Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Западноевропейское кружево как культурная матрица




Глава 2

Западноевропейское кружево как культурная матрица

 

Именно культурное пространство Западной Европы предложило актуальные базовые формы кружева, задающие направление развития для большинства последующих его видов. Эти базовые концепты выступают как культурная матрица, то есть своеобразный ориентир, и как фактор, объединяющий национальные и локальные культуры.

 

Шитое кружево Венеции

 

Шитое, или игольное, кружево, согласно общепринятой версии, было изобретено в Италии. Вероятно, итальянцы узнали начала этого искусства от сарацин, которые селились здесь еще с IX века. Исследователями выдвинута версия о возможном индокитайском влиянии на декоративно‑ прикладное искусство Венеции; торговые отношения венецианцев с этим регионом известны с 1390 года. Так или иначе, первоначально шитое кружево использовали для украшения предметов церковного назначения.

Первое документальное упоминание о кружеве находится в описи Сфорца от 1493 года. В это время Светлейшая Республика Венеция была центром моды для королевских дворов Европы и России.

Модные товары венецианского производства, в том числе и кружева, считались символом роскоши и имели необычайную популярность в королевских домах Европы. Крупнейшими рынками сбыта модных товаров были Англия и Франция; кроме того, венецианское кружево поставлялось в Германию, Фландрию, Швецию, откуда расходилось по всему миру. Шитые кружева Венецианской Республики считались символом роскоши и имели необычайную популярность.

Узоры итальянского кружева авторства Винчиоло, Вечеллио и Изабеллы Парасоль пользовались общеевропейской известностью. Первоначально опубликованные в Венеции, книги узоров многократно переиздавались во Франции, Германии, Бельгии и Англии.

Как сказано в предисловии к одному из репринтных изданий книги узоров Винчиоло: «Если судить по тому, сколько раз эта маленькая книга была переиздана между 1587 и 1658 годами, надо полагать, что утонченные дамы того времени считали ее лучшей в своем роде. Мы знаем о семнадцати изданиях – но есть основания полагать, что их было больше. Не исключено, что некоторые фрагменты не дошли до нас, учитывая, каким образом заказчицы могли использовать книгу образцов узоров: вырывали страницы, отдавая мастерицам, как и сегодня поступают с модными журналами».

При производстве шитого кружева венецианки использовали только два стежка – штопальный и петельный; однако им были известны десятки вариантов петельного стежка, каждый из которых создавал разнообразные фактуры и эффекты. Источником узоров первоначально было punto in aria, их богатство способствовало обособлению различных направлений среди венецианского шитого кружева. Новые стили venetian point, rose point, point neige, gros point de Venise и point plat de Venise стали итогами работы великой Венецианской кружевной школы.

Расцвет этих стилей приходится на XVI–XVII века. На рубеже веков широкое распространение получает венецианское гипюрное шитое кружево, состоящее из тяжелого узора, соединенного тонкими связками. Кружева такого типа производили не только в Венеции – не менее популярны были миланские ленточные гипюры и гипюры из золотной нити, сделанные в Генуе.

Гораздо реже встречалось venetian point à rе́ seau – плоское кружево с шитым фоном из сетки, которая исполнялась без определенного порядка, окружая завитки узора. Развитие итальянского шитого кружева прекращается в первой половине XVIII века, вместе с очередной сменой моды.

Самой ранней, относительно простой формой развития punto in aria стало кружево venetian point.

Материал. Из льняной, шелковой или хлопковой нити.

Метод производства. Кружево типа «гипюр» – толстое, с рельефом, элементы соединяются бридами, без фоновой сетки.

Рисунок. Пышный орнамент из завитков и цветов.

История. Известен с конца XVI века.

Бытование. В средневековой и ренессансной Европе моду для королевских дворов диктовала Венеция: именно здесь производились ткани для парадных одеяний и всевозможная галантерея для их отделки, в том числе и кружева. Екатерина де Медичи (Caterina Maria Romola di Lorenzo de Medici, с 1533 года жена будущего французского короля Генриха II), приехав во Францию, привезла с собой и свое кружево, и многие годы шитое кружево называлось point de Medicis in Paris.

Rose point – стиль, также разработанный на базе punto in aria. Rose Point от прочих сортов венецианского шитого кружева отличается тремя важными деталями: во‑ первых, условным характером узоров, во‑ вторых, рельефом и, в‑ третьих, разработкой брид.

Материал. Из льняной, шелковой или хлопковой нити.

