Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейропсихологический подход к обеспечению психического здоровья детей и подростков




НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Султанова А. С. (Москва, Россия)

English version

 

 

Султанова Альфия Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования и эмоционально-личностного развития; федеральное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ул. Макаренко, 5/16, Москва, 105062, Россия. Тел.: 8 (495) 625-29-35. E-mail: alfiya_sultanova@mail. ru

 

Аннотация

Выделяются и рассматриваются два аспекта нейропсихологического подхода к обеспечению психического и психологического здоровья детей:
I. Нейропсихологическая помощь при негрубой нервно-психической патологии, пограничных состояниях. Рассматриваются наиболее распространенные нейропсихологические синдромы у детей: 1) синдром функциональной недостаточности субкортикальных (подкорково-стволовых) структур мозга; 2) синдром запаздывания развития префронтальных отделов головного мозга и становления связей между лобными долями и подкорково-стволовыми структурами головного мозга; 3) синдром функциональной недостаточности левого полушария, сочетающейся с дисбалансом в функциональном развитии правого полушария на фоне задержки формирования межполушарного взаимодействия.
II. Нейропсихологическая помощь детям с тяжелыми формами патологических состояний, со сложной структурой дефекта: специфика нейропсихологической диагностики и коррекции.

Ключевые слова: нейропсихология детского возраста; психическое здоровье; нейропсихологические синдромы; нейропсихологическая диагностика и коррекция.

  Поступила в редакцию: Прошла рецензирование: Опубликована:
  12. 12. 2016 09. 01. 2017 03. 02. 2017

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИИДСВ РАО

 

Обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения является крайне актуальной проблемой практически для всех стран, в т. ч. — для нашего государства. В течение последнего десятилетия наблюдается повышение заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, рост психологического неблагополучия детей и подростков. Увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. По данным различных авторов, распространенность перинатального поражения нервной системы у детей составляет от 45 до 80% [1; 2; 12]. Между тем, перинатальная патология ЦНС даже в случае благоприятного исхода имеет отдаленные последствия, отрицательно влияет на психическое развитие и социальную адаптацию ребенка [9; 14]. Распространенность основных форм психических заболеваний детей каждые десять лет возрастает на 10—15%, нервно-психические заболевания в 70% случаев являются причиной инвалидности детства [11]. Отмечается рост суицидов среди детей и юношей, число которых в нашей стране за последние годы увеличилось на 35—37%; в 2013 году Российская Федерация заняла первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков [4], при этом на одну смерть от суицида приходится почти 200 суицидальных попыток [5]. По мнению специалистов, в настоящее время более 80% детей нуждаются в том или ином виде психологической, психотерапевтической или психиатрической помощи [13]. Увеличение распространенности как тяжелых, так и пограничных форм психической патологии в детской популяции — своеобразный вызов современной психиатрии, клинической и специальной психологии, дефектологии, педагогике; вызов, который пока, на наш взгляд, остается без адекватного ответа. С нашей точки зрения, необходим комплексный подход к этой проблеме. Только междисциплинарное взаимодействие специалистов в данной области может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения. Одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, является нейропсихология детского возраста.

Несмотря на то, что нейропсихология детского возраста как научное направление развивается уже несколько десятилетий, а ее методы довольно давно успешно применяются для коррекции различных патологических и пограничных состояний у детей, многие специалисты не в достаточной степени представляют себе задачи, методы, специфику данного направления. Нейропсихология детского возраста занимается «исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и нарушениях работы мозга в детском возрасте» [6, с. 7].

Мы выделяем два аспекта нейропсихологического подхода к обеспечению психического здоровья детей и подростков:

I. Нейропсихологическая помощь при негрубой психоневрологической (нервно-психической) патологии, пограничных состояниях, отклоняющемся развитии детям из «группы риска»: нейропсихологическая диагностика и коррекция, вторичная профилактика.
II. Нейропсихологическая помощь детям с тяжелыми формами патологических состояний, со сложной структурой дефекта: нейропсихологическая коррекция, нейропсихологическое сопровождение онтогенеза, вторичная и третичная профилактика.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...