Педагогический такт, понятие и условия овладения
«В воспитании все дело в том, кто воспитывает», – говорил Д.И. Писарев. Общение учителя с детьми определяется личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью, его «валентностью», по меткому выражению А.В. Петровского, то есть способностью привораживать определенное число детских сердец, вступать в психологический контакт с воспитанниками. Центральным условием, характеризующим возможность установления и поддержки психологического контакта с детьми, является наличие педагогического такта. Следуя требованиям педагогического такта, педагог сможет выработать демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения. Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Такт — «это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим». Правильно считать такт не избежанием трудностей, а умением увидеть более краткий путь к цели. Однако общий такт и педагогический – не одно и то же. Педагогический такт – профессиональное качество учителя. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Итак, педагогический такт – это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися, это профессиональное умение учителя найти и правильно применить наиболее эффективное в данных условиях средство воспитательного воздействия на учащихся, которое способствовало бы их человеческому достоинству.
Педагогический такт предполагает наличие чувства меры, а значит, умения дозировать средства воздействия, не допуская крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К.Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой расфасовки и режима приема, так и слово учителя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости. Педагогический такт включает уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимание к их психическим состояниям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося педагог варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявления внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с возрастом детей. По отношению к малышам – непосредственно и конкретно: можно обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и «детскость» обращения их раздражает.
Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен педагог, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если оно сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Доверие – не попустительство, но и контроль должен быть не педантичным, не угнетающим подозрением. Культура общения педагога, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуге,
Какие знания должен иметь учитель, стремясь овладеть педагогическим тактом? Знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Стиль общения с подростками должен включать оттенки: уважения, признания, доверия в сочетании с твердостью, подчеркнутой деловитостью и серьезностью. Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И, конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения: любить детей и показывать свою любовь; наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей; ориентироваться в обстановке;
избрать целесообразный способ воздействия. Здесь важны знания обходных путей воспитания: «Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе...»; «Ты все понимаешь», «Я надеюсь на тебя» (обращение к его чувству взрослости). беседовать с детьми (Нетактичный педагог отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом, жестом, мимикой). Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|