культура «серебряного века», ее характерные черты.

26. Русское меценатство.

27. Влияние Октябрьской революции на развитие российской куль­туры.

28. Советский период развития российской культуры: особенности

29. и противоречия.

30. Основные направления художественной культуры XX века.

31. Культурные преобразования в 20—40-х годах.

32. Культура России 60 — 90-х годов.

33. Массовая и элитарная культура XX века: сущность и прояв­ления.

34. Понятие «культурные ценности» и «культурное наследие».

 

Приложение №6

Темы исследовательских проектов

Темы исследовательских проектов по истории культуры Древнего мира

1. Быт древнего грека

2. Римские акведуки

3. Аппиева дорога

4. Гладиаторы

5. Быт древнего римлянина

6. Греческий театр

7. Римское войско

8. Греческая фаланга

9. Одежда и мода в Древнем Риме

10. Женщины в Древней Греции

11. Греческие и римские корабли

Темы исследовательских проектов по истории культуры Средних веков

1. Облик средневекового города

2. Средневековый замок

3. Вооружение рыцаря

4. Духовно – рыцарский орден

5. Собор Святой Софии в Константинополе – памятник романской архитектуры

6. Священные обязанности и праздники мусульман

7. Убранство католического храма

8. Убранство православного храма

9. Быт и нравы жителя средневековья

10. Отличительные черты романской архитектуры

11. Мифическая скульптура в готической архитектуре

12. Витражи в готических храмах

13. Средневековая система образования. Старейшие университеты Европы

14. Путешествие в средневековый Париж

15. Первые романские постройки: базилика, мавзолей, баптистерий

16. Архитектурные памятники Равенны

17. Виртуальное путешествие в Реймский кафедральный собор

18. Виртуальное путешествие в Руанский собор

19. Расцвет готики - Кельнский собор

20. Романские сооружения в Италии. Пизанский архитектурный комплекс

21. Отличительные черты готической архитектуры

История русской культуры

6 класс

1. Киев – матерь городов русских

2. Устное народное творчество

3. Языческие боги славян

4. Летописи и летописные своды

5. Ювелирное дело Киевской Руси

6. Рукописные книги. Книжное дело

7. Русь – страна Градарика

8. «Слово о полку Игореве» и события 1185 г.

9. Иван III. Регалии царской власти

10. Афанасий Никитин и «Жожение за три моря»

11. Владимир – новая столица Руси

12. Внутреннее убранство храма

13. Аристотель Фиораванти и его творения

14. Собор Василия Блаженного – памятник победы над Казанью

15. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. Стены и башни Московского Кремля

16. Иван Федоров. Начало книгопечатания

 

7 класс

1. Землепроходцы и мореходы – современники Алексея Михайловича. Имена на карте России

2. «Восьмое чудо света» - дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

3. Бажен Огурцов и Теремной дворец Московского кремля

Быт царской семьи в 17 веке

4. Рождение Нарышкинского барокко

5. Новоиерусалимский монастырь

6. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Шатровая архитектура

7. Петербург – творение Петра I

8. Деревянное зодчество. Кижи – объект всемирного наследия Юнеско

9. Просвещение и образование Петровского времени

10. Кунсткамера – первый русский музей

11. Изменения в быту в петровскую эпоху

12. В.Растрелли и его творения

13. Русский классицизм в архитектуре

14. Э. Фальконе. Медный всадник

8 класс

1. Царскосельский лицей и лицеисты

2. Русский романтизм в живописи. Портреты современников

3. Сентиментализм в живописи

4. Русский реализм

5. Русский ампир

6. Академические каноны в живописи 19 века и бунт передвижников

7. Исторические сюжеты в полотнах передвижников (В. Суриков, Н. Ге, А. Рябушкин, Н Сверчков, И Прянишников)

8. Портреты современников в творчестве передвижников (Н. Ярошенко)

9. Быт 19 века в полотнах передвижников (В. Перов)

10. Русское купечество. Братья Третьяковы

11. Изобретение фотографии и поиск новых форм в изобразительном искусстве

9 класс

1. Изменения в быту. Новый облик городов

2. Мода начала 19 века

3. Русский модерн в архитектуре

4. Социалистический реализм

5. Советское кино

6. Советский плакат

7. Советский конструктивизм

8. Советская империя: хрущевки

10. Советская империя: Родина-мать

11. Официальное советское искусство – Илья Глазунов

12. Хай-тек в архитектуре российских городов 21 века

10 класс

1. Византийская традиция и каноны древнерусской архитектуры

2. Духовные ценности Киевской Руси (христианство, азбука, летописание, храмовое зодчество, жития и пр.)

