Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буква Ц имеет Господствующее число 22. 6 страница




 

ВАК – (санскр. устная речь, произнесение, проговаривание), слово-творец, богиня речи; один из олицетворенных аспектов Пара-брахмана или «высшего, бесконечного брахмана». Он является первой фазой и одновременно субстанцией в вибрационном процессе Творения.

Синоним – Вач.

Смотри также Индрийи.

 

ВАКАН – в мифологии индейцев сиу – мистическая животворная сила, присущая предметам живой и неживой природы; она может быть утрачена и приобретена. Вакан осмысливается также как четыре стороны света. Под влиянием христианства вакан стал персонифицироваться в облике четырех божеств: Иньян (камень), Мака (земля), Скан (небо), Ви (Солнце). Термин вакан иногда употреблялся в значении «Великий Дух».

 

ВАКИНЬЯН – в мифологии индейцев сиу – духи огня, грома и молнии. Они обитают на востоке и неразрывно связаны с камнем и красным цветом. Появление вакиньян означает приближение гроз и бурь. Этим духам близка птица грома Вакеон, которая покровительствует воинам и враждует с духом воды Уинктехи.

 

ВАКУУМ – (лат. пустота).

1. Эзотерический символ абсолютного божества или беспредельного пространства.

2. Состояние сильно разреженного газа при низком давлении.

3. Вакуум физический в квантовой теории поля – низшее энергетическое состояние квантовых полей, характеризующееся отсутствием каких-либо реальных частиц. Все квантовые числа вакуума физического (импульс, электрический заряд и др. ) равны нулю. Однако возможность виртуальных процессов в вакууме приводит к ряду специфических эффектов.

 

ВАКХ – (греч. ), божество, олицетворяющее собой рациональную душу природы – душу низшего мира. Пифагорейцы называли его титанической монадой. Он повелитель титанов, устроитель земных сфер. Зеркало Вакха – причина его падения в низший мир, сделанный титанами. Вакх, видя свое отражение, принимает его за свое подобие и одушевляет его: рациональная идея одушевляет отражение – иррациональную Вселенную. После того как Вакх посмотрелся в зеркало и последовал за своим отражением в материю, рациональная душа мира разбивается на фрагменты и распределяется титанами по земным сферам, сутью коих она и становится, но сердце, или его источник, они не в силах рассеять.

 

ВАКХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – единство рациональной души в процессе самопознания в противоположность титаническому состоянию – разбросанности рациональной души, которая, будучи рассредоточенной через творение, теряет осознание своей сущностной особенности. Человек есть сложное творение, поскольку его части состоят из фрагментов титанов, а его высшая природа – из священной бессмертной плоти (жизни) Вакха. Следовательно, человек может вести как титаническое (иррациональное), так и вакхическое (рациональное) существование.

 

ВАЛГАЛЛА – (сканд. ), разновидность рая (дэвакхана) для павших воинов, называемая древними скандинавами «залом благословенных героев»; она имеет 500 дверей.

 

ВАЛЕФИМ – названная (предсказанная) болгарской ясновидящей Вангой «третья планета от Земли», откуда якобы прибудут для встречи с землянами представители других миров.

 

ВАЛИ – (араб, святой), у суфиев – человек, достигший совершенства, познавший тайны «сокровенного» и способный лицезреть Бога. Примерно в X в. в суфизме устанавливается представление о невидимой иерархии аулийа. Со смертью какого-либо Вали происходит общее перемещение во всей иерархии – его место занимает нижестоящий, на место которого в свою очередь приходит следующий и так далее.

Смотри также Аулийа.

 

ВАЛИДНОСТЬ – (от англ. valid – пригодный), один из основных критериев качества опыта (например, в психологии для оценки доверия к тестам). Проблема валидности возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создан.

 

ВАЛОБИТЬ – постукивать свечой по лбу при лечении от головной боли.

 

ВАЛЬКИРИИ – (сканд. ), «выбирающие умерших». Это 12 дев-воительниц, спутниц и помощниц бога Одина. В народной поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуями и, взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в Валгаллу. У Валькирий ослепительно яркие голубые глаза и длинные светлые волосы, одеты они обычно в доспехи, на головах у них рогатые шлемы, в руках – мечи и копья. Валькирии вместе с норнами, которые участвуют в определении судьбы всех людей при рождении, относятся к категории низших женских божеств – дис.

