Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буква Ц имеет Господствующее число 22. 5 страница




Синоним – Бундахишн.

 

БУНИ – (тунгус. ), мистическая страна мертвых, куда после смерти попадают души людей, и куда шаман обязан сопроводить душу и сразу же вернуться, так как за ним там сразу же начинается настоящая охота.

 

БУРАК – (араб. ), волшебное животное, на котором Мухаммед совершил «ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим. Это животное по размерам нечто среднее между ослом и мулом; оно белого цвета, с длинными ушами, на ногах у него белые крылья. Впоследствии бурак вознес Мухаммеда на небо. Кроме Мухаммеда Б. возил и других пророков. В Иерусалиме до сих пор сохранилось кольцо, к которому все они привязывали это животное.

 

БУРХАН – (бурят. ), Бог. Термин, обозначающий единого всемогущего бога монотеистической религии, вошел сначала в лексику ламаистов Восточной Бурятии, а затем, после крещения, утвердился в языке православных бурят Западной Бурятии. Для бурят, не принявших ни буддизма, ни христианства, понятие бурхан осталось чуждым.

 

БУРЯ-ЯГА УСОНЬША – (слав. ), супруга Велеса, ипостась Вилы Сиды, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров.

Синоним – Сурьевна.

 

БУС БЕЛОЯР – (слав. ), князь славян-антов IV в. Воплощение Крышня-Коляды.

 

БУССЕ САММАЙ – (япон. ), вид самадхи.

Смотри Госюдзаммай.

 

БУСТУРГАН – (удм. ), то же, что Ведьма, от славянского «ведать», англосаксонского wissen и wikken – «пророчить». Ведьмы могут быть прирожденными или наученными. Ранее их называли «мудрыми женщинами», но позднее церковь решила следовать закону Моисея, который предавал каждую ведьму или колдунью смерти. По христианской мифологии ведьмы – это женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

 

БУЦУИН – (япон. печать Будды).

1. Истинный и незыблемый принцип, который в школе дзэн передается неизменным «от сердца к сердцу», от учителя к ученику. Этим термином подчеркивалась адекватность унаследованной учеником традиции, восходящей в конечном счете к самому Будде Шакья-Муни.

2. Патриарх Догэн часто обозначает этим термином просто сидячую медитацию (дзадзен).

 

БУЯН – (слав. ), райский остров в Черном море. Ныне – полуостров Тамань (считался Буяном и остров Руян в Балтике).

 

БХАВА – (санскр. экстаз), бытие, сознание, существование, эмоции; тип внешнего проявленного состояния бытия. Среди людей есть три разновидности бхавы:

пашу-бхава, или низшая группа людей, которые живут только для себя, для собственного удовольствия. Их мысли и поступки по отношению к другим людям недоброжелательны. Они не интересуются ничем, кроме собственного общественного и материального положения, и никогда ни в чем не помогают другим;

вира-бхава, или средняя группа. Это честолюбивые люди, стремящиеся к духовному развитию. Они сильны и зачастую довольно энергичны, но, к сожалению, становятся эгоистичными и властными, когда замечают, что кто-то их превзошел. Такие люди хотят считаться добродетельными и всегда готовы выручить ближнего, но не для того, чтобы помочь, а для того, чтобы их считали великими праведниками;

дивья-бхава, или третья группа, высшая группа людей, к которым относятся гармоничные неэгоистичные люди, действительно заинтересованные в том, чтобы помогать другим. Они готовы приложить массу усилий, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается, и делают это, не думая о личной выгоде.

 

БХАВАЧАКРА – (санскр. ), бесконечный круговорот перерождений, обусловленный чувствами и желаниями живых существ и порождаемый их поступками. Включает шесть сфер: миры богов, асуров, людей, животных, ненасытных духов прета и адских мук, в каждой из которых может возродиться живое существо. Наиболее благоприятным считается рождение в образе человека.

Смотри также Колесо Сансары, Сансара.