3. Древнерусская литература: житие, слово, поучение, хождение, патерики

4. Иоанн Дамаскин и каноны русской иконописи

5. Нетрадиционные и редкие изображения Богоматери и Иисуса

6. Города Золотого кольца – объекты Всемирного наследия Юнеско

7. Богородичный центр Владимирской земли – объект всемирного наследия Юнеско

8. Иконы - образы другого мира

9. Феофан Грек

10. Андрей Рублев и Данил Черный

11. Символика «Троицы» Андрея Рублева

12. Иконостас и его главная идея

13. Дионисий – придворный мастер

14. Москва – третий Рим. Старец Филофей

15. Строгановская иконописная школа

16. Книжное дело: от устава до скорописи

17. Симон Ушаков – «царский изограф»

18. Скоморохи – «бесовские слуги»

19. Колокола и колокольный звон

20. Гражданская архитектура 16 – 17 вв. Крутицкое подворье, Царицыны палаты

21. Покровительница Земли русской – икона Владимирской Божьей матери

Русские монастыри и их роль в развитии русской культуры

22. «Домострой» и «Великие Четьи – Минеи» – письменные памятники Московского государства

23. Образование в конце 17 веке. Симеон Полоцкий и братья Лихуды

24. Первые русские университеты и университеты средневековой Европы

25. Европейские традиции градостроительства в архитектуре Петербурга

26. Версаль и Петергоф – жемчужины паркового искусства

27. Новая застройка Москвы. Творения московских зодчих

28. Расцвет дворцово – парковой архитектуры в 18 веке

29. Русский портрет

30. Русская история в работах И. Мартоса

31. Рождение русского театра

32. Жизнь и быт дворянской усадьбы

33. Жизнь и быт императорской семьи

34. Московский ампир

35. Критический реализм в живописи

36. Новая эстетика пейзажа передвижников

37. Мамонтовский художественный кружок

38. Абрамцевские живописцы и архитекторы

39. Импрессионизм и его влияние на русское искусство

40. Неовизантийский стиль в архитектуре

11 класс

1. Мир искусства и мирискуссники

2. «Русские сезоны»

3. «Философский пароход»

4. Социалистический реализм в живописи

5. Сталинский ампир

6. Советская пропаганда в монументальной скульптуре

7. В. Мухина и ее «Рабочий и колхозница» как символы эпохи

8. Официальная культура – Илья Глазунов

9. Скульптор Церетели

10. Новая архитектура – хай-тек (в Новосибирске)

11. Образ «нового русского»

12. Современная молодежная контркультура: гопники и скиндхеды

13. Современная молодежная контркультура: готы и сатанисты

14. Современная молодежная субкультура: граффитеры и металлисты

15. Субкультура яппи

16. Современная массовая культура

 

 

 


Приложение № 7

Творческое задание к разделу «Древний Рим»

Прочитайте стихотворение А.Блока. Подготовьте виртуальное путешествие по местам, которые описывает А. Блок

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег...

А. Блок "Равенна"

 

 

Приложение №8

 

Вопросы для собеседования по истории мировых цивилизаций

1. Что такое социогенез, каковы его основные стадии?

2. Каковы причины и результаты религиозной реформы Эхнатона в Египте?

3. Назовите основные государства Древней Месопотамии, укажите их основные черты.

4. Перечислите периоды развития греческой цивилизации, выделите характерные особенности каждого периода.

5. В чем заключалась историческая особенность эпохи эллинизма?

6. Назовите 5-6 государственных деятелей Рима эпохи Республики (V - I вв.до н.э.), дайте их краткие биографические справки.

7. Назовите 6-7 живописцев, скульпторов, писателей эпохи Возрождения, перечислите их наиболее известные работы, дайте их краткие биографические справки.

8. Перечислите наиболее известных путешественников, принимавших участие в великих географических открытиях, укажите годы их экспедиций и сделанные открытия.

9. Каковы причины, сущность и результаты Реформации.

 

Вопросы повышенного уровня сложности

10. Чем античный вариант развития цивилизации отличался от древневосточного?

11.. Почему греческая цивилизация достигла большего уровня политического и экономического развития, чем любая из древневосточных цивилизаций?