Валькирии

 

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ – в германской мифологии – ночь с 30 апреля на 1 мая, время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались с другой нечистью вокруг Сатаны. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей искот и тому подобное. В селениях накануне вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигались чучела ведьмы; люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и тому подобное. Считалось, что травы в вальпургиеву ночь обретают чудесную силу.

 

ВАМА – (санскр. ).

1. Приятный, прекрасный. В этом значении присутствует в слове Вамадэва, одном из имен Вишну.

2. Левый, противоположный, необычный. Например, вама-марга (вамачара), тантрический «путь левой руки», который состоит в использовании мощных и порой рискованных способов, формально противоречащих ортодоксальным ведическим нормам, но ведущих к той же цели.

Смотри Тантра, Тантризм.

 

ВАМАДЭВА – (санскр. сохранение), смотри Натараджа.

 

ВАМПИР – сказочный оборотень, мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь живых людей. С энергетической точки зрения различают вампиров солнечных и лунных. Энергетический вампиризм как явление был постоянным спутником человека. Человек, имеющий недостаток собственной энергии может сознательно или неосознанно подпитываться ею от других людей. Вампиризм – это болезнь. Исследования показали, что кровь вампиров отличается от крови здоровых людей своей жидкокристаллической структурой.

Синонимы: Упырь, Вурдулак.

Смотри также Энерговампиризм кожный.

 

ВАН – (слав. ), первый человек, вступивший в родство с богами, женившийся на дочери Святогора – Мере. Имя Ван, или Венд, есть в «Велесовой книге». В Передней Азии около озера Ван существовало Ванское царство, а в славянских землях – княжество Вантит (земли вятичей). Он же библейский Ной (коранический Нух, или Нош).

Синонимы: Ян, Янош.

 

ВАНАПАГАНЫ – в эстонской мифологии – злобные великаны, обитающие в пещерах, на дне озер и под землей. Ванапаганы – искусные мастера, занимаются кузнечным ремеслом, тачают башмаки и так далее. Иногда приглашают к себе в гости людей и одаривают их угольями; если положить эти уголья в передник, они превратятся в золото. Ванапаганы строят мосты через озера и моря (душа человека, прошедшего по такому мосту, попадает к дьяволу). В сказках великаны нередко ведут себя подобно русскому черту и постоянно остаются в дураках.

 

ВАНАПРАСТХА – (санскр. ).

1. Третья ступень духовной жизни (смотри Ашрам), на которой человек путешествует по святым местам, чтобы отрешиться от семейной и общественной жизни и при готовиться к санньясе.

2. Человек, живущий по принципу ашрама.

 

ВАНАПРАСТХА-АШРАМА-ВРАТА – (санскр. ), смотри Самскары зрелого возраста.

 

ВАНАХАЛЬБЫ – в эстонской мифологии – злобные лесные духи, которые сбивают с дороги путников, заставляя долго плутать по лесу. Голос ванахальб – эхо; они представляются седыми старцами, пасущими диких животных. Охотник, которому удалось договориться с ванахальбом, может рассчитывать на богатую добычу.

 

ВАНБИНДИГЕС – в ритуальной практике вуду – люди, которые с помощью колдунов вступают в тайный союз со злыми духами и обретают способность безнаказанно совершать преступления. Ванбиндигес образуют тайные общества и по ночам одетые в белое, со свечами на голове нападают на людей, грабят их, связывая высушенными человеческими кишками. Некоторых ванбиндигес поедают, других превращают в зверей или зомби. Этими поверьями достаточно долго пользовался диктатор Гаити Дювалье, организовавший террористическую банду для борьбы с оппозицией режиму, моторизованную, безнаказанно расправлявшуюся по ночам с каждым подозрительным.

Синонимы: Бизаго, Галипот, Вольтижеры, Зобопы.

