Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Пояснительная записка

 

1.1. Цель преподавания дисциплины. В процессе изучения дисциплины «Психология» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях психологической науки, ее практических приложениях. В процессе преподавания курса студенты знакомятся с конкретными психологическими фактами, на которых базируются теоретические построения. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной мотивации на постоянное самообразование в сфере своей профессиональной.

1.2. Задачи изучения дисциплины

 Изучение классических и современных психолого-педагогических категорий, закономерностей и принципов психологической науки, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

  Введение студентов в проблематику, предметную область общей, возрастной и педагогической  психологии.

  Освоение студентами фундаментальных теоретических и практических проблем психического развития и психологических данных человека на конкретных этапах онтогенеза.

 Формирование навыков научного анализа психологической реальности и ее возрастных изменений у человека.

 Освоение знаний и умений в сфере педагогической психологии с целью конструктивного решения производственных ситуаций.

 Анализ психологических основ деятельности педагога, его взаимодействия с учащимися

 Раскрытие основных закономерностей процессов обучения и воспитания.

 Определение закономерностей функционирования ученических и педагогических коллективов;

 Повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры студентов.

 Формирование у студентов навыков самоанализа, психологической интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами

Необходимо для изучения дисциплины

 

Наименование дисциплины Раздел, тема
6 Общая педагогика Теоретико-методологические основы педагогики
7 Общая педагогика Педагогический процесс как система и целостное явление
8 Общая педагогика Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе

Содержание учебного материала

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

 

Наименование тем Содержание Объем в часах
1 2 3 4
1 Предмет, задачи и методы современной психологической науки 1. Предмет психологии. Задачи психологической науки на современном этапе развития общества. 2.  Понятие о психике. 3.  Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. 4. Сознательное, предсознательное и бессознательное. 5. Проблема биологического и социального в природе человека. 6. Методы психологии.   2
2 Психические процессы 1. Характеристика психических познавательных процессов. 2. Ощущение и его основные функции. Закономерности, классификация, виды и свойства ощущений. 3. Восприятие, его общая характеристика и классификация. Общие свойства восприятия. 4. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Виды и процессы памяти. Представление. Роль ассоциаций, смысловых представлений в работе памяти. Средства развития и тренировки памяти. 5. Внимание, его функции и свойства. Виды внимания. Структура внимания. 6. Мышление как процесс. Основные функции мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Фазы мыслительного процесса. Формы мышления. Творческое мышление. 7. Воображение, его характеристика и виды. Механизмы и функции воображения. Творческое воображение. 8. Мотивационные процессы. Потребности. Классификация потребностей. Мотив и поведение. Мотивация и волевые процессы.   4
3 Психические состояния 1. Характерные особенности психических состояний. 2.  Функции и структура психических состояний. 3.  Классификация психических состояний. 4. Особенности эмоциональных состояний. Понятие об эмоциях и чувствах. 5. Формы переживания чувств. Высшие чувства. 6. Функциональные и психические состояния. Оптимальные состояния. 7.  Саморегуляция состояний.   2
4 Психологическая характеристика личности. Деятельность. Психология межличностных отношений 1. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре личности. 2. Понятие о поведении. Направленность личности. 3.  Потребность как источник активности личности. Классификация потребностей. Мотивы и их виды. Понятие об установке. 4. Определение понятия деятельности. Структура деятельности.. Основные виды деятельности. 5. Понятие об общении. Функции общения. Формы общения. 6. Общее понятие о группах, закономерности существования групп. Виды групп 7. Межличностные отношения в группах. Лидер в группе. 8. Социометрия как метод изучения межличностных отношений в малых группах.     1
5 Темперамент, характер, способности 1. Понятие темперамента. Структура темперамента. Свойства темперамента. 2.  Типы темперамента. Физиологические основы темперамента. 3. Общее понятие о характере. Физиологическая основа характера, структура характера. 4.  Пути формирования характера. Характер и темперамент. 5. Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки.   1
6 Предмет и основные понятия возрастной психологии. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте 1. Предмет возрастной психологии. 2. Основные понятия возрастной психологии: §  социальная ситуация развития, § ведущий тип деятельности, § новообразования, § кризис. 3. Биологизаторский и социологизаторский подходы к развитию психики ребенка. 4. Особенности периода новорожденности. 5. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования в младенчестве. 6.  Кризис 1 года. 7. Особенности психического развития в раннем детстве. 8. Кризис трех лет.   2
7 Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрастах 1. Развитие личности дошкольника. 2. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми. 3.  Игровая деятельность в дошкольном возрасте. 4. Кризис семи лет. 5. Развитие личности дошкольника: эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание. 6. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 7. Психологическая готовность к школьному обучению.     2
8 Психология подросткового и юношеского возраста. Развитие личности в молодости и зрелости 1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте. 2. Развитие личности подростка. 3. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 4. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. 5. Основные новообразования и ведущий вид деятельности юношей. 6. Общение и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 7. Молодость как социально-историческая категория. Развитие личности в молодости. Особенности самосознания в молодости. 8. Социальная ситуация развития в зрелости. 9.  Психологическая характеристика взрослости. Кризисы возрастного развития. 10. Закономерности развития в стадии поздней зрелости. 11. Характеристика личности старого человека. 1. 2
9 Предмет, методы и задачи педагогической психологии. Психология обучения. Психология воспитания. Психология педагогической деятельности   1. Понятие педагогической психологии. 2.  Предмет и объект педагогической психологии. Структура педагогической психологии. 3. Методы педагогической психологии. 4. Основы психологии обучения. Сущность учения и его закономерности. Учение и умственное развитие. 5. Общие психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте. 6.  Психологические основы методов и форм воспитательной работы.   2
   

