История дирижера калины
... Так вот, приехал я в Ливерпуль. Меня уже ждали на вокзале и отвезли в гостиницу отдохнуть. Я принял ванну, пошел осмотреть город и... заблудился. Когда мне случается попасть в новый город, я прежде всего иду к реке. У реки человеку слышна, так сказать, оркестровка города. С одной стороны, уличный шум — барабаны и литавры, трубы, горны и медь, а с другой — река, то есть струнная группа, пианиссимо скрипок и арф. И вы слышите всю симфонию города. Но в Ливерпуле река — не знаю, как она называется, — бурая, неприглядная, и на ней шум, грохот, треск, звонки, гудки, всюду пароходы, буксиры, пакетботы, склады, иерфи, краны. Я очень люблю всякие корабли, и толстопузые смолистые баржи, и красные грузовые суда, и белоснежные океанские лайнеры. «Океан, наверное, где-нибудь тут за углом», — сказал я себе и, решив, что надо на него посмотреть, зашагал вниз по реке. Иду час, иду два — вижу только сараи, склады и доки, изредка корабли, то высокие, как собор, то с тремя толстыми скошенными дымовыми трубами. Всюду пахнет рыбой, конским потом, джутом, ромом, пшеницей, углем и железом... Вы заметили, что, когда много железа, оно издает ясно ощутимый своеобразный запах? Я брел словно во сне. Но вот стемнело, настала ночь, и я оказался один на каком-то песчаном берегу. Напротив светил маяк, вдали двигались огоньки — должно быть, там и был океан. Я сел на груду досок, охваченный сладким чувством одиночества и затерянности. Долго я слушал шелест прибоя и вздохи океана и чуть не заскулил от грусти. Потом подошла какая-то парочка, мужчина и женщина, и, не заметив меня, уселись ко мне спиной и тихо заговорили. Понимай я по-английски, я бы, конечно, кашлянул, чтобы они знали, что их слышат. Но так как я на их языке знал только слова «отель» и «шиллинг», то остался сидеть молча.
Сперва они говорили очень staccato*. Потом мужчина начал тихо и медленно что-то объяснять, словно нехотя и с трудом. И вдруг сорвался и сразу все выложил. Женщина вскрикнула от ужаса и возмущенно затараторила. Но он сжал ей руку так, что она застонала, и стал сквозь зубы ее уговаривать. Это не был любовный разговор, для музыканта в этом не могло быть сомнения. Любовные темы имеют совсем другой каданс и не звучат столь сдавленно. Любовный разговор — это виолончель. А здесь был почти контрабас, игравший presto rubato**, в одном тоне, словно мужчина все время повторял одну и ту же фразу. Мне стало не по себе: этот человек говорил что-то дурное. Женщина начала тихо плакать и несколько раз протестующе вскрикнула, словно сопротивляясь * отрывисто (итал. ). " быстро, в свободном темпе (итал. ).
ему. Голос у нее был похож на кларнет, чуть-чуть глуховатый, видимо, она была не очень молода. Потом мужской голос заговорил резче, словно приказывая или угрожая. Женщина начала с отчаянием умолять, заикаясь от страха, как человек, которому наложили ледяной компресс. Слышно было, как у нее стучали зубы. Мужчина ворчал низким голосом, почти любовно, в басовом ключе. Женский плач перешел в отрывистое и покорное всхлипывание. Я понял, что сопротивление сломлено. Потом влюбленный бас зазвучал снова, теперь выше и отрывистей. Обдуманно, категорически он произносил фразу за фразой. Женщина лишь беспомощно всхлипывала и стонала, но это уже было не сопротивление, а безумный страх, не перед собеседником, а перед чем-то ужасным, что предстоит в будущем. Мужчина снова понизил голос и начал что-то успокоительно гудеть, но в его тоне чувствовались угрожающие интонации. Рыдания женщины перешли в покорные вздохи. Ледяным шепотом мужчина задал несколько вопросов. Ответом на них, видимо, был кивок головы, так как он больше ни на чем не настаивал.
Они встали и разошлись в разные стороны. Я не верю в предчувствия, но верю в музыку. Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что контрабас склонял кларнет к чему-то преступному. Я знал, кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел контрабас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что готовится преступление, и даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, тревога была в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи! Кларнет был слишком простодушен, чтобы совершить что-нибудь самому. Он будет лишь помогать: даст ключ или откроет дверь. Тот грубый, низкий бас совершит задуманное, а кларнет будет в это время задыхаться от ужаса. Не сомневаясь, что готовится злодеяние, я поспешил в город. Надо что-то предпринять, надо помешать этому! Ужасная вещь — сознавать, что ты запаздываешь, когда творится такое... Наконец я увидел на углу полисмена. Запыхавшись, подбегаю к нему. / — Мистер, — кричу я, — здесь, в городе, замышля Полисмен пожал плечами и произнес что-то непонятное. «О, господи, — вспомнил я, — ведь он меня не понимает». — Убийство! — кричу я ему, словно глухому. — По Полисмен только покачал головой и сказал по-английски что-то вроде «да, да». — Мистер, — твердил я возмущенно, содрогаясь от Тут я сообразил, что даже не знаю, как она выглядит. А если бы и знал, то не сумел бы объяснить. — О, господи! — воскликнул я. — Но ведь это не Полисмен внимательно глядел на меня и, казалось, хотел успокоить. Я схватился за голову. — Глупец! — воскликнул я в отчаянии. — Ну, так я Конечно, это было нелепо, но, зная, что дело идет о человеческой жизни, я не мог сидеть сложа руки. Всю ночь я бегал по Ливерпулю в поисках дома, в который лезет грабитель. Удивительный это был город, такой мертвый и страшный ночью... К утру я сидел на обочине тротуара и стонал от усталости. Полисмен нашел меня там и отвел в гостиницу.
