Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В центре внимания - вся семья




Аутизм,

"обработка информации" - есть разница!

 

Изучение того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у людей спектра позволит нам лучше понять, как люди аутичного спектра воспринимают окружающий мир.

Без первоначального понимания того, как они воспринимают окружающий мир, невозможно понять их сильные стороны и проблемы.

Сенсорные, социальные и эмоциональные трудности, с которыми они сталкиваются, связаны с индивидуальными особенностями восприятия информации.

Понимание того, что "отличие их мышления" обусловлено "особенностями их восприятия" поможет нам объединить наши миры.

Говоря простым языком, аутизм – это "расстройство обработки информации".

Многие из вас могут не согласиться, сказав, что это не расстройство, а индивидуальная особенность обработки информации. Иными словами, их и наш мозг "запрограммированы" немного по-разному.

Чтобы понять особенности восприятия людей с расстройствами аутичного спектра, и, как следствие из этого, их часто странные поведения, мы должны знать, как у них происходит процесс обработки сенсорной информации, поступающей из окружающей среды.

Понимая эти особенности, мы можем помочь им (и себе) преодолеть различия между нами.

Эта серия статей должна обеспечить нам понимание общих когнитивных проблем, обусловленных особенностями процессов обработки сенсорной информации, характерными для расстройств аутичного спектра.

 

Общие когнитивные проблемы при аутизме:

• Проблема быстрой одновременной обработки нескольких информационных потоков;

• Наличие отложенных процессов обработки информации;

• Сосредеточение на деталях (фактах), трудности в восприятии целого;

• Интерпретация - буквальная, вне контекста, без учета скрытых связей между деталями;

• Невысокий уровень абстрактного мышления/решения проблем;

• Негибкое (черно-белое) мышление;

• Трудности со сменой деятельности, изменением планов;

• Плохо развиты исполнительные функции (планирование, организация, очередность);

• Трудности в восприятии при быстро меняющихся ситуациях; сильная привязка к привычной обстановке.

В этом списке приведены только некоторые из основных отличительных особенностей процессов обработки информации, которые были классифицированы как аутистическое мышление. Мы подробнее рассмотрим большинство из представленных проблем в следующих статьях.

Суммирование (наложение) всех проблем делает путь, по которому их мозг производит обработку информации, очень сложным и затратным.

Из-за их когнитивных отличий наш мир кажется им хаотичным и запутанным.

Определяющим в их инвалидности является тот простой факт, что свойственные им различия процессов обработки информации не соответствуют когнитивным требованиям, предъявляемым в нашей нейротипичной культуре. Они буквально пришельцы на чужой земле. На земле, где ожидаемое качество обработки информации не соответствуют состоянию людей из спектра.

Однако, в ситуациях когда требуется обработка статистических данных, конктретизация, детализация - их возможности обработки информации часто превосходят наши.

Именно поэтому у этих людей больше шансов добиться успеха в области инженерных и компьютерных технологий, естественных наук, истории, искусства и во многих других областях, которые оперируют большим количеством фактов, деталей, стандартных методов анализа, механических и электрических расчетов. Тем не менее, для быстрой обработки информации в ее динамике требуются большие усилия в результате трудностей, описанных выше.

Три основные категории когнитивных проблем:

• Проблемы обработки информации:

- отложенный процесс обработки;

- сосредоточение на деталях вне общего контекста.

• Косное, негибкое мышление:

- категоричность, безотносительность

- черно-белое; "или/или".

• Проблемы с исполнительными функциями:

- недостаточное внимание, планирование, организованность;

- недостаточный самоконтроль, импульсивность (склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций).

Итак, мы разделили когнитивные проблемы на три основные категории: обработка информации, исполнительные функции и гибкость мышления.

В этой серии статей мы будем рассматривать их по отдельности, в действительности же они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга.

Общение с аутистами - дайте им право голоса!

 

Для многих детей в спектре общение представляет много проблем.