                                                                      Всего 18 часов


2.2. Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах

 

Практические и семинарские занятия Содержание Объем в часах
1 2 3 4
1 Практическое занятие №1 Предмет, задачи и методы современной психологической науки. Психические процессы 1. Предмет психологии. Задачи психологической науки на современном этапе развития общества. 2.  Понятие о психике. 3.  Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений. 4. Сознательное, предсознательное и бессознательное. 5. Проблема биологического и социального в природе человека. 6. Методы психологии. 9. Характеристика психических познавательных процессов. 10.Ощущение и его основные функции. Закономерности, классификация, виды и свойства ощущений. 11.Восприятие, его общая характеристика и классификация. Общие свойства восприятия. 12.Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Виды и процессы памяти. Представление. Роль ассоциаций, смысловых представлений в работе памяти. Средства развития и тренировки памяти. 13.Внимание, его функции и свойства. Виды внимания. Структура внимания. 14.Мышление как процесс. Основные функции мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Фазы мыслительного процесса. Формы мышления. Творческое мышление. 15.Воображение, его характеристика и виды. Механизмы и функции воображения. Творческое воображение. 16.Мотивационные процессы. Потребности. Классификация потребностей. Мотив и поведение. Мотивация и волевые процессы.   2
2 Практическое занятие №2 Психические состояния. Психологическая характеристика личности. Деятельность. Психология межличностных отношений. Темперамент, характер, способности 1. Характерные особенности психических состояний. 2.  Функции и структура психических состояний. 3.  Классификация психических состояний. 4. Особенности эмоциональных состояний. Понятие об эмоциях и чувствах. 5. Формы переживания чувств. Высшие чувства. 6. Функциональные и психические состояния. Оптимальные состояния. 7.  Саморегуляция состояний. 8. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре личности. 9. Понятие о поведении. Направленность личности. 10. Потребность как источник активности личности. Классификация потребностей. Мотивы и их виды. Понятие об установке. 11.Определение понятия деятельности. Структура деятельности.. Основные виды деятельности. 12.Понятие об общении. Функции общения. Формы общения. 13.Общее понятие о группах, закономерности существования групп. Виды групп 14.Межличностные отношения в группах. Лидер в группе. 15.Социометрия как метод изучения межличностных отношений в малых группах. 16.Понятие темперамента. Структура темперамента. Свойства темперамента. 17. Типы темперамента. Физиологические основы темперамента. 18.Общее понятие о характере. Физиологическая основа характера, структура характера. 19. Пути формирования характера. Характер и темперамент. 20.Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки.   2
3 Практическое занятие №3. Предмет и основные понятия возрастной психологии. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте 1. Предмет возрастной психологии. 2. Основные понятия возрастной психологии: §  социальная ситуация развития, § ведущий тип деятельности, § новообразования, § кризис. 3. Биологизаторский и социологизаторский подходы к развитию психики ребенка. 4. Особенности периода новорожденности. 5. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования в младенчестве. 6.  Кризис 1 года. 7. Особенности психического развития в раннем детстве. 8. Кризис трех лет. 4
4 Практическое занятие №4. Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрасте. 1. Развитие личности дошкольника. 2. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми. 3.  Игровая деятельность в дошкольном возрасте. 4. Кризис семи лет. 5. Развитие личности дошкольника: эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание. 6. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 7. Психологическая готовность к школьному обучению. 2
5 Практическое занятие №5. Психология подросткового и юношеского возраста. Развитие личности в молодости и зрелости 1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте. 2. Развитие личности подростка. 3. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 4. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. 5. Основные новообразования и ведущий вид деятельности юношей. 6. Общение и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 7. Молодость как социально-историческая категория. Развитие личности в молодости. Особенности самосознания в молодости. 8. Социальная ситуация развития в зрелости. 9.  Психологическая характеристика взрослости. Кризисы возрастного развития. 10.Закономерности развития в стадии поздней зрелости. 11.Характеристика личности старого человека. 2
6 Практическое занятие №6. Предмет, методы и задачи педагогической психологии. Психология обучения. Психология воспитания. Психология педагогической деятельности   1. Понятие педагогической психологии. 2.  Предмет и объект педагогической психологии. Структура педагогической психологии. 3. Методы педагогической психологии. 4. Основы психологии обучения. Сущность учения и его закономерности. Учение и умственное развитие. 5. Общие психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте. 6.  Психологические основы методов и форм воспитательной работы. 2
   

Всего 14 часов


Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

 

Наименование Содержание Объем в часах
1 2 3 4
1 Психические процессы Знакомство с методиками, изучающими различные психические процессы 2
2 Развитие психики в дошкольном и младшем школьном возрастах Знакомство с методиками, исследующими готовность к школьному обучению 2

                                                                                                                                     Всего 4 часа


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...