 

БХАГА – (санскр. благо, счастье, счастливая доля), божество Ригведы, повелитель богатства, благополучия и счастья.

 

БХАГАВАДГИТА – (санскр. песнь Господа), религиозно-философская поэма, входящая в шестую книгу «Махабхараты», один из главных текстов древней индуистской литературы. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы – Арджуной и его колесничим Кришной.

Синоним – Бхагаватгита.

 

БХАГАВАН – (санскр. ).

1. Первый аспект безличного брахмана – личность Бога.

2. Термин, обозначающий личного Бога, которому человек поклоняется независимо от того, каким именем он его называет. Этому Богу присущи следующие качества: сила и властность, могущество, величие, великомудрие, мудрость, самоотречение.

3. Верховная божественная личность (аналог Бога Отца), одна из Троицы ипостасей Бога. Другие ипостаси: Парабрахман (аналог Духа Святого) и Параматма (аналог Атмана, или индивидуальной «искры божией»).

 

БХАГАТЫ – (санскр. ), индусские духовные лица, изгоняющие злых духов. Иногда их называют сокха и сивнат.

 

БХАДЖАН – (санскр. ).

1. Духовный гимн, богослужение, сочетающее в себе одновременно принципы мантр, молитв и песен. В отличие от христианских песнопений, представленных в канонических формах литургий или месс, имеющих характер жестко организованного ритуала в индийских традициях (сравнительно новых, не строго ведических) порядок исполнения бхаджан более произволен.

2. Медитация методом концентрации на внутренний звуковой тон (духовный слух), позволяющая слышать Небесную мелодию, звук, который есть выражение силы Бога. Если звук слышится справа, он принадлежит позитивной силе – Богу. Все звуки, исходящие с левой стороны, идут от негативной силы и тянут вниз. Выполняющий бхаджан должен заткнуть уши и сконцентрировать внимание прямо перед собой. Покинув тело и путешествуя через внутренние уровни, он слышит звуки, которые говорят ему о том, на каком уровне он находится: колокольный звон или шум раковины – 1 уровень; звук грома и барабанов – 2 уровень; скрипка – 3 уровень; флейта – 4 уровень; волынка – 5 уровень. Достигнув надпричинного уровня, душа восклицает: «Я есть То», или «Ахам Брахи Асми», или «Со-ханг».

 

БХАДРА КАЛЬПА – (санскр. кальпа мудрецов), нынешний период, который длится, в общей сложности (по одной из гипотез), 236 млн. лет, из которых 151 млн. лет уже прошли. Согласно эзотерическим источникам бхадра кальпа есть «период устойчивости».

 

БХАКТА – (санскр. благочестие, привязанность, наделение), человек, исповедующий Бога и являющийся верным его слугой.

 

БХАКТИ ЙОГА – (санскр. ), йога преданности, посвящения себя Богу, «соединения» посредством умственного сосредоточения на любви к Богу, людям, обществу в целом. Классифицируется как часть лайа йоги. По преданиям бхакти йога берет свое начало от Верховной Личности Бога Кришны в 3102 г. до н. э.

 

БХАРАТА – (санскр. тот, кто поддерживает, помогает нести ношу), древнее и изначальное название Индии. Конституционным названием Индии на языке хинди является Бхаратаварша, то есть земля Бхараты (легендарного монарха-мудреца).

 

БХЕДА-АБХЕДА – (санскр. различение-неразличение), ведантийский термин, обозначающий, что душа и мир одновременно едины с Богом и в то же время отличны от Него, подобно тому как волны в океане – ещё не весь океан, а только лишь его часть.

 

БХОГА – (санскр. наслаждение, чувственное удовольствие), путь к духовному совершенству и освобождению, основанный на чувственном познании всех радостей плотской жизни. Является неотъемлемой чертой индусского тантризма, призывающего к нарушению всех религиозных и мирских запретов. Следуя по этому пути, человек постигает единство материального и духовного и осознает божественное в себе самом.