Трудности - сформулировать что сказать, как это сказать, или ощущать себя в безопасности, говоря это, пытаясь сообщить о своих идеях, чувствах, потребностях или переживаниях - могут быть и стимулирующими и разочаровывающими.

Выбор наиболее подходящих слов, затем построение из этих слов структурированного контента, понятного другим, - этот процесс может быть слишком утомительным.

Даже для тех, кто имеет вербальную речь, тревожность при выражении самого себя в обществе может быть перегружающей.

В ранние годы жизни среда очень способствует началу общения. Дети общаются, когда они чего-то хотят или "протестуют", если им что-то не нравится. В силу того, что мир представляется хаотичным, запутанным и очень страшным для многих детей спектра, целями многих первых коммуникаций являются "убегание и избегание" ситуаций, которые их перегружают.

В профессиональной терминологии это называется "протестом".

Однако, первые способы проявления "протеста" обычно представляют собой поведения (крики, разбрасывание вещей, удары, пинки, самоагрессия, и т.д.), а не слова.

Поскольку мы часто подавляем такое поведение, игнорируя протест ребенка, то сводим на нет его попытку к общению.

Мы часто игнорируем или наказываем их за намерение общаться, разочарование от первоначальных попыток общения сказывается в дальнейшем.

Даже когда дети становятся старше и осваивают разговорную речь, мы "не слышим" их.

Так как мы хотим, чтобы дети делали определенные вещи и прекратили делать другие вещи и вели себя определенным образом, мы часто игнорируем или пресекаем их попытки иметь свой способ общения.

Мы хотим, чтобы они разговаривали и общались, но часто не даем им "голос".

Если мы хотим, чтобы дети научились общаться, мы должны предоставить им "право голоса"!

Неважно, будет ли это разговорная речь, жесты, знаки, написанные слова, вокализации, картинки или какие-то поведенческие действия - нам необходимо позволить ребенку выразить все, что он хочет или не хочет, чувствуя себя в безопасности и в комфортных условиях при этом.

 

Мы должны дать им "право голоса", каким бы сложным или изощренным не казался нам их способ коммуникации (жесты, звуки, мимика, поведение и т.д.).

Нам нужно создать (1) предпосылки к общению и (2) безопасную и принимающую среду, прежде чем у ребенка появится мотивация научиться более приемлемым формам общения.

В очень раннем возрасте я рекомендую начать делать следующее:

1. С раннего возраста "вслушивайтесь" в поведение (действия) ребенка и определяйте его коммуникационные цели.

Когда ребенок поворачивается и смотрит на что-то, берет что-то или что-то бросает, издает воркующие голосовые звуки или крики - будем считать это попытками общения и придадим им смысл.

Например, когда Салли тянется к предмету, предположим, что это попытка общения и дадим определение ее действиям: "Салли хочет (называем предмет) и немедленно дадим ей этот предмет.

Если Джонни отстраняется и кричит, когда вы предлагаете ему что-то, скажем: "Джонни не любит это", - и уберем это. Поддерживаем любой повод к общению, который дает ребенок.

В свою очередь, когда ребенку вербально сформулированы подразумеваемые им намерения, он начинает осознавать, что его действия имеют эффект и изменяют действия других людей.

Сначала ребенок может не предпринимать попыток к общению.

Однако, при присвоении этим попыткам назначения и смысла, ребенок учится видеть причинно-следственную связь своих действий, влияющих на окружение.

Это позволяет совершать осмысленные действия и повышает мотивацию к общению.

2. Найдите самый эффективный для вашего ребенка способ общения.

 

Хотя все мы хотим, чтобы наши дети говорили, речь не может быть самым первым и самым лучшим способом общения в определенный период.

Используйте абсолютно все коммуникационные подходы, используйте разнообразные способы (вокализации, жесты, картинки и т.д.) для установления общения.

Многих родителей беспокоит, что использование методов аугментативной (дополнительной) коммуникации будет сдерживать использование речи.

Это не соответствует действительности. Установление коммуникации в любой форме увеличит вероятность появления речи, если эта модальность доступна. Все дети сначала учатся общаться, используя вокальные звуки, жесты, мимику и т.д., прежде чем они научатся говорить.

