Характеристика процесса педагогического общения.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Педагогическое общение Сущность, стили и функции педагогического общения В научных источниках есть ряд определений понятия «педагогическое общение»: - «Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между нимиинформацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение» (В.С. Мухина). - «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» (Е.И. Рогов). - «Общение – важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром» (Б.Т. Лихачев). - «Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп» (К.К. Платонов). Из названных определений общение понимается как взаимодействие людей с целью обмена информацией; как взаимодействие, порождаемое потребностями совместной деятельности; как средство достижения взаимопонимания между людьми. Фактически определения отражают коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, составляющие процесс общения. Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на – партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием. Функции педагогического общения. Восприятие и понимание личности ученикапедагогом, познание физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других особенностей учащихся. На основе действия механизмов обратной информации педагог получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения. Информационная функция обеспечивает процесс познания, обмен материальными и духовными ценностями, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности. Функция организации деятельности способствует развитию организаторских и исполнительских качеств личности. Нормативная. Педагогическое общение направлено на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок. Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать позицию другого человека, приобрести его опыт деятельности. Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей, обеспечивает выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения.
Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные силы, осознание своего «я», стимулирует творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит значимые ориентиры самоопределения, способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений. Характеристика процесса педагогического общения. Педагогическое общение как процесс имеет структуру (В.А. Кан-Калик): 1) Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап). 2) Организация непосредственного общения (начальный период общения). 3) Управление общением в педагогическом процессе. 4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность. Моделирование общения – «прокрутка» в мышлении всего процесса общения в учебной или воспитательной работе. Моделирование общения находится в зависимости и от стиля общения и типа руководства, умения предвосхитить планируемый результат и возможность развития неординарных ситуаций, учет особенностей учащихся и достигнутого ранее эмоционально-духовного единства. Организация непосредственного общения (начальный период общения) получила и другое название – «коммуникативной атаки». Это этап быстрого включения учащихся в работу, завоевание педагогом инициативы в общении. Реализуется через педагогическую технику. Н.Н. Тарасевич рассматривает две группы компонентов, входящих в состав педагогической техники. Первая связана с умением педагога управлять своим поведением: владение организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения; дидактические, организа торские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением.
Управление общением вразвивающемся педагогическом процессе является основным этапом в его структуре. Педагог выступает инициатором развития, регулирования и управления длительным, систематическим общением. Он стимулирует активность учащихся, подбирает соответствующие методы воздействия, совершенствует, корректирует ранее смоделированную систему общения, решает ряд педагогических и коммуникативных задач. Управление общением обусловлено и такими характеристиками, как наличие обаяния и физической красоты, душевной доброты и любви к детям; чутьем начала контакта, созданием атмосферы «гармонии» с классом и организации творческой учебной деятельности; адаптации информации к уровню понимания учащихся, выбор соответствующих стилей отношений. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность можно рассматривать как подведение итогов. Этот этап дает возможность как оперативного, так и дистанцированного во времени анализа общения и осмысления целей и результатов, содержания и форм, возможностей субъекта и объекта общения, прогнозирования перспектив моделирования новых актов общения. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения. Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.
Стили отношений, сформировавшиеся у преподавателей и вообще у людей под влиянием как биологических, так и социальных факторов развития, перерастают в соответствующие стили руководства детьми и взрослыми в процессе их взаимодеятельности учебной и профессиональной. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский. При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная. Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такиепедагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся. Демократический стиль общения ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся. Я.Л. Коломинский и Н.А. Березовин различают стиль отношения (типичное для данного педагога внутреннее эмоционально-оценочное отражение детского коллектива) и стиль руководства (преобладающие способы воздействия на коллектив). Среди положительных стилей отношения выделяют: устойчиво-положительный, пассивно-положительный и неустойчивый. Устойчиво-положительный. Характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении с детьми. Учителя этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и детей, испытывают потребность в неформальном общении с ними. Из характеристики директора, данной учителю: «В школу и детей влюблена. Умеет научить любого ребенка. Не любит крайних мер. В то же время принципиальна и требовательна». Пассивно-положительный. Характеризуется нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к детям. Сухость обращения и официальный тон являются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся. «Педагог великолепный, но какая-то сухость, слова доброго, ласкового не скажет детям». Неустойчивый. Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной установке, попадают под власть настроений, и переживаний; оценка личности ученика и манера поведения зависят от сложившейся в данный момент ситуации. «Добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профессию и детей, но если ученики путают, теряет самообладание». Там, где есть педагоги с чертами отрицательного стиля немало детей, у которых нет устойчивой привязанности к одноклассникам. Дефицит в общении со сверстниками-одноклассниками создает почву для возникновения таких черт личности, как недоверие к людям, низкая общительность, стремление к одиночеству, а то и к таким уродливым формам самоутверждения, как лицемерие, подхалимаж, исполнение роли классного клоуна и т. д. Главный вывод о роли стиля отношения учителя к учащимся делает А. А. Леонтьев, отмечая, что и «отрицательные» и «неустойчивые» педагоги вызывают отрицательное отношение к себе. А это значит — они работают и против школы, и против общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|