 

БХОГИ – (санскр. наслаждающийся), в религиозной практике индуизма – человек, решивший добровольно принести себя в жертву божеству. Бхоги жили в храмах и пользовались всеобщим почетом и уважением; их окружали предметами роскоши и исполняли их любые желания. Традиция бхоги угасла в XIX в. с запрещением человеческих жертвоприношений. Пережитки этой традиции можно увидеть в различных ритуалах самоистязания, до сих пор распространенных у индийских шиваитов.

 

БХУВАРЛОКА – (санскр. ), план «атмосферы». Второй из семи высших миров, соотносящийся со свадхистхана-чакрой и включающий в себя два астральных мира: Питрилоку (мир предков) и Преталоку (мир призраков умерших).

 

БХУГА–ШУДДХИ – (санскр. ), очищение элементов – обряд, служащий прелюдией к групповым ритуалам тантризма. При чтении соответствующих мантр адепт представляет себе, как земля, из которой состоит его тело, превращается в воду, вода – в огонь, огонь – в воздух, а воздух – в эфир. «Пересоздав» свое тело по этому образцу, он приступает к ритуалу.

 

БХУР-БХУВАС-СВАХ – (санскр. ), ведическая мантра, каждое из слов которой соотносится с одним из планов мироздания: бхур – с земным планом или бхурлокой, бхувас – с атмосферой или астральным планом, бхуварлокой, а свах – с духовным миром, сваргалокой.

 

БХУРЛОКА – (санскр. ), одна из лок или миров в индуистском пантеизме; наша Земля. Физический план бытия.

Смотри также Лока.

 

БХУТЫ – (санскр. ).

1. Злые духи, один из низших разрядов демонов. Бхуты упоминаются уже в Упанишадах как вредоносные существа. Они насылают несчастья и болезни на людей, порчу – на скот, губят урожай и тому подобное. Особенно опасны бхуты для тех, кто не приносит им жертвы; обитают они в лесах и брошенных домах. Позднее бхуты стали ассоциироваться с претами и считаться душами мертвых, умерших насильственной смертью или оставленных без погребальных обрядов. Включаются в демоническую свиту Шивы.

2. Элементы мироздания (панчабхута): земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша).

 

БЫК – образ связанный с символикой Тельца, чрезвычайно сложный как с исторической, так и с психологической точки зрения. В эзотерической традиции служил тотемным знаком гиперборейцев, приравнивался к богу Тору, сыну неба и леса. Первоначально бык являлся лунным божеством и олицетворял женский аспект природы, который впоследствии сменился солнечным культом земледельцев и стал символизировать мужской оплодотворяющий аспект природы, идею власти, самоотречение и целомудрие.

 

БЫТИЙНОСТЬ – термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести сущность непереводимого слова сат. Последнее не означает «бытие» (being), ибо включает в себя чувствующее осознание или какое-либо сознание существования. Термин « сат» относится исключительно к абсолютному принципу, к всемирному, неизвестному и вечно недостижимому Присутствию, которое философский пантеизм постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и самим Космосом.

 

БЭЙ – (кит. ), самая распространенная гадательная принадлежность в средневековом Китае. Для изготовления бэя яйцевидную или грушевидную болванку из ствола дерева или корня бамбука разрезали на две половины по продольной оси. Гадавший должен был встать на колени перед образом божества, произнести свою просьбу, соединить две половинки бэя вместе и, пронеся их через дым благовоний, бросить на землю. Если обе части падали плоской стороной вниз, ответ считался отрицательным, если же разными сторонами – положительным. Гадание с помощью бэя могло предваряться гаданием на бамбуковых палочках, комплект которых имелся в каждом храме. С их помощью получали согласие божества на дальнейшее гадание.

 

БЭН – (кабб. ), сын; каждый последующий парцуф относительно предыдущего.

 

БЭНШИ – в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии – особая разновидность фейри. У бэнши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Бэнши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть какого-либо из членов семьи. Когда несколько бэнши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть бэнши – к скорой смерти. Плачет бэнши на языке, которого никто не понимает; в её воплях сливаются крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Порой бэнши принимает облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами; иногда становится бледнокожей красавицей в саване; а может являться в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода. Она, то крадется среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.

