Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее особенности в РБ.




Важнейшим звеном банковской системы является Центральный банк. Основными задачами ЦБявляются - обеспечение стабильности денежного обращения; осуществление государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений. Основные функции ЦБ:

а) эмиссия банкнот;

б) хранение государственных золото - валютных резервов;

в) хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

г) денежно - кредитное регулирование экономики;

д) кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживание государственных учреждений;

е) проведение расчетов и переводных операций;

ж) контроль над деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие банки - кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных условиях кредитно - расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

· принимают и размещают денежные вклады;

· привлекают и предоставляют кредиты;

· производят расчеты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Структура и функции финансовой системы. Понятие финансов, их функции.

Финансы - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домохозяйства, предприятия, государство; система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.

На микроуровне выделяют первичные финансы - финансы хозяйственных субъектов: предприятий и домашних хозяйств. Состояние первичных финансов отражается в счете прибылей и убытков (для предприятий), сопоставление доходов и расходов (для домохозяйств). Вторичные финансы, или финансы государства, образуются в результате распределения и перераспределения доходов с помощью налогов. Отношения между экономическими агентами, возникающие по поводу финансовых ресурсов называются финансовыми отношениями. Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также и первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, под которой понимается совокупность всех финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Ведущим звеном государственных финансов является государственный бюджет страны. Вторым по значению финансовым звеном являются местные финансы, охватывающие все финансовые институты местного значения. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Специальное финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, имеющие определенную автономность. Большинство из них отделено от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Таким образом, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, определяющим звеном являются государственные финансы.

Финансовая система выполняет три основные функции:

· распределительно - перераспределительная

· контрольная

· стимулирующая

Все функции должны использоваться во взаимосвязи, обеспечивая положительный эффект в развитии общественного воспроизводства.

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций. Госбюджет выполняет две основные функции:

· распределительную,

· контрольную.

Первая обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства для удовлетворения общенародных потребностей. Вторая - гарантирует формирование и расходование денежных средств по предусмотренному назначению.

Принципы построения бюджета:

1. Принцип единства - в бюджете сосредоточены все доходы и все расходы государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности означает обязательное информирование населения об основных источниках доходов и основных расходах государства.

 

Бюджетный дефицит

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Бюджетный дефицит означает превышение расходов государства над его доходами. Бюджетный дефицит - явление неоднозначное. Представители кейнсианства считают, что умеренный дефицит - благо, т.к. позволяет увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. Вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита определяется причинами его порождения, является ли он следствием финансовой политики государства или дефицит возник из-за спада деловой активности. С этой позиции выделяют два типа бюджетных дефицитов - активный (структурный) и пассивный (циклический).

Активный (структурный) дефицит - дефицит, возникающий в результате сознательно применяемых правительством мер по увеличению государственных расходов при снижении налогов в целях улучшения условий для увеличения инвестиций. Пассивный (циклический) дефицит - дефицит, вызванный сокращением государственных доходов в результате циклического падения экономической активности и увеличения государственных трансфертов в этот период.

Государственный долг.

Определить величину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки), это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний долг - задолженность государства гражданам и организациям других стран Внутренний долг - задолженность государства своему населению.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, т.к. рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Внешний долг опасен для экономики, так как необходимо расплачиваться ресурсами страны.

По срокам уплаты различают текущий и капитальный госдолг. Текущий государственный долг - это долг, по которому срок уплаты наступает в текущем году. Капитальный государственный долг - долг, по которому срок платежа ёще не наступил.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами. Для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, государство может прибегнуть к:

ü рефинансированию, т.е. выпуску новых займов.

ü конверсии, т.е. изменению условий займа относительно доходности;

ü консолидации, т.е. изменению условий относительных сроков (превратить краткосрочные облигации в средне - и долгосрочные).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...