Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы обучения диалогу и основные пути овладения ДФО




ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБЩЕНИЯ

План лекции:

1. Особенности диалогической речи как формы речевого общения.

2. Этапы обучения диалогу и основные пути овладения ДФО.

3. Умения диалогического общения, формируемые на уроках иностранного языка.

4. Упражнения для обучения диалогической форме общения.

5. Контроль умений диалогической речи.

 

 

Особенности диалогической речи как формы речевого общения

 

Диалогическая речь (ДР) как форма устноречевого общения – это сочетание устных высказываний последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих.

Продуктами данной формы речевого общения являются: диалог разной степени развёрнутости; полилог, дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи. Дадим определение основным понятиям, которыми будем оперировать в дальнейшем.

Первоэлементами диалога являются реплики. Репликаотдельное высказывание одного из собеседников, связанное с другими высказываниями в структуре диалога. В состав реплики может входить от одного нерасчленённого предложения – слова в функции предложения (минимальная степень развёрнутости реплики) до монологического высказывания. Наиболее типична однофразовая реплика.

Однако, единицей диалогической формы общения (ДФО) является не реплика, а «диалогическое единство». Диалогическое единство – это соединение реплик, принадлежащих разным собеседникам, характеризующееся структурной, интонационной и содержательной законченностью. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. В основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространёнными являются: вопрос-ответ; вопрос-контрвопрос; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль. Методической проблемой является выявление диалогических единств и организация их по структурно-смысловым типам.

Основными типами дискурсов принято считать: бытовой/деловой разговор, интервью, дискуссию, полемику.

Каковы же основные характеристики диалогического текста?

В модели коммуникативного акта принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен мнениями, т.е. каждый из коммуникантов становится то отправителем, то получателем информации. Эту постоянную смену говорящего и слушающего лингвисты считают основной отличительной чертой диалога.

Второй характерной чертой диалога является эллиптичность. Наличие единой ситуации, контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства. Л. С. Выготский писал о принципе сохранения предикативности в диалогической речи: «В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращённой речи с крайне упрощённым синтаксисом». Поэтому целесообразно обучать кратким, неполным ответам и даже вопросам. Однако закон экономии не распространяется на выражение эмотивности речи, которая не подлежит компрессии и получает своё полное выражение.

Стремление к использованию избыточных языковых средств отражает ещё одну специфическую тенденцию диалогической речи.

Диалогу свойственна спонтанность, которая обусловливает использование клише, разговорных формул, а также нечёткую «свободную» оформленность фраз; эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, готовых фраз и разговорных формул.

В ДФО используется много клише, разговорных формул типа «Ну ладно», «Да, вы правы», «Если ничего не помешает» и т.п. Наряду с междометиями и модальными словами они делают диалогическое общение эмоциональным, выразительным. Вывод напрашивается сам собой: как можно чаще включать в упражнения всевозможные клише.

Кроме того, при обучении ДФО учитель формирует социокультурную компетенцию учащихся, знакомя их с правилами и формулами речевого этикета, принятыми в стране изучаемого языка, а также с нормами речевого и неречевого поведения собеседников.

Психологически ДФО отличается ещё и тем, что реплика каждого партнёра зависит от речевого поведения другого. Это влечёт за собой необходимость быстрой реакции, чему также следует обучать.

 

 

Этапы обучения диалогу и основные пути овладения ДФО

Различают два этапа в обучении ДФО: неспециальный и специальный. Целесообразность различения специального и неспециального этапов в стратегии обучения ДФО подтверждается тем фактом, что умение диалогического общения по своей структуре – сложное, включающее в себя более простые по сравнению с ним умения, иерархически соподчинённые друг с другом и подлежащие постепенному развитию.

На неспециальном этапе обучение диалогическому общению выступает не как основная, а как сопутствующая задача, которая выполняется в процессе решения таких доминирующих задач, как формирование грамматических и лексических навыков (первый неспециальный подэтап) и их совершенствование (второй неспециальный подэтап обучения диалогической форме общения).

На специальном этапе предусматривается обучение собственно ДФО. Она выступает здесь как основная методическая задача и соотносится в цикле уроков с этапом развития речевого умения. Представители белорусской методической школы, в частности П.К.Бабинская, Т.П.Леонтьева, И.М.Андреасян описывают следующие способы обучения ДФО: 1) на основе поэтапного овладения диалогическими единства­ми; 2) на основе диалога-образца; 3) с использованием ролевой игры. Рассмотрим методическую последовательность действий учителя и учащихся при обучении ДФО с использованием каждого из упомянутых способов.