 

БЭС – (егип. ), божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи. Бэс изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека-карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой, с ножом в руке или танцующим с музыкальным инструментом. Считалось, что уродство бэс отпугивает злых духов. На голове бэс обычно надета большая тиара из перьев и листьев.

 

В

В – (лат. V), третья буква русского алфавита, двадцать вторая – латинского, шестая – еврейского (вау). Числовое значение латинской буквы – 5, отсюда римское V; числовое значение вау – 6. Западные каббалисты связали её с еврейским божественным именем IHVH. Русское название буквы В – «вьдь» (веди), что буквально означает «Я знаю». В русской нумерологии её значение равно 3 (по другим источникам – 2). В – интуитивная, самовыраженная, красноречивая, изобретательная, общительная, сильная. Полна энергии, социальна, обладает большим воображением. В обладает вибрациями цифры 3, которые свидетельствуют о разнообразных талантах. Она тянется к знаниям, может отличить верное от неверного. Может выразить себя в искусстве: музыке, живописи, пении.

 

ВА-МУТИ – (коми), то же, что Водяной.

ВААЛ – (евр. идол), одно из распространенных обозначений божеств отдельных местностей. Кроме того, Ваал назывались общие боги, например, бог-громовержец, бог Солнца и др. Позднее Ваал – верховный бог культа плодородия, защитник порядка и борец с хаосом, владыка дождя и грозы. Древние тексты, посвященные Ваалу, обнаруживают много сходств с библейскими прославлениями Иеговы, очевидно, что этот культ, господствовавший в Палестине задолго до вторжения евреев, оказал большое влияние на формирование иудаизма. В Библии Ваал предстает символом тщетности и бессилия язычества, с которым боролись ветхозаветные пророки.

Синонимы: Балу, Баал.

 

ВАБАР – (араб. ), в мусульманской мифологии – область, примыкающая к стране народа ад (адиты). Мифология, восходящая к доисламским легендам арабов, связывает Вабар с юго-западной частью пустыни Руб-эль-Хали. Некогда эта местность была цветущим садом. После гибели адитов Аллах поселил там джинов, а людей превратил в наснасов – существ, у которых только пол головы, один глаз, одна рука и одна нога.

 

ВАВИЛА – (слав. ), сын Дона и Ненилы. Бог веселья и хмеля, покровитель скоморохов, переиграл греческого и фракийского бога Диониса Сабазиса (бога Собаку).

ВАГДАНА – (санскр. ), смотри Самскары взрослой жизни.

ВАДЖАД – (араб. ), у суфиев – вид духовного экстаза, который иногда посещает верующего.

 

ВАДЖАПЕЯ – (санскр. ), «царский» ритуал ведического культа, в котором центральная роль отводилась манипуляциям с жертвенным столпом. Ритуал не имел жестко зафиксированной обрядности, в различных местностях в него включались разные народные обряды.

 

ВАДЖРА – (санскр. алмазный Жезл).

1. Жезл, изображаемый как скипетр. Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов, указывающим на обладание сиддхами, сверхъестественными способностями и силами, и находится в руке жреца при исполнении им определенных церемоний. Ваджра трактуется и как олицетворение власти Будды над элементалами (злыми духами). Тибетское название Ваджра – дордже.

2. Буддизм интерпретирует понятие Ваджры как аналог прочности и неуничтожимости, оно занимает одно из центральных мест в учении ваджраяны.

3. В ведийской и индуистской мифологии – оружие (дубина, палица) громовержца Индры в его борьбе с асурами. Ваджра описывается обычно как бронзовая (аяса), но иногда называется золотой или сближается со «скалой», «камнем». Согласно Ведам ваджра выглядит как диск, но так же может быть четырехугольной или многогранной; иконография представляет её в виде симметричного двустороннего скипетра. Основные качества ваджры – сокрушительная мощь удара, прочность, неуничтожимость.

