Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные стандарты финансовой отчетности




 

Международные стандарты финансовой отчетности утверждаются Советом по МСФО (IASB - International Accounting Standards Board). Совет по МСФО был учрежден в 2001 году в качестве органа, ответственного за разработку стандартов отчетности. Совет по МСФО подотчетен Главному Комитету по Международным Стандартам Учета (Intenational Accounting Standards Committee Foundation), который в свою очередь является независимой некоммерческой организацией. Целью Совета по МСФО является разработка в общественных интересах единых высококачественных глобальных стандартов учета с целью обеспечения высококачественной прозрачной и сопоставимой информации в неспециализированной финансовой отчетности (general purpose financial statements).

С целью выработки стандартов, отвечающих указанным условиям, Совет по МСФО открыто консультируется со всеми заинтересованными сторонами, а также предпринимает меры для развития сотрудничества с международными и национальными органами (работающими в области стандартов финансового учета) по всему миру. Совет по МСФО состоит из 14 членов из 9 стран мира, каждый из которых имеет богатый практический опыт в своей профессии. Члены Совета по МСФО подотчетны Представителям Главного Комитета по Международным Стандартам Учета, а также избираются ими. При формировании Совета по МСФО целью является наилучшая комбинация технических экспертных знаний со знанием рынка и международных правил и обычаев ведения бизнеса.

Примечание: Английское слово ACCOUNTING имеет непрозрачное толкование в русском языке - как "учет", "учетный", "бухгалтерское дело" и т.д., что породило множество споров о том, являются ли МСФО стандартами "учета" либо стандартами "отчетности". Важно понимать суть явления: МСФО - это правила, по которым должна быть сформирована финансовая отчетность.

МСФО - Международные Стандарты Финансовой Отчетности- International Generally Accepted Accounting Principles- International Financial Reporting Standards- International Accounting Standards

Все указанные аббревиатуры относятся к описанию одних и тех же стандартов.

С самого начала, со дня своего основания, Совет по МСФО (до 2001 года он назывался Комитет по МСФО) принимал стандарты, которые назывались IAS. Так продолжалось до 2001 года, в котором произошел достаточно масштабный кризис на финансовых рынках, апогеем которого стал крах компании Enron, повлекший многомиллионные убытки инвесторов, вложившихся в эту компанию. По результатам сложившейся ситуации Комитет по МСФО признал, что действовавшие на тот момент стандарты не позволили пользователям получить всю необходимую им информацию для принятия правильного решения. Было принято решение реформировать сам Комитет (который стал Советом по МСФО) и расширить круг вопросов, обязательных к раскрытию в отчетности. В результате реформы, были пересмотрены положения стандартов и переименованы сами стандарты из IAS в IFRS.

Мировая практика показывает, что главное внимание высших органов государственного финансового контроля должно быть уделено контролю за деятельностью органов внутреннего контроля исполнительной власти, оценке показателей, положенных в основу властных решений. Учитывая, что в МСФО отражен лучший международный опыт и тенденции развития учета, было бы целесообразно использовать данные стандарты при оценке деятельности отечественных органов внутреннего контроля. Прямое применение МСФО в контрольной деятельности Счетной палаты возможно, например, в рамках:

проверки экономичности деятельности администрации в соответствии с обоснованными принципами, практикой и политикой управления, а также продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов, включая проверку информационных систем, результатов производственной деятельности, состояния внутреннего контроля, а также методов и процесса устранения проверяемым объектом выявленных недостатков;

проверки ежегодного исполнения федерального бюджета за истекший год для формирования предложений по оптимизации учетных операций, проводящихся Минфином России в соответствии с внутренними приказами; использования в качестве логической структуры информационных баз данных.

Международные стандарты аудита МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

Следует отметить, что международная унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее время процессов глобализации мировой экономики. Европейская федерация бухгалтеров рекомендовала соответствующей комиссии ЕС ввести МСА в ЕС с 2005 года, и такое решение уже принято. МСА разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. В конце большинства стандартов приводится раздел "Перспективы государственного сектора", в котором содержатся условия применения МСА при аудите субъектов государственного сектора (раздел подготовлен Комитетом государственного сектора Международной федерации бухгалтеров).

МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. МСА содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться все-таки МСА.

Сергей Тузанов, финансовый директор ООО «Национальная сеть «Техмаркет» (Москва) считает, что несмотря на то что МСФО 34 не содержит конкретных требований к периодичности составления промежуточной финансовой отчетности, на практике отчетность чаще всего готовится за квартал. Ежемесячно формировать отчетность слишком трудоемко. Но при выборе периода, за который будет сформирована промежуточная отчетность, нужно руководствоваться в первую очередь информационными потребностями менеджеров, собственников и потенциальных инвесторов.

Поскольку бухгалтерская отчетность в российской практике используется ограниченным числом пользователей, потребности в представлении сопоставимой информации по методике ее формирования, классификации данных являются ограниченными по сравнению с мировой практикой. Кроме этого, начальный этап рыночных преобразований в России, сложившийся уровень экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами не создают объективных условий для продвижения вперед. Поэтому разработанные основы получения сопоставимой информации можно рассматривать как начальный этап этого и других направлений сближения российской и мировой практики составления бухгалтерской отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...