 

3. Предоставьте детям "право голоса" во всем.

Спрашивайте их мнение, узнавайте их предпочтения. Давайте им возможность простого выбора (что есть, что надеть, что делать в первую очередь и т.д.).

Если они не отвечают, сделайте им предложение и наблюдайте за реакцией ("Бьюсь об заклад, Салли хотела сок!"). Считайте их реакцию (как правило, тянутся к предмету, вокализируют, отворачиваются и т.д.) попыткой коммуникациии и в ответ расскажите, как вы ее интерпретируете. Спросите их мнение, предложите им выбор, подождите немного, чтобы дать им возможность ответить. Как только они ответят, расскажите, как вы интерпретируете их ответ. Это позволит создать связь ваших ответов с их действиями.

 

4. Понимайте и уважайте их "протест".

Если ребенку что-то не нравится, его что-то пугает или перегружает, сначала признайте, что вы его понимаете и подтвердите, что он может быть чего-то боится или не хочет чего-либо. Для ребенка важно чувствовать себя в безопасности, сообщая о своих потребностях.

Если возможно, уберите раздражающий фактор, или приведите его в соответствие с возможностями ребенка, или предоставьте ребенку дополнительную поддержку для его преодоления.

Признание и анализ протеста, кроме устранения его причин, изменения условий или предоставления большей поддержки, дает ребенку возможность узнать, что его мнение

(1) важно,

(2) услышано,

(3) имеет положительный эффект в оказании ему помощи.

 

5. К тому же, когда ваш ребенок выражает эмоции (счастье, печаль, злость, страх и т.д.), он отмечает, что вы видите его чувства и соединяете их с причинами, которые их вызывают.

"Джонни, я вижу, что ты зол, потому что не можешь достать игрушку". Таким образом, ребенок начинает связывать свои эмоции с конкретным событием и понимает, что вы восприняли его реакцию как попытку взаимодействия, которое может помочь ему справиться с ситуацией.

 

6. Наконец, последнее: "ничего для ребенка без участия самого ребенка!"

Предоставьте ему право голоса во всем, что с ним происходит. Независимо от того, выражается "голос" вербально или нет, слушайте его, признавайте и уважайте его.

Это не значит, что вы должны удовлетворять все требования ребенка.

Просто убедитесь в том, что вы:

(1) дали ему возможность высказать свое мнение,

(2) признали и подтвердили его чувства,

(3) попытались изменить условия или адаптировать среду к его возможностям или предоставили дополнительную поддержку, для того чтобы он смог сделать что либо как можно лучше.

Если мы слушаем их, они будут чувствовать себя в безопасности, чтобы выражать себя и развивать более эффективные навыки общения.

В центре внимания - вся семья

В профессиональной сфере акцент делается на ребенке.

Мы оцениваем, планируем, разрабатываем и осуществляем различные стратегии для ребенка под лозунгом "Ребенок - в центре внимания".

Мы полагаем, что мы лучше знаем, в чем нуждается данный ребенок, и мы часто "даем наказ" родителям, что им делать, чтобы, по нашему мнению, помочь их ребенку.

Мы часто говорим родителям, какими должны быть родители, как они должны дисциплинировать и обучать детей.

Мы говорим им, что они должны составить структурированный распорядок дня, работать по программам коррекции поведения, использовать визуальные стратегии, поощрять взаимодействие и общение, лучше защищать интересы ребенка в школе, и их удел - целый день крутиться вокруг своего ребенка.

 

Сосредоточив свое внимание на том, что по нашему мнению необходимо ребенку, мы часто непреднамеренно не учитываем и/или не признаем мнение родителей и воспитателей.

Мы говорим им, что они должны делать и ненароком обвиняем их, если они этого не делают.

Мы не упускаем повода сказать родителям, что они что-то делают неправильно и что они должны измениться.

"Если только вы сделаете это, ваш ребенок будет продвигаться!"