4. Один из трех внутренних энергопотоков сушумны. Он обладает активным, мощным природным активирующим влиянием на энергетику человека.

 

ВАДЖРАВАРАХА – (санскр. ), женское тантрическое божество, дакиня мудрости.

 

ВАДЖРАЙАНА – (санскр. алмазная колесница), буддийский тантризм; эзотерическое учение в буддизме, занимающее в нем третье место после хинаяны и махаяны; цель ваджраяны – достичь просветления или обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни.

 

ВАДЖРАЙОГИНИ – (санскр. ), тантрическое божество, дакиня, олицетворяющая освобождение человека от всех пороков в сознании, обладающая благими качествами ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ. У нее тело красного цвета, в левой руке капала (сосуд из черепа), в правой руке – нож-дигуг. Она смотрит вверх, в небо, как бы говоря, что тех людей, которые практиковали пхову, тех, кто верят ей, она возьмет с собой в Чистую землю – в Кхачари. Ваджрайогини может быть внешней и внутренней. Внутренняя ваджрайогини возникает внутри каждого из нас при условии создания союза блаженства и сознания, познающего пустоту. Как правило, достичь этого очень трудно, поэтому обращаются к внешней ваджрайогини в момент смерти и просят ее, чтобы она помогла достичь Кхачари.

 

ВАДЖРАПАНИ – (санскр. рука, держащая ваджру), тантрический идам, воплощающий в себе духовную мощь будд и бодхисаттв в гневном, активном проявлении. Считается, что призывание Ваджрапани обеспечивает защиту от злых сил. Изображается обычно с телом синего цвета, в правой руке держит ваджру, а в левой – аркан.

 

ВАДЖРАСАТТВА – (санскр. алмазное существо), тантрическое божество, являющее собой наивысший аспект просветления. Наиболее часто используется в медитациях, связанных с практиками очищения. Изображается в традиционной позе будд: ваджра в правой руке на уровне сердца, колокольчик – в левой у бедра.

 

ВАДЖРАЯНА – (санскр. алмазная колесница), буддийский тантризм; эзотерическое учение в буддизме, занимающее в нём третье место после хинаяны и махаяны; цель ваджраяны – достичь просветления или обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни.

 

ВАЗИЛА – (русс. ), род нежити, обитающий в хозяйственных постройках, особенно на конюшнях. Имеет вид крошечного человечка с конскими ушами и копытами; всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, – и от хищного зверя.

Смотри также Домовой.

 

ВАЗИФА – (араб, пенсия, даваемая человеку за прошлую службу), ежедневное задание или поклонение; у суфиев – название определенного суфийского упражнения.

 

ВАЗИШТА – в древнеиранских мифах – олицетворение огненной молнии. Один из пяти видов природных огней.

 

ВАИРУА – (маори), душа умершего человека, покинувшая тело; призрак, дух, который может вступать в связь с миром живущих.

 

ВАЙ-ГУН – (кит. внешняя практика), даосские методы обретения бессмертия с помощью различных «внешних» средств; аналогичны наиболее примитивным проявлениям западноевропейской алхимии. Адепты вай-гун экспериментировали с различными растительными и животными препаратами, наркотическими и психотропными веществами, металлами и т. д., стремясь из них создать «эликсир бессмертия», который затем принимали внутрь или втирали в кожу. Наибольший успех, по мнению многих, достигался с помощью солей ртути: труп адепта, принявшего достаточное количество ртутных препаратов, долго не разлагался, и это свидетельствовало о том, что поиски ведутся в правильном направлении. Увлечение техниками вай-гун достигло своего пика в начале новой эры, после чего они отчасти утратили популярность, уступив место мистическим методам «внутренней алхимии» (нэй-гун).

Смотри также Вайдань.

 

ВАЙБХАШИКА – (санскр. ), философская школа буддизма, считающая в отличие от мадхьямики и йогачары, что материальная Вселенная реальна, поскольку её можно познавать и чувственно воспринимать.