Не помню, как я дирижировал в то утро на репетиции. Но наконец отшвырнул палочку и выбежал на улицу. Мальчишки продавали вечерние газеты. Я купил одну и увидел крупный заголовок: «Murder», а под ним фотографию седовласой леди. По-моему, «murden> значит по-английски «убийство»... К. Чапек ЛИТЕРАТУРА 1. Антипова A. M. Просодия // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. 2. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. — М., 1973. 3. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005. 4. Артемов В. А. Восприятие и понимание речи // Доклады на совещании по вопросам психологии. — М., 1954. 5. Артемов В. А. О взаимоотношениях физических свойств, воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи / Вопросы психологии. 1960. №3. 6. Артемов В. А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. — М., 1974. 7. Артемов В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия). — М., 1976. . 8. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006. 9. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 10. Бабина Г. В., Идее Р. Е., Малова И. А. Характеристика и коррекция нарушений голоса и дыхания у детей с церебральным параличом // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Серия: психолого-педагогические науки. М., 1996. 11. Белякова Л. И., Романчук И. Э. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. — М., 1989. 12. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Методика анализа просодических характеристик речи. Методические рекомендации. — М., 1977. 13. Блохина Л. П. -, Потапова Р. К. Методика анализа просодических характеристик речи. — М., 1981.
14. Болинджер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. — М., 1972.
15. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977. 16. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М., 1981. 17. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М., 2005. 18. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. — М., 2005. 19. Витт Н. В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации / Вопросы психологии. 1965. №3. 20. Витт Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения / Вопросы психологии. 1981. №4. 21. Витт Н. В. Эмоциональная регуляция речемыслитель-ных процессов // Психологические и психофизиологические исследования речи. — М., 1985. 22. Галунов В. И. Акустика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. 23. Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. - М. -Л., 1949. 24. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 25. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. 26. Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Вопросы психологии. 1978. №4. 27. Зимняя И. А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности / Иностранный язык в школе. 1973. № 4. 28. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978. 29. Зиновьева Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте. Дис. и Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1995. 30. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). — Иваново, 1983. 31. Карксон Л., Окерман М. Ребенок от нуля до двух. — М., 1993. 32. Когновицкая Т. С. Мелодические особенности речи у детей с заиканием // Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986. 33. Когновицкая Т. С. Логопедическая работа с заикающимися школьниками с учетом особенностей мелодики и темпа речи: Методические рекомендации. — Л., 1992.
34. Кубрякова Е. С., Шахн'аровт A. M., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. — М., 1991. 35. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.; СПб., 2003. 36. Лингвистический энциклопедический словаре. — М., 1990. ' 37. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. — СПб., 2000. 38. Лурия А. Р. О строении речевой деятельности // Травматическая афазия. — М., 1947. 39. Мазманян М. А., Александрян Э. А. Роль интонации в развитии речи ребенка // Исследования языка и речи. Уч. записки МГПИИЯ им. М. Тореза, т. 60. — М., 1971. 40. Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. — М. -Л., 1966.
41. Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. 42. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975. 43. Носенко Э. Л. О возможности оценки степени интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции, личность. — Л., 1978. 44. Носенко Э. Л. Эмоциональное состояние и речь. — Киев, 1981. 45. Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи. — Киев, Одесса, 1989. 46. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005. 47. Орлова О. С. Нарушения голоса. — М., 2008. 48. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. — М., 1998. 49. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб^ 1999. 50. Потапова Р. К. Коннотативная паралингвистика. — М., 1998. 51. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. — Л., 1980. 52. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов для специальности № 2111 «Дефектология» (логопедия). — М., 1997. 53. Речь, эмоции и личность: Материалы и сообщ. Всесоюз. симпоз., 27-28 февр. 1978 г. — Л., 1978. 54. Рожкова Г. И. Распознавание эмоциональной интонации. Канд. дис. — М., 1969.
55. Светозарова Н. Д. Синтагма // Лингвистический ')нцик-попедический словарь, М., 1990. 56. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. — М., 1938. 57. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Вопросы психологии. 1968. №3. 58. Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979. 59. Торсуева И. Г. Интонация; Мелодика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. 60. Филиппов К. А. Онтогенез речи и интонация // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1992, вып. 4, сер. 2. 61. Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974. 62. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. — М., 1953. 63. Ястребова А. В. Роль коммуникативной функции интонации при формировании речи у детей с ОНР // Тезисы докладов 4-й научной сессии по вопросам дефектологии. — М., 1962. 64. Ястребова А. В. Использование интонационных средств и инки при формировании речи у детей с ОНР // Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1964. Учебное издание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|