 

ВАНГ – (санскр. наделение силой), особая форма мистического посвящения, применяемая в школах ваджраяны. Во время ванга посвящаемый получает психическую энергию или благодать непосредственно от своего гуру или избранного божества (идама). Такое посвящение необходимо для того, чтобы приступить к выполнению задач второй ступени духовного обучения – упражнениям и медитациям, предназначенным для полного освобождения ученика от влияния материального мира. Одно из таких упражнений – знаменитая техника тумо; адепт, овладевший ею, развивает в себе сильное внутреннее тепло и не замерзает даже в самые сильные холода. Ванг, получаемый от гуру, – сложный ритуал, завершающий получение тайных знаний и ритуальных предметов. Ванг от избранного божества ученик, как правило, получает самостоятельно, в ходе уединенной медитации на избранное божество.

Синоним – Дбанг-бскур-ба (тибет. ).

 

ВАНИ – (япон. ), животное, похожее на крокодила, на морскую змею и на акулу. В некоторых мифах говорится, что Вани – морское божество, владыка всех крокодилов. Каждый год это божество появляется из моря в сопровождении множества рыб. Его появление предвещает людям беду, и мясо этих рыб нельзя есть, так как оно ядовито.

 

ВАНЫ – (нем. ), в тевтонском пантеоне – боги и богини органической жизни, управляющие сферами органической плодовитости, эроса, благосостояния, ремесел и физического благополучия.

 

ВАР – (зенд. ограда, крепость, усадьба), ограждение, построенное Йимой для спасения человечества от зимы и потопа, и обитель праведников внутри этой ограды. Мифологический образ вара восходит к представлениям индоиранских племен об обители праведников в загробном мире; ведийское соответствие варе – ограждение обители верховного бога загробного царства Ямы.

 

ВАРА – (зенд. ограда, крепость, усадьба), ограждение, построенное Йимой для спасения человечества от зимы и потопа, и обитель праведников внутри этой ограды. Мифологический образ вары восходит к представлениям индоиранских племен об обители праведников в загробном мире; ведийское соответствие варе – ограждение обители верховного бога загробного царства Ямы.

 

ВАРГИ – (сканд. ), оборотень; человек, становящийся волком и по ночам нападающий на людей и скот. В христианских поверьях – слуга дьявола, который предводительствует стаями волков.

Синоним – Вервольф.

Смотри также Волкодлаки.

 

ВАРКУЛАК – (слав. ), одно из наименований оборотня.

 

ВАРМА – (санскр. ), наука и искусство акупунктуры в древней системе медицины сиддхов.

 

ВАРНА – (санскр. вид, род, цвет), название четырех социальных общностей, или рангов, на которые делилось население древней Индии. В совокупности варны представляли собой иерархию статусов, не совпадающую с имущественным, классовым или политическим делением общества. Старшей была варна брахманов – ученых, жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу варна кштариев – правителей и знати (красный цвет); третья варна вайшьев – земледельцев, скотоводов и торговцев, простого народа (желтый цвет); четвертая варна шудр – зависимых лиц (черный цвет).

Смотри также Каста.

 

ВАРНА-ДХАРМА – (санскр. ), смотри Дхарма.

 

ВАРТА-СИДДХИ – (санскр. ), парапсихологическая способность к сверхобонянию.

Смотри Сиддхи.

 

ВАСАНА – (от санскр. вас – остаток), подсознательная наклонность, привычки, устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны суть конгломераты результатов подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии. Васаны необходимо преодолевать всеми силами, а вместо них должна установиться дхарма.

 

ВАСАНА-ДАХА-ТАНТРА – (санскр. подсознательное очищение огнем), даха означает сжигание, тантра – метод, а васаны – это глубоко укоренившиеся, фоновые подсознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию человека. Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших способов справиться с жизненными трудностями, уничтожить неприятные васаны – это васана-даха-тантра, практика сжигания записанных исповедей или даже длинных писем к любимым или знакомым, в которых описываются затруднения и горести и излагаются жалобы и обиды. Записывание своих проблем и сжигание их на любом, самом обычном огне переводит их из подсознательного во внешний ум и высвобождает подавленные эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это один из видов магического целительства. Метод напоминает практику перепросмотра, описанную К. Кастанедой.