Схема 1. Обучение ДФО на основе поэтапного овладения диалогическими единства­ми

1. Овладение учащимися отдельными репликами (утверждение, переспрос, возражение, запрос информации, просьба, совет и т.д.).

2. Овладение учащимися умением соотносить отдельные реплики друг с другом (утверждение-переспрос, вопрос-ответ, приглашение-согласие и др.).

3. Овладение типами микродиалогов (односторонний диалог-расспрос, двусторонний диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление).

4. Овладение умением вести развернутый диалог, включающий различ­ные типы микродиалогов.

5. Самостоятельное составление диалогов учащимися по ситуации, зада­ваемой учителем на основе:

а) темы (проблемы);

б) картинки или серии картинок;

в) прочитанного/ прослушанного текста;

г) диафильма, видеофильма и т.д. с использованием различных видов

опор (ключевые слова, функциональные схемы, задачи и концовка
диалога и т.д.).

Схема 2. Обучение ДФО на основе диалога-образца

1. Прослушивание учащимися диалога-образца и контроль понимания его содержания (вопросы, выборочный перевод, истинные и ложные утверждения). Диалог-образец – это диалог, представляющий собой модель речевого взаимодействия собеседников в определенной ситуации общения.

2. Повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором.

3. Чтение диалога по ролям и заучивание реплик.

4. Воспроизведение диалога-образца учащимися.

5. Замена отдельных компонентов реплик (или целых реплик) диалога-образца, самостоятельное расширение собственных диалогов по анало­гии с диалогом-образцом в новых ситуациях общения.

Схема 3. Обучение ДФО с использованием ролевой игры (РИ)

I. Подготовительный этап

1. Определение коммуникативной ситуации, в рамках которой будет проходить РИ. Дадим определение: ролевая игра – методический прием, предусматривающий создание ситуации общения, которая побуждает учащихся к импровизации речевого и неречевого поведения в соответствии с характером полученной роли, межролевых и межличностных отношений.

2. Определение объема и характера лексических единиц и грамматических явлений, которые будут активизированы в ходе ролевой игры.

3. Выбор типа и вида игры, соответствующего данной коммуникативной ситуации. Например:

а) ролевая игра (РИ) этикетного содержания («В гостях», «Правила до-

рожного движения» и др.);

б) сюжетная РИ сказочного содержания («Теремок», «Письмо Карлсону» и др);

в) сюжетная РИ бытового содержания («Визит к врачу», «В бюро путе-

шествий и экскурсий» и др.);

г) имитационная РИ познавательного содержания («Заседание клуба

путешественников», «Экскурсия по театру Шекспировских времен» и др.);

д) деловая игра (Проект школы будущего; Научно-техническая ярмарка и др.).

4. Распределение ролей с учетом социально-психологических характери­стик учащихся (статус в классе, интересы, характер межличностных отношений) и уровня их языковой подготовки.

5. Подготовка необходимого реквизита и ролевых карточек, которые содержат описание ролевой ситуации для каждого персонажа, при не­обходимости — конкретный языковой и речевой материал, либо при­мерную схему речевого поведения.

II. Игровой этап

1. Вступительная беседа учителя, в которой он поясняет или уточняет
цель и задачи РИ.

2. Изучение учащимися ролевых заданий.

3. Разыгрывание учащимися ролевой ситуации с учетом различных форм взаимодействия учащихся (общение в парах, малых группах и коллек­тивное взаимодействие).

III. Послеигровой этап

1. Подведение итогов РИ и ее оценка. Примерные вопросы для обсуждения:

- Успешно ли прошла РИ?

- Насколько успешным было ролевое поведение в речевом и неречевом планах?

- Достаточной ли была подготовка к ней?

- Кто не участвовал в игре и почему?

2. Анализ типичных языковых ошибок [1, 139 - 146.].

Российские методисты выделяют два пути обучения ДФО: «сверху вниз» и «снизу вверх». За основу разделения они берут разновидности диалога: стандартные (типовые) и свободные.

Стандартные диалоги окружают нас. Очень часто наше повседневное общение в семье сводится к репликам типа: Как дела?/ Как дела в школе? Ты поел/а? Уроки сделал? Быстро мой руки/ чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/ лежишь на диване/ играешь на компьютере/ забыл купить хлеб? Такие же стандартные диалоги можно услышать в магазине, в библиотеке