Метод производства. Высокий рельеф в rose point достигается подкладыванием грубых толстых нитей в кордонне. Иногда используется двойной или тройной рельеф; эти добавочные нити покрываются плотными петельными стежками. Толстый пучок нитей кордонне лежит непрерывной кривой, поэтому почти всегда формы орнамента закругленные. Каждый контур окружен петлями или «жемчужинками», иногда они сделаны более сложными с помощью полудюжины петель и гребешков, по принципу point neige.

Соединительные бриды щедро украшены крошечными, сложно орнаментированными пико, между самими бридами относительно мало свободного пространства.

Рисунок. Дизайн тяжелого rose point – завитки с декоративными цветами, чаще всего со стилизованными мотивами плодов граната. Натуралистически выглядящие плоды появляются во многих образцах позднего punto in aria, но решенные средствами rose point гранаты с трудом узнаваемы. Условная трактовка природных форм является характерной чертой итальянского дизайна кружева, по сравнению с натуралистическим искусством Франции, Фландрии и Англии.

Point neige – очень необычное, самое легкое и тонкое из всех сортов венецианского шитого кружева.

Материал. Из льняной, шелковой или хлопковой нити.

Метод производства. Фон в point neige обильно украшен: используются не только пико, но и пикотированные круги и полукруги, S‑ образные и звездоподобные формы. Фон становится главным элементом; он орнаментирован многочисленными бридами, напоминающими снежинки.

Рисунок. Стиль изменяется; дизайн становится мельче. Завитки, в отличие от rose point, больше не непрерывны. Отдельные побеги, состоящие из тонких листьев и мелких цветов в gros point de Venise, здесь покрыты в изобилии свободными петлями. Они почти скрывают исходную форму того, что обогащают. Рисунок зачастую симметричный, ось симметрии вертикальная; распространен вазоподобный орнамент.

История. Стиль point neige был в моде около 1650–1720‑ х годов, его формирование проходит отчасти под французским влиянием.

Gros point de Venise – тяжелое шитое кружево с высоким рельефом, так называемый венецианский гипюр.

Материал. Из льняной, шелковой или хлопковой нити.

Метод производства и рисунок. Плотные петельные стежки обрамляют каждую его часть. Толстые кордонне из конского волоса или хлопковой нити контурируют тяжелые округлые цветы (чаще всего это цветы граната), полностью покрытые петельными стежками. Контуры рисунка из гребешков и завитков плавные, закругленные. Его завитки тяжелее, а бриды менее декоративны, чем у прочих видов венецианского кружева.

История. Скульптурный gros point известен с 1620‑ х годов, к 1650‑ м годам он достигает пика популярности, который длится до 1670‑ х годов. Однако производство этого сорта кружева продолжалось и позднее. Имеются образцы gros point XIX – начала XX века.

Бытование. Рельефные венецианские кружева rose point и gros point de Venise – самые эффектные и самые сложные из всех видов шитого итальянского кружева. Они вызывали массу подражаний во все время своего бытования: результатом частых стилизаций было появление множества сортов тяжелого кружева с высоким рельефом, как ручной, так и машинной работы, имитирующих старинный венецианский гипюр с большей или меньшей тщательностью.

Point plat de Venise – плоское кружево, напоминающее rose point.

Материал. Из льняной, шелковой или хлопковой нити.

Метод производства. При внешнем сходстве, от rose point отличается более мелким масштабом, отсутствием рельефа и более свободной компоновкой элементов.

Рисунок. Детали узора, чаще всего цветы, объединены пикотированными бридами; фон занимает большую площадь.

История. Время расцвета этого стиля приходится на конец XVII – начало XVIII века, когда его также называли coralline. Кораллина – упрощенная версия классического шитого венецианского кружева; рельеф почти полностью отсутствует, а завитки распрямились, трансформируясь в веточки кораллов, на которых иногда расцветают незаметные цветочки. Фон кораллины состоит из пикотированных брид, расположенных на шестигранной шитой сетке.

Бытование. Point plat de Venise стал последним из знаменитых творений Венецианской кружевной школы. С середины XVII века популярность дорогостоящего и тяжелого итальянского шитого кружева стала снижаться. Это было вызвано отчасти сменой моды, а отчасти запретом на его ввоз во Францию, которая до этого времени была крупнейшим потребителем кружева Венеции.

Стиль шитого венецианского кружева в целом послужил примером выстраивания образов и форм для кружева многих европейских культур. Одной из первых – сначала к прямому подражанию, а затем к относительно самостоятельным работам в «итальянском духе» – обратилась Франция. Здесь политика культурных заимствований позволила создать целую индустрию шитого кружева, продукция которой со временем превзошла свой прототип по уровню дизайна, мастерства исполнения и по цене.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...