12. Зачем римские императоры в IV в.н.э. приняли христианство и почему они не сделали этого раньше?

13. Почему крестовые походы начались именно на рубеже XI-XII веков?

14. Почему эпоха Возрождения началась именно в XIV веке и именно в Италии?

15. Объясните, как эпоха Просвещения повлияла на Великую французскую революцию.

 

 


Приложение №9

Итоговая таблица. Культура России 9 – 20 вв.

Артефакт Авторы Современники
9 век
Изобретение славянской азбуки Братья Кирилл и Мефодий  
10 век
Первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) в Киеве     Заложена князем Владимиром Святым
11 век
«Слово о Законе и Благодати» Илларион - митрополит киевский, оратор, писатель, церковно-политический деятель Ярослав Мудрый
Софийский собор в Киеве заложен в честь победы над печенегами в 1036 г.), Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде   Ярослав Мудрый
12 век
1113 г. - летопись «Повесть временных лет» Нестор - монах Киево-Печерского монастыря в Киеве Владимир Мономах
«Поучение детям» (после 1119 г.) Владимир Мономах написано на склоне жизни («на санех седя»)  
«Слово о полку Игореве» (неудачный поход князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев) (после 1185 г.)    
Успенский собор во Владимире (1160 г.), Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Золотые ворота во Владимире (столица Владимиро-Суздальской земли)   Андрей Боголюбский
Дмитриевский собор во Владимире (заложен Юрием Долгоруким в честь рождения сына – Всеволода (Большое Гнездо)   Всеволод Большое Гнездо
14 – 15 вв.
  Иконописец Феофан Грек (1340–1410 гг.)  
В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный расписывают Успенский собор во Владимире; А.Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор московского Кремля Иконописец Андрей Рублев (1360–1430 гг.) – величайший художник, монах Троице-Сергиева монастыря (икона «Троица» (1420 г.)  
Иконы и росписи Ферапонтова монастыря Иконописец Дионисий  
«Задонщина» (посвящено Куликовской битве) Рязанский боярин Софоний (Софоний Рязанец)  
В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг Москвы белокаменный Кремль (взамен старых деревянных, поставленных Иваном Калитой и сожженных в ходе разорения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г.) –    
«Сказание о князьях Владимирских»[1]   Иван III
«Хождение за три моря» [2] Тверской купец Афанасий Никитин Иван III
1479 г. заканчивается строительство Успенского собора (по требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор) Аристотель Фиораванти Иван III
В 1481 г. выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора Иконописец Дионисий (1440–1503) Иван III
Грановитая палата (1491 г.) Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари Иван III
Свод всемирной истории – «Русский хронограф»    
Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр)    
16 в.
Архангельский собор (1508 г.) Московского Кремля Алевиз Новый Василий III
Колокольня Ивана Великого (1508 г.) (заложена в 1505 г., в год смерти Ивана III) Бон Фрязин Василий III
В 1520–1530 гг. в «Послании на звездочетцев» излагает концепцию «Москва - Третий Рим» Старец Филофей (монах расположенного близ Пскова Елеазарова монастыря) Василий III
Появление шатровой архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском (заложена в 1532 г.) (построена в честь рождения наследника – будущего царя Ивана IV)    
Переписка Ивана Грозного и бежавшего в 1564 г. в Литву Андрея Курбского (князя, члена Избранной рады)   Иван IV
Великие Четьи-Минеи[3] Митрополит Макарий Иван IV
«Домострой» Сильвестр Иван IV
1564 г. - изобретение книгопечатания. Книга «Апостол». Позднее – первый русский букварь Иван Федоров (и его соратник Петр Мстиславец) Иван IV
Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного). Построен в честь взятия Казани (1560 г.) Барма и Постник Иван IV
17 в.
Теремной дворец Московского Кремля Бажен Огурцов Михаил Романов
деревянный дворец в селе Коломенском (загородная царская резиденция)   Алексей Михайлович
«Житие протопопа Аввакума» Аввакум - глава старообрядцев Алексей Михайлович
Издание рукописной газеты «Куранты» в единственном экземпляре для царя Алексея Михайловича   Алексей Михайлович
Появление нового архитектурного стиля – «нарышкинского барокко»: церковь Покрова в Филях (1693 г.)    
Архитектурный комплекс деревянного зодчества - Кижи    
Парсуны – портреты «Насаждение древа государства российского» Симон Ушаков – последний русский иконописец Алексей Михайлович
Открытие славяно-греко-латинской академии   Федор Алексеевич
18 в.
с 1701 г. - Начало светского образования: цифирные школы, школа Математицких и Навигацких наук; Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинская академия   Петр I
с 1702 г. - Издание газеты «Ведомости»   Петр I
1708 г. - Замена церковно-славянского шрифта гораздо более простым - гражданским   Петр I
Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий в Петербурге Доменико Трезини Петр I
1725 г. - открытие Академии наук[4]    
1755 г. - открытие Московского университета М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов Елизавета Петровна
Русское барокко: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.).   Ф.Б. Растрелли Елизавета Петровна
Издание сатирического журнала «Всякая всячина» Автор статей - императрица Екатерина II
Издание сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новиков Екатерина II
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев Екатерина II
1764 г. - открытие Смольного института (благородных девиц)   Екатерина II
Паровая машина Механик и изобретатель И. И. Ползунов Екатерина II
Многочисленные изобретения («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.), большинство из которых осталось не осуществленными. Механик и изобретатель И. П. Кулибин Екатерина II
Классицизм в литературе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин Екатерина II
Сентиментализм в литературе Н.М. Карамзин (великий историк – «История государства Российского» - и популярный писатель) Екатерина II
Классицизм в архитектуре: Дом Пашкова (Москва) В.И. Баженов Екатерина II
Классицизм в архитектуре: здания Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.)) (Москва) М.Ф. Казаков Екатерина II
Классицизм в скульптуре: скульптурны портреты Ф.И. Шубин Екатерина II
Медный всадник (памятник Петру I в Петербурге) Этьен Морис Фальконе Екатерина II
Портретная живопись Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский Екатерина II
Первый русский театр Ф.Г. Волков  
первая половина 19 в.
1811 г. – основание Царскосельского лицея    
Русский ампир в архитектуре: Казанский собор (Петербург) А.Н. Воронихин  
Русский ампир в архитектуре: здание Казанский собор (Петербург) А.К.Д. Захаров  
Русский ампир в архитектуре: здания Генерального штаба, Сената, Синода (Петербург) К.И. Росси  
Исаакиевский собор, Александрийская колонна (Петербург) О. Монферран  
Классицизм в архитектуре: здание Большого театра (Москва) О.И. Бове  
Скульптура: памятник Минину и Пожарскому (Москва, Красная площадь) И.П. Мартос  
Скульптура: «Укротители коней» (скульптуры Аничкова моста, Петербург) И.П. Мартос  
Музыка М.И. Глинка (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»)  
Портретная живопись: романтизм О.А. Кипренский  
Портретная живопись В.А. Тропинин  
Живопись: рождение бытового жанра: «На пашне. Весна» А.Г. Венецианов  
вторая половина 19 в.
Бытовой жанр в живописи: «Свежий кавалер», «Сватовство майора». П.А. Федотов  
«Последний день Помпеи» К.П. Брюллов  
«Явление Христа народу» А.А. Иванов  
Художник – маринист: «Девятый вал» И.К. Айвазовский  
Математика (неевклидова геометрия)[5] Н. И. Лобачевскийо  
Астрономия: основание всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории В.Я. Струве  
Медицина Н.И. Пирогов[6]  
Путешественники И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева  
Историческая наука М. П. Погодин, С.М. Соловьев - «История России с древнейших времен» в 29-ти томах  
Живопись: бытовой жанр В.Г. Перов – «Охотники на привале»  
Оперы - «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», балеты - «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковский  
Скульптура: памятник «1000-летие России» М.О. Микешин  
1870-е гг. - «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники). Создание товарищества связано с деятельностью мецената П.И. Третьякова И. Н. Крамской (лидер), В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»), А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, и др.    
«Могучая кучка» - объединение композиторов, в которую вошли композиторы[7] М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), А.П. Бородин («Князь Игорь»), Н.А. Римский-Корсаков («Майская ночь», «Снегурочка»), Ц.А. Кюи  
1878 г. – основание Бестужевских курсов (высшее женское учебное заведение) Основатель: профессора русской истории К. Н. Бестужев-Рюмин  
1898 г. - открытие МХАТа (московский художественный театр) Открыли театр К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко; актеры - В.И. Качалов, И.М.Москвин  
Оперное искусство Ф.И. Шаляпин  
рубеж 19 – 20 вв.
«Серебряный век» в русской литературе А. Блок, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова  
Физиология И.М. Сеченов, И.П. Павлов[8], И.И. Мечников[9]  
Химия А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев  
Математика П.Л. Чебышев, С.В. Ковалевская  
Физика А.Г. Столетов, П.Н. Яблочков  
Изобретение радио А.С. Попов  
Изобретение летательного аппарата А.Ф. Можайский  
Основоположник современной аэродинамики Н.Е. Жуковский  
Отец современной космонавтики К.Э Циолковский  
Путешественники П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай  