Мы вторгаемся в их дома, требуем от них заполнить массу бумажных форм и встретиться с нами, чтобы мы могли установленным порядком отслеживать их прогресс.

Чем сложнее проблемы ребенка, тем более навязчивым становится наше присутствие в жизни семьи.

Семья находится "под микроскопом" и вынуждена удовлетворять все наши требования, чтобы получить необходимый сервис.

 

По моему опыту, ограничиваясь узким направлением "Ребенок - в центре внимания", мы упускаем главное.

Без всяких сознательных намерений, фокусируя внимание только на нуждах ребенка, мы часто упускаем из виду то, в чем нуждается семья.

Мы забываем, что основной движущей силой всех улучшений для ребенка являются его родители, и что семья является приоритетным, важнейшим средством его поддержки.

Все факторы стресса, которые переживают родители, истощают и полностью исчерпывают ресурсы семьи.

Часто это неполные семьи с одним родителем или семьи, где всю ответственность за ребенка несет один из родителей.

Трудности, которые испытывает семья, истощают ресурсы времени, денег, энергии, и в то же время родители зачастую чувствуют себя брошенными другими членами семьи, друзьями и лишенными поддержки извне.

Разрываясь между заботами и тревогами по уходу за ребенком, борьбой за предоставление сервисов, улаживанием проблем в школе, попытками ориентироваться в области государственных и профессиональных сервисов и удовлетворением потребностей других членов семьи, они находятся в постоянном стрессе.

В это время мы, профессионалы, приходим и просим их предпринять серьезные изменения в их жизни и реализацию сложных стратегий, возможно превышающих то, с чем они могут справиться.

 

Я искренне считаю, что нужно расширить понятие "В центре внимания - ребенок" до "В центре внимания - вся семья".

Мы не должны приходить в семьи и говорить "что вы должны делать", мы должны спрашивать "каким образом мы можем вам помочь?"

Начать надо с того, чтобы помочь семье определить, что ей необходимо, и выяснить, как бы они хотели, чтобы им помогли удовлетворить эти нужды. Каким образом мы можем содействовать семье, а не изменять ее. Какими способами мы можем помогать семье удовлетворять ее потребности, развивая сильные строны, которые уже есть, а не предлагая перемены, которые, по нашему мнению, должны быть проведены.

Очевидно, что в любой семье, которая способна воспитывать сложного ребенка с особыми потребностями, есть много сильных сторон, которые позволяют им выстоять в такой беде.

Как мы можем помочь им справиться с напряжением, уменьшить стресс и удовлетворить нужды всех членов семьи?

Эти запросы должны быть сформулированы семьей, а не нами, специалистами, что позволит им выбирать, как мы можем им помочь наиболее эффективно. От нас не зависит решение, что будет лучше для них или для их ребенка, но мы с вами должны помочь им в обеспечении потребности, достижении цели или мечты.

 

Мы должны начинать работу с обращения к семье с вопросами, какие проблемы им представляются как самые большие и какую помощь они хотели бы получить от нас.

Мы будем удовлетворять потребности ребенка путем удовлетворения потребностей всей семьи, поддерживая ее силы для более полного удовлетворения собственных нужд.

Наши оценки, опирающиеся на оценки семьи, должны запускать на практике необходимые механизмы и помогать использовать эти механизмы в полном объеме для всестороннего решения проблем.

Семьи знают, что и в каком объеме им нужно. Они могут быть в потрясении или в смятении от того что устали, измучены или выдохлись, но у них есть свое видение.

Если мы сможем понять их видение и как помочь достичь этого видения, то они могут почувствовать нашу поддержку.

Позволяя семье определять, какая помощь ей нужна, мы уважаем ее приоритеты и даем возможность осуществлять собственные мечты.

Мы не должны навязывать им свое видение, но должны помогать им в соответствии с их видением.

Тогда они будут воспринимать нас в качестве "напарника", "товарища", "спутника" на их пути.

Итак, давайте перенесем центр внимания с ребенка на всю семью.

Будьте хорошим партнером,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...