 

ВАЙВАСВАТА – (санскр. ), имя прародителя пятой человеческой расы или седьмого Ману. Предполагаемый сын Сурьи (Солнца), который после потопа, спасенный в ковчеге (сооруженном, в свою очередь, по велению Вишну), явился основателем солнечной расы царей.

 

ВАЙВЕРН – мифический крылатый змей, похожий на дракона, но с орлиными когтями. Считалось, что его внезапное появление предвещало войну или эпидемию чумы.

 

ВАЙДАНЬ – (кит. ), внешняя алхимия, внешняя киноварь (пилюля, эликсир; вспомогательное средство, принимаемое внутрь, способствующее укреплению внутренней пилюли нэйдань).

Смотри также Вай-Гун.

 

ВАЙДИКАДХАРМА – (санскр. религия Вед), то же, что Индуизм, древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр философий – от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм – это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями являются вишнуизм, шиваизм, шактизм (иначе тантризм) и смартизм. Они придерживаются настолько разных верований, что по праву считаются отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее наследие культуры и веры – концепции кармы, дхармы, реинкарнации, всепроникающего Божества; храмовое богослужение, возрастные ритуалы, традицию гуру-шишъя; все они полагаются на Веды как на авторитетное писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди них – джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали совершенно отдельными религиями, потерявшими всякую связь с индуизмом, хотя они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности со своей материнской религией.

 

ВАЙДУН – (кит), внешние, самопроизвольные движения: колебания, вибрации отдельных частей тела, возникающие в процессе энергетической работы, не вызывающие усталости, оздоравливающие.

 

ВАЙДХИ-БХАКТИ – (санскр. ), поклонение Богу, при котором соблюдается много ритуалов и церемоний, что часто приводит к гипнотическому состоянию.

 

ВАЙДЬЯ – (санскр. знающий), знаток аюрведы, врач индийской медицины.

 

ВАЙКУНТХИ – (санскр. ), нематериальные планеты (миры) в Духовном Небе. Кураторами 24 таких планет являются виласа-прабхавы из виласа-рупы: Васудева, Санкаршана, Прадйумна, Анируддха и другие.

 

ВАЙКХАРИ БРАХМАН – (санскр. ), четвертая фаза (уровень материализации) звуковых вибраций. Звук проявляется в нашем эмпирическом мире, как слышимая речь через артикуляцию. Это самое последнее и самое грубое отображение звуковой энергии Бога.

Смотри также Пара Брахман, Пашьянти Брахман, Шабда Брахман, Мадхьяма Брахман.

 

ВАЙКХНСА – (санскр. ), в религиозной практике индуизма – одна из стадий духовного подвижничества. Адепт вайкхнасы удаляется в лес и проводит долгое время (а иногда и всю жизнь) в уединенных медитациях и личном общении с божеством.

 

ВАЙМАНИКА – в джайнской мифологии – род божеств, обитающих в Урдхвалоке – верхнем мире, нижний предел которого лишь на волос выше вершины священной горы Меру. Вайманики, которые обитают в калпе (восемь нижних небес Урдхвалоки), делятся на двенадцать колен. Представители высших колен именуются ахаминдра – «сам себе правитель». Ахаминдры не носят ни одежд, ни украшений, не ведают чувственных наслаждений. Чем выше вайманики поднимаются по небесной лестнице, тем чище становится цвет их ауры и острее восприимчивость. С другой стороны уменьшается привязанность к вещам и гордыня. Все вайманики имеют царственный облик, не отбрасывают тени, не мигают, у них не растут ни ногти, ни волосы.

 

ВАЙРАГЬЯ – (санскр. отстраненность, неокрашенность, бесстрастность, отрешенность), чаще всего термин применяется при описании эмоционального состояния человека. Для чистого беспристрастного мышления и медитации следует упражнять отстраненность от органов чувств. Высшей её формой является состояние, в котором разум не подвержен влиянию ни стремления к низменному, ни жажды изменчивого и возбуждающего, ни даже влиянию желания упорядоченности, вызываемого подлинным «Я» (пуруша). Вайрагья – идеал монашеской жизни.

