Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
Пояснительная записка
1.1. Цель преподавания дисциплины. В процессе изучения дисциплины «Психология» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях психологической науки, ее практических приложениях. В процессе преподавания курса студенты знакомятся с конкретными психологическими фактами, на которых базируются теоретические построения. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной мотивации на постоянное самообразование в сфере своей профессиональной.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Изучение классических и современных психолого-педагогических категорий, закономерностей и принципов психологической науки, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Введение студентов в проблематику, предметную область общей, возрастной и педагогической психологии.
Освоение студентами фундаментальных теоретических и практических проблем психического развития и психологических данных человека на конкретных этапах онтогенеза.
Формирование навыков научного анализа психологической реальности и ее возрастных изменений у человека.
Освоение знаний и умений в сфере педагогической психологии с целью конструктивного решения производственных ситуаций.
Анализ психологических основ деятельности педагога, его взаимодействия с учащимися
Раскрытие основных закономерностей процессов обучения и воспитания.
Определение закономерностей функционирования ученических и педагогических коллективов;
Повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры студентов.
Формирование у студентов навыков самоанализа, психологической интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации.
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами
Необходимо для изучения дисциплины
№
| Наименование дисциплины
| Раздел, тема
|
6
| Общая педагогика
| Теоретико-методологические основы педагогики
|
7
| Общая педагогика
| Педагогический процесс как система и целостное явление
|
8
| Общая педагогика
| Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе
|
Содержание учебного материала
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
№
| Наименование тем
| Содержание
| Объем
в часах
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1
| Предмет, задачи и методы современной психологической науки
| 1. Предмет психологии. Задачи психологической науки на современном этапе развития общества.
2. Понятие о психике.
3. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.
4. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
5. Проблема биологического и социального в природе человека.
6. Методы психологии.
| 2
|
2
| Психические процессы
| 1. Характеристика психических познавательных процессов.
2. Ощущение и его основные функции. Закономерности, классификация, виды и свойства ощущений.
3. Восприятие, его общая характеристика и классификация. Общие свойства восприятия.
4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Виды и процессы памяти. Представление. Роль ассоциаций, смысловых представлений в работе памяти. Средства развития и тренировки памяти.
5. Внимание, его функции и свойства. Виды внимания. Структура внимания.
6. Мышление как процесс. Основные функции мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Фазы мыслительного процесса. Формы мышления. Творческое мышление.
7. Воображение, его характеристика и виды. Механизмы и функции воображения. Творческое воображение.
8. Мотивационные процессы. Потребности. Классификация потребностей. Мотив и поведение. Мотивация и волевые процессы.
| 4
|
3
| Психические состояния
| 1. Характерные особенности психических состояний.
2. Функции и структура психических состояний.
3. Классификация психических состояний.
4. Особенности эмоциональных состояний. Понятие об эмоциях и чувствах.
5. Формы переживания чувств. Высшие чувства.
6. Функциональные и психические состояния. Оптимальные состояния.
7. Саморегуляция состояний.
| 2
|
4
| Психологическая характеристика личности. Деятельность. Психология межличностных отношений
| 1. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре личности.
2. Понятие о поведении. Направленность личности.
3. Потребность как источник активности личности. Классификация потребностей. Мотивы и их виды. Понятие об установке.
4. Определение понятия деятельности. Структура деятельности.. Основные виды деятельности.
5. Понятие об общении. Функции общения. Формы общения.
6. Общее понятие о группах, закономерности существования групп. Виды групп
7. Межличностные отношения в группах. Лидер в группе.
8. Социометрия как метод изучения межличностных отношений в малых группах.
| 1
|
5
| Темперамент, характер, способности
| 1. Понятие темперамента. Структура темперамента. Свойства темперамента.
2. Типы темперамента. Физиологические основы темперамента.
3. Общее понятие о характере. Физиологическая основа характера, структура характера.
4. Пути формирования характера. Характер и темперамент.
5. Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки.
| 1
|
6
| Предмет и основные понятия возрастной психологии. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
| 1. Предмет возрастной психологии.
2. Основные понятия возрастной психологии:
§ социальная ситуация развития,
§ ведущий тип деятельности,
§ новообразования,
§ кризис.
3. Биологизаторский и социологизаторский подходы к развитию психики ребенка.
4. Особенности периода новорожденности.
5. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования в младенчестве.
6. Кризис 1 года.
7. Особенности психического развития в раннем детстве.
8. Кризис трех лет.
| 2
|
7
| Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрастах
| 1. Развитие личности дошкольника.
2. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми.
3. Игровая деятельность в дошкольном возрасте.
4. Кризис семи лет.
5. Развитие личности дошкольника: эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание.
6. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
7. Психологическая готовность к школьному обучению.
| 2
|
8
| Психология подросткового и юношеского возраста. Развитие личности в молодости и зрелости
| 1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.
2. Развитие личности подростка.
3. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
4. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
5. Основные новообразования и ведущий вид деятельности юношей.
6. Общение и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
7. Молодость как социально-историческая категория. Развитие личности в молодости. Особенности самосознания в молодости.
8. Социальная ситуация развития в зрелости.
9. Психологическая характеристика взрослости. Кризисы возрастного развития.
10. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.
11. Характеристика личности старого человека.
