Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная и муниципальная политика в сфере культуры и досуга




Естественно, что любая сфера деятельности, тем более социально-культурная, всецело зависит от политики, экономики и правового закрепления, урегулирования взаимоотношений между субъектами и участниками таких правоотношений, свидетельствует Г.В Атаманчук [1].

Правовая политика вправе быть представлена как научно обоснованная, экономически обеспеченная, социально согласуемая с внешней и внутренней политикой государства, последовательная, повседневная деятельность государства, его органов и организаций, направленная на создание эффективного механизма правового регулирования, обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, общественных объединений, укрепления законности, правопорядка, достижения должного уровня правовой культуры и правовой жизни общества и граждан Правовая политика.

Правовое регулирование управления в социально-культурной сфере особо тесно связано с содержанием, направленностью правовой политики, являющейся составной частью как внутренней, так и внешней политики Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, которые являются составной частью ее правовой системы и подлежащие исполнению в первую очередь Глущенко П.П., Вихров А.А., Бабанцев Н.Ф. Правовая культура должностных лиц и государственных служащих - направление совершенствования государственно-управленческой деятельности. Имеются основания утверждать, что качество правового регулирования социально-культурной сферы зависит от качества законодательной базы, кадрового обеспечения системы органов, уполномоченных осуществлять функций управленческого характера, надлежаще организованных контроля и надзора за своевременностью и пунктуальностью исполнения управленческих предписаний, дисциплинарной практики, способствующей оценке результатов управления и принятию надлежащих, обоснованных, регламентированных законопредписаниями решений о поощрении, либо принуждении конкретных должностных лиц и граждан - субъектов государственно-правовых управленческих отношений. Однако центральным звеном в правовом регулировании управления рассматриваемой сферы является политическая воля, направленность правовой политики высших органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Как показали исследования П.П Глущенко, В.Я Кикоть, М. Пахтер, Ч. Лэндри[10, 16].Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, –художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага – услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность – деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.

Проведенные исследования В. Виндельбанд [5] доказывают, что к отраслям культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности:

– культурно-просветительская деятельность;

– театрально-концертная деятельность;

– цирковая деятельность;

– декоративно-прикладное искусство;

– библиотечное дело;

– музейное дело;

– историко-архивная деятельность;

– кино-видеопроизводство;

– изобразительные искусства;

– содержание и реставрация памятников истории и культуры;

– радио и телевидение;

– краеведение.

С.Кортунов, А.В. Малько [12, 14] выявили, что формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора), определяет Ю.Р. Бондаренко [2]

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...