Советы педагогического общения.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Отношение педагога к детям – выражение общественных требований. 2. Искренность педагога – залог его прочных контактов с воспитанниками; она основывается на том, что усвоенные требования общества пропущены педагогом через собственные установки и стали потребностями его личности. 3. Для успешного взаимодействия со школьниками следует адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом. 4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении педагога и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и сохранении собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности. 5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции. 6. В виду того что для общения является характерным элемент неопределенности, связанной с недостаточностью информации относительно психического состояния и мотивов поведения ученика, педагогу следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение читать по лицам эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, становиться на их точку зрения.
7. Важным показателем мастерства педагогического общения является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности педагога, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований. 8. Памятуя важный педагогический принцип – опора на положительное, следует быть щедрым на похвалу. Хвалить целесообразно в присутствии коллектива, а обращаться к наказаниям вначале лучше наедине. В общении важны словесные и невербальные средства: жесты, мимика, взгляд. Использование их разнообразит репертуар воздействия, а зачастую и усиливает его влияние. 9. Принципу опоры на положительное надо следовать и в общении с родителями. Не следует злоупотреблять жалобами на детей, тем более неэффективно начинать с них разговор. Задача педагога – сделать родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышление, что возможно в случае, если учитель продемонстрирует искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу по поводу создавшейся неблагополучной ситуации, уважение к мнению родителей, желание сотрудничать. Нужно чаще нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. 10.Контакты с родителями и детьми должны строиться на содержательной, продуктивной основе. Начинающему педагогу зачастую недостает умения прийти к взаимопониманию из-за беспредметного разговора, «вымученной» беседы, хуже того – нетактичного расспроса. Содержание разговора должно быть интересным обеим сторонам, об этом следует позаботиться в первую очередь педагогу.
11.Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформировать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию. 12.В общении со школьниками следует помнить о поддержании авторитета коллег-учителей. Потеря авторитета коллеги может быть в определенной мере и ослаблением педагогического влияния на школьника вообще.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|