Историческая наука В.О. Ключевский – «Курс русской истории»  
1898 г. - Художественное объединение «Мир искусства»[10] А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов  
Художественное объединение «Голубая роза» - объединение художников – символистов (направление русского модерна) В.Э. Борисов-Мусатов  
1910 г. - Художественное объединение «Бубновый валет» П. П. Кончаловский  
«Русские сезоны» (гастроли русских оперных и балетных трупп в Париже и Лондоне 1908 – 1914) С.П. Дягилев  
Авангард в живописи В.В. Кандинский (родоначальник русского абстракционизма), М.З Шагал, К.С. Малевич[11] (основатель русского супрематизма)  
Архитектура (неовизантийский стиль) К.А. Тон (Храм Христа Спасителя), А. А. Парланд (Храм Спаса на крови в Петербурге), О. В. Шервуд (Исторический музей в Москве)  
Модерн в архитектуре Ф. О. Шехтель (особняк С. П. Рябушинского, 1902 г.).  
20век (советский период)  
Ликбез (ликвидация безграмотности): 1923 г. организовано добровольное общество «Долой неграмотность!», рабфаки[12]    
«Смена вех» - движение, в эмигрантской среде (сменовехство), получившее название от литературно-политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921–1922 гг. Н. В. Устрялов и др призывали перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними  
Советская живопись К. С. Петров-Водкин, А. А. Дейнека, Д. С. Моор (плакат «Ты записался добровольцем?»)  
Советская скульптура В. И. Мухина («Рабочий и колхозница»), И. Д. Шадр.  
Советская архитектура: стиль конструктивизм братья Веснины, А.В. Щусев (мавзолей Ленина)  
Советский театр В. Э. Мейерхольд  
Рождение советского кино: фильм «Броненосец «Потемкин»(1925 г.) С.М. Эйзенштейн  
с 1930 – 1931 гг. – введение обязательного начального образования    
1934 – создание «творческих союзов» «Союза писателей»[13], «Союза художников», «Союза архитекторов», «Союза композиторов»    
Блокада Ленинграда Д.Шостакович Седьмая (героическая) симфония  
1944 г. – введение обязательного 7-летнего образования    
1950-е гг. – выход в свет журнала «Юность». Журнал «Новый мир» опубликовал повесть о ГУЛАГе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»    
«Доктор Живаго» Л.Б. Пастернак[14]  
1950-е гг. – возникновение «самиздата» (например, журнал «Синтаксис»)[15]    
В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг.) Скульптор Е.В. Вучетич  
1957 г. – открытие театра «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов), в 1964 г. - и Театр драмы и комедии на Таганке (глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий)    
1958 г. – введение обязательного 8-летнего образования    
Эмиграция деятелей искусства за границу Поэт И. Бродский, скульптор Э. Неизвестный, писатель В. Аксенов виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская  
1975 г. – завершен переход к всеобщему среднему образованию    
           

 


[1] «Сказание» повествовало о судьбе царских регалий (венца, барм и пр.), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и унаследованных московскими князьями, которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей киевских. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводился к «Августу-кесарю» – римскому императору Октавиану Августу

 

[2] Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, – это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым

[3] Cборник религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний). В нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста

[4] Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии Петра, но открытие состоялось уже после его смерти

[5] Профессор в 23 года, ректор университета, является создателем «неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых аксиом Лобачевского в плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 1800 и т. д.

[6] Участник обороны Севастополя в годы Крымской войны, Русско-турецкой война 1877–78 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях

[7] Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова

 

[8] За работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности стал лауреатом Нобелевской премии, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга

[9] Нобелевским лауреат, автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины

[10] Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков»

[11] Основатель супрематизма – художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича – «Черный квадрат » (1913 г.) стало идейным манифестом супрематизма

[12] Рабочие факультеты, открытые для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г.

[13] Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький

[14] Над романом «Доктор Живаго» писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву ро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...