 

ВАСИЛИСК – коронованный змей, символ магической мудрости. Подлинная мудрость требует, чтобы человек обладал видением духовного мира. Человека, не подготовленного к подобному способу видения, может постигнуть смерть от блеска духовного света и знания, которое содержится в высшем мире. Василиск является мифологическим созданием, имеющим репутацию существа, способного убить одним только взглядом, что символизирует мудрость, которая, когда к ней прибегают без должной осторожности, может лишить жизни.

 

ВАСИТХУВАМ – (санскр. ), один из восьми видов сиддхи; способность управлять всем при помощи мысли и слова.

 

ВАСУ – (санскр. ), группа божеств, представляющая собой персонификацию природных явлений (или космических феноменов). «Вишну-пурана» называет восемь таких божеств: Апу (воду), Дхурву (Полярную звезду), Сому (Луну), Дхару (Землю), Анилу (Ветер), Анала (Огонь), Прабхасу (Утреннюю звезду), Пратьюшу (Свет). В ряде случаев васу связывают с землей, тогда как рудры (их 11) – с воздухом, а адитьи (их 12) –с небом. Эзотерические источники приписывают васу злые качества и указывают, что они являются теми духами, которые сопровождают Индру.

 

ВАТАН – название первоначального языка атлантов, по оккультному преданию содержащего набор корней для будущих китайского, санскритского и древнееврейского языков.

 

ВАФАТИН – у болгар – сан жреца в языческой религии. Старший из волхвов, руководитель ритуальных церемоний. Сан передается по наследству по мужской линии.

 

ВАЧ – (санскр. ), слово-творец, богиня речи; один из олицетворенных аспектов Пара-брахмана или «высшего, бесконечного брахмана». Он является первой фазой и одновременно субстанцией в вибрационном процессе Творения.

Синоним – Вак.

Смотри также Индрийи.

 

ВАШАТ – (санскр. ), в ведическом обряде жертвоприношения – ритуальный возглас жреца-хотара, под который жрец-адхварью бросает жертву в огонь.

 

ВАШИТА – (санскр. ), один из восьми видов сиддхи: сила исключительного повиновения произнесенному или написанному слову; контроль над объектом в его естестве, осуществляемый таким образом, что он (объект) становится покорным к высказанному слову, восприимчивым к высказанной или внушенной мысли, к внушенному действию на любых расстояниях. Вашита трактуется также как способность управлять природными силами.

 

ВДОХНОВЕНИЕ – психическое состояние, характеризующееся традиционной медициной как целиком стеническое. Вдохновение сопряжено с высоким эмоциональным подъемом, творческой активностью, высшим проявлением которой может быть озарение. Также понимается как высочайший уровень интуитивного постижения мира через духовное прозрение истины.

Смотри также Гратуал.

 

ВЕДА – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской) религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа, Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.

Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н. э. и записанных на санскрите около 600 г. до н. э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.

Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.

Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений. Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит «Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади, при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.

Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н. э. ). Долгое время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731 гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических заклинаниях.

Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и иранскую «Авесту».

 

ВЕДАНА – (санскр. ), смотри Скандха соприкосновения.

 

ВЕДАНА-СИДДХИ – (санскр. ), парапсихологическая способность к сверхчувствительности.

 

ВЕДАНТА – (санскр. букв, завершение или кульминация Вед).

1. Упанишады – тексты, разъясняющие смысл основного содержания, которые помещаются в конце Вед.

2. Наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. Веданта берет начало от ведийских ариев. Сочинение «Веданта-сутра» (или «Брахмасутра») приписывается мудрецу Бадараяне (IV-III вв. до н. э. ). Основывается на трактовке высказываний Шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале – единственной первичной реальности) и брахмане (высшей реальности) и опирается на монистическую концепцию Вселенной. Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахманна. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришна и др.

 

ВЕДАЧАРА – (санскр. путь Вед), в тантризме – начальная стадия духовной эволюции человека; заключается в изучении Вед, ритуальном поклонении ведическим богам и тщательном соблюдении основных религиозных заповедей. Главное вероучение этой ступени – ортодоксальный брахманизм (смартизм), восходящий к ведической религии древних ариев. К ведачаре относятся и некоторые неоведические индусские организации, самая известная и влиятельная среди которых – «Арья Самадж» («Общество ариев»). Писания, на которых основывается практика дан ной ачары, это, в основном, Веды и Смрити-шастры. Но важную роль играют также Пураны, Итихасы (особенно «Махабхарата» с входящей в нее «Бхагавадгитой») и сочинения ученых брахманов-пандитов. Находясь на стадии ведачара, верующий воспринимает Бога либо как совершенно безличный и полностью трансцендентный абсолют, либо как сверхъестественную личность, сотворившую и контролирующую материальный мир. В любом случае, Бог воспринимается как нечто, отделенное от мира и далекое от повседневных нужд, и поклонение ему носит отчасти формальный характер. Основная задача ведачары – освоение духовного наследия индуизма и базовых понятий индийской мистической философии.

 

ВЕДОВСТВО – примитивное вредоносное колдовство.

 

ВЕДОГОН – (слав. ), персонифицированное божество, несущее функцию удачи либо персонально конкретному человеку, либо роду.

 

ВЕДЫ – (санскр. откровение), древние священные книги индуистской (арийской) религии. Они считаются откровениями великих пророков (риши), которые обрели их внутренним прозрением и передали смертным. Существуют четыре Веды: Ригведа, Яджур-веда, Сомаведа и Атхарваведа.

Ригведа – сборник из 1017 гимнов, возникших около 1500 г. до н. э. и записанных на санскрите около 600 г. до н. э., древнейшая часть Вед, в которой излагаются правила жертвоприношений, общественных и домашних церемоний и религиозно-космологические представления индоарийского населения Индии.

Сомаведа – сборник песен, которые декламируют во время приготовления сомы.

Яджурведа – руководство для жрецов по проведению жертвоприношений. Подразделяется на «Черную» и «Белую Яджу». В «Белую Яджу» входит «Брихадараньяка-упанишада», где излагается учение о Самости. В ней также описывается нарамедха – особый вид человеческого жертвоприношения. Царица публично совокуплялась с верховным жрецом; затем жреца приносили в жертву силам плодородия. Позднее этот обряд перерос в ашвамедху – жертвоприношение лошади, при котором царица имитировала половой акт с убитым животным.

Атхарваведа – четвертая и самая поздняя из Вед (около 200 г. до н. э. ). Долгое время не признавалась подлинным ведическим документом. В тексте содержится 731 гимн, заимствованный из Ригведы, и другие произведения, которые по различным причинам были исключены из ведического канона. Судьба Атхарваведы в чем-то напоминает участь апокрифов – текстов, исключенных из Библии. Речь в ней идет преимущественно о медицине, исцелениях, соответствующих обрядах и магических заклинаниях.

Ведами называют также книги славян «Русские Веды», «Песни птицы Гамаюн» и иранскую «Авесту».

 

ВЕДЬ-АВА – в мордовской мифологии – дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою Ведь-аву (по некоторым поверьям и мужского духа Ведь-атя). Ведь-аву представляли в виде обнаженной женщины с длинными волосами, которые она любит расчесывать. Она и Ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только Ведь-ава может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и пр. ). Излечить больных можно водой, которую нужно зачерпнуть из источника, мысленно обращаясь к Ведь-аве, и затем омыть ею больного. Ведь-ава считалась также покровительницей любви и деторождения: её просили о помощи невесте, молили об избавлении от бездетности. Она же посылала дождь.

 

ВЕДЬМА – от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken – «пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли «мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы – это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

 

ВЕДЬМАК – как и ведьма может быть прирожденным или наученным. У прирожденного нет волос, бороды, усов и прочих признаков мужественности, зато у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками и изображение в зрачках перевернуто вверх ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Душа ведьмака может выходить ночью из тела через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком. Ведьмак способен быть оборотнем, он превращается в коня, мотылька, волка и тому подобное. Его, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка, тогда ведьмак, не сможет выйти из церкви. Ведьмак умеет управлять пчелами, разгонять в небе тучи. Некоторые ведьмаки делают только добро: заговаривают болезни, лечат людей и животных, запрещают ведьмам делать зло, защищают людей. Когда ведьмак умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. Ведьмак не теряет своей силы и после смерти: дерется на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.

 

ВЕДЬМИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – расписанный, как правило, на год вперед график действенности и эффективности колдовской силы, расчет которой проводился на основании астрологических сведений, сезонных изменений и внутренних биоритмов. Предыстория возникновения ведьминского календаря уходит корнями вглубь тысячелетий. Несмотря на обилие календарных систем, все они, как правило, делились на два порядка – солнечный и лунный. Иногда эти два цикла пересекались, образуя смешанный календарь. Известно, что народы, ещё не знавшие колеса и железа, уже использовали такой календарь в ритуальных обрядах. Разные версии ведьминского календаря были найдены во всех уголках земного шара, даже у культур, вообще не имеющих понятия о времени.

 

ВЕДЬМИНЫ КРУГИ – колонии грибов, образующие круги в десятки, иногда сотни метров. Появление таких кругов приписывалось нечистой силе. Считалось, что лесные поляны с подобными кольцами обладают магической силой.

 

ВЕЗЕЛЬВУЛ – В переводе означает владыка жилища, бог жилища и в этом смысле упомянут в «Евангелии от Матфея».

Синоним – Беел-зебуб.

 

ВЕЙРД – (нем. ), закон причины и следствия в космических масштабах.

Синоним – Вирд.

Смотри также Орлёг.

 

ВЕЛЕС – (слав. ), ипостась Всевышнего, бог мудрости и любви, богатства, животного мира, скотий бог, сын небесной коровы Земун, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости. В раннем своем воплощении, ещё в палеолите Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, «богом мертвого зверя». В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем только домашних животных и богом богатства – «скотьим богом».

Велес – проводник в загробный мир и страж Ирия, супруг Вилы Сиды (Азовки). Имя значит «великий властитель». В русских былинах, балладах и сказках его место заняли Василий Буслаев, Алеша (Олекса) Попович, Ставр Годинович, Иван Быкович, Иван Медведко, князь Михайло, князь Роман. В честь Велеса рядятся в звериные маски и тулупы на святки и на масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали комоедицы, праздник пробуждения медведя. Это были Велесовы дни славянского языческого календаря.

 

ВЕЛЕСОВА КНИГА – перевод священных текстов новгородских волхвов IX века. В велесовой книге рассказана древнейшая история славян и других народов. Славяноведы узнали об этой книге лишь в XX веке, причем сохранилось очень немного дощечек с непонятными, трудно поддающимися расшифровке письменами. Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян, восстанавливает целый пантеон прежде неведомых языческих богов, которым поклонялись наши предки.

 

ВЕЛЕТЫ – в восточнославянской мифологии – великаны, богатыри. Жили в древние времена, создавали реки, воздвигали утесы и тому подобное. Возгордившись своей силой, велеты стали угрожать Богу и были им уничтожены.

Синонимы: Асилки, Осилки.

 

ВЕЛИКИЙ ГОД – в древней и средневековой астрологии – период, спустя который все земные события начинают повторяться. Фаталистические тенденции, господствовавшие в древней астрологии, а также выяснение строгой периодичности движения планет привели к широкому распространению мнения, будто через определенный промежуток времени планеты займут те места на небе, с которых они начали свое движение в момент сотворения мира, и история начнет свой новый цикл, повторяющий предыдущие. О «Великом» или «Совершенном годе» говорят Аристотель и Платон. Причем практически все авторы считали, что по истечении Великого года жизнь на Земле прекращается или вследствие всемирного потопа, или вследствие мирового пожара. Продолжительность Великого года, согласно различным, в том числе и полумифическим, авторам, следующая:

Автор Продолжительность Великого Года (лет)
Орфей 120 000
Антиох 1 753 005
Гераклит 18 000
Кассандр 3 600 000
Диоген Стоик 6 480 000
Берос 2 160 000

Синоним – Мировой год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...