 

ВАЙРОЧАНА – (санскр. сияющий), первая дхьянибудда самбхогакаи, имеющая белый цвет. Является зерцалоподобной мудростью, в которую в процессе йогической практики превращается скандха формы (рупа) индивида. Индивид видит любую форму внешних объектов и свою собственную форму, как отражение в зеркале, как тень, мелькающую на экране телевизора. Поскольку в них нет ничего конкретного, кроме самой формы теней, то там нет и эго, или индивидуального «Я», и «Я» внешних объектов. Таким способом подавляется неведение (авидъя) о существовании индивидуального «Я», которое порождает эгоизм, активность борьбы за жизнь и так далее. Вайрочане соответствует центр, или Восток в мандале, животное-спутник – лев, элемент – эфир, чувство – слух; праджней (женским соответствием) является Ваджрадхатешвари; эманация Вайрочаны – бодхисаттва Самантабхадра. Земным проявлением Вайрочаны считают бывшего будду Кракучханду.

 

ВАЙШВАДЕВА – (санскр. ), в ведическом ритуале – подношение сваренной без добавления соли и масла пищи всем богам одновременно.

 

ВАЙШЕШИКА – (санскр. анализирование, различение), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Веды) философских систем. Философия, основанная на том, что освобождения следует достигать через понимание природы существования, которое классифицируется как девять фундаментальных реальностей: воздух, огонь, вода, земля, мысль, эфир, время, пространство и душа (ум). В полемике с буддизмом вайшешика отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила – адришта (невидимое).

 

ВАЙШНАВ – (санскр. имеющий отношение к Вишну), вишнуит, поклонник Господа Вишну и его воплощений (аватар).

 

ВАЙШНАВА – (санскр. имеющий отношение к Вишну), вишнуит, поклонник Господа Вишну и его воплощений (аватар).

 

ВАЙШНАВАЧАРА – (санскр. ), согласно распространенной тантрической классификации – вторая стадия духовной эволюции приверженца индуизма; «долина преданности», в которой душа находит «своего» Бога и предается ему в духе бескорыстной любви и преданности (смотри Бхакти). В качестве такого бога обычно выступает одна из аватар Вишну – самого благостного и жизнеутверждающего из индусских богов. Все остальные боги при этом рассматриваются как полные, неполные или частичные проявления избранного божества или же, как подчиненные ему младшие боги. Адепт вайшнавачары обязан отказаться от применения насилия, перестать есть мясо, избегать сексуального общения и даже мыслей о нем. Ему запрещается убивать животных, прикасаться к четкам и янтрам.

 

ВАЙШРАВАН – (санскр. ), страж северных ворот мандалы, являющийся также главою божеств богатства.

 

ВАЙЮ – (санскр. ), воздух; Бог и властитель воздуха. Одно из пяти состояний материи, газообразное; одна из пяти стихий. В «Вишну Пуране» Вайю – царь гандхарвов. В «Рамаяне» он отец Ханумана. Троица мистических богов в Космосе, тесно связанных друг с другом: «Агни (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух, или одна из форм Индры), место которого в воздухе, и Сурья (Солнце), место которого в воздухе» («Нирукта»). В эзотерическом толковании эти три космических принципа соответствуют трем человеческим принципам – каме, манасу коме и манасу, Солнцу разума.

Вайю также понимается как «жизненный ветер». Это те силы природы, которые с помощью чакр и связанных с ними сплетений, приводят в действие несколько автоматически функционирующих отделов человеческого организма. Выделяют пять наиболее важных Вайю: прана, апана, самана, удана, вьяна. Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органами тела и эфирным двойником. Это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается нездоровым влияниям снаружи (например, загрязненный воздух, неперевариваемая пища, неправильное положение тела и так далее. ) и изнутри – нездоровые мысли и желания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...