1.
| 2
|
9
| Предмет, методы и задачи педагогической психологии.
Психология обучения. Психология воспитания. Психология педагогической деятельности
| 1. Понятие педагогической психологии.
2. Предмет и объект педагогической психологии. Структура педагогической психологии.
3. Методы педагогической психологии.
4. Основы психологии обучения. Сущность учения и его закономерности. Учение и умственное развитие.
5. Общие психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте.
6. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
| 2
|
|
| Всего 18 часов
|
2.2. Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах
№
| Практические
и семинарские занятия
| Содержание
| Объем
в часах
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1
| Практическое занятие №1
Предмет, задачи и методы современной психологической науки.
Психические процессы
| 1. Предмет психологии. Задачи психологической науки на современном этапе развития общества.
2. Понятие о психике.
3. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.
4. Сознательное, предсознательное и бессознательное.
5. Проблема биологического и социального в природе человека.
6. Методы психологии.
9. Характеристика психических познавательных процессов.
10.Ощущение и его основные функции. Закономерности, классификация, виды и свойства ощущений.
11.Восприятие, его общая характеристика и классификация. Общие свойства восприятия.
12.Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Виды и процессы памяти. Представление. Роль ассоциаций, смысловых представлений в работе памяти. Средства развития и тренировки памяти.
13.Внимание, его функции и свойства. Виды внимания. Структура внимания.
14.Мышление как процесс. Основные функции мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Фазы мыслительного процесса. Формы мышления. Творческое мышление.
15.Воображение, его характеристика и виды. Механизмы и функции воображения. Творческое воображение.
16.Мотивационные процессы. Потребности. Классификация потребностей. Мотив и поведение. Мотивация и волевые процессы.
| 2
|
2
| Практическое занятие №2
Психические состояния. Психологическая характеристика личности. Деятельность. Психология межличностных отношений. Темперамент, характер, способности
| 1. Характерные особенности психических состояний.
2. Функции и структура психических состояний.
3. Классификация психических состояний.
4. Особенности эмоциональных состояний. Понятие об эмоциях и чувствах.
5. Формы переживания чувств. Высшие чувства.
6. Функциональные и психические состояния. Оптимальные состояния.
7. Саморегуляция состояний.
8. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре личности.
9. Понятие о поведении. Направленность личности.
10. Потребность как источник активности личности. Классификация потребностей. Мотивы и их виды. Понятие об установке.
11.Определение понятия деятельности. Структура деятельности.. Основные виды деятельности.
12.Понятие об общении. Функции общения. Формы общения.
13.Общее понятие о группах, закономерности существования групп. Виды групп
14.Межличностные отношения в группах. Лидер в группе.
15.Социометрия как метод изучения межличностных отношений в малых группах.
16.Понятие темперамента. Структура темперамента. Свойства темперамента.
17. Типы темперамента. Физиологические основы темперамента.
18.Общее понятие о характере. Физиологическая основа характера, структура характера.
19. Пути формирования характера. Характер и темперамент.
20.Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки.
| 2
|
3
| Практическое занятие №3.
Предмет и основные понятия возрастной психологии. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
| 1. Предмет возрастной психологии.
2. Основные понятия возрастной психологии:
§ социальная ситуация развития,
§ ведущий тип деятельности,
§ новообразования,
§ кризис.
3. Биологизаторский и социологизаторский подходы к развитию психики ребенка.
4. Особенности периода новорожденности.
5. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования в младенчестве.
6. Кризис 1 года.
7. Особенности психического развития в раннем детстве.
8. Кризис трех лет.
| 4
|
4
| Практическое занятие №4.
Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрасте.
| 1. Развитие личности дошкольника.
2. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми.
3. Игровая деятельность в дошкольном возрасте.
4. Кризис семи лет.
5. Развитие личности дошкольника: эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание.
6. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
7. Психологическая готовность к школьному обучению.
| 2
|
5
| Практическое занятие №5.
Психология подросткового и юношеского возраста. Развитие личности в молодости и зрелости
| 1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.
2. Развитие личности подростка.
3. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
4. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
5. Основные новообразования и ведущий вид деятельности юношей.
6. Общение и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
7. Молодость как социально-историческая категория. Развитие личности в молодости. Особенности самосознания в молодости.
8. Социальная ситуация развития в зрелости.
9. Психологическая характеристика взрослости. Кризисы возрастного развития.
10.Закономерности развития в стадии поздней зрелости.
11.Характеристика личности старого человека.
| 2
|
6
| Практическое занятие №6.
Предмет, методы и задачи педагогической психологии.
Психология обучения. Психология воспитания. Психология педагогической деятельности
| 1. Понятие педагогической психологии.
2. Предмет и объект педагогической психологии. Структура педагогической психологии.
3. Методы педагогической психологии.
4. Основы психологии обучения. Сущность учения и его закономерности. Учение и умственное развитие.
5. Общие психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте.
6. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
| 2
|
|
| Всего 14 часов
|
Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
№
| Наименование
| Содержание
| Объем
в часах
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1
| Психические процессы
| Знакомство с методиками, изучающими различные психические процессы
| 2
|
2
| Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрастах
| Знакомство с методиками, исследующими готовность к школьному обучению
| 2
|
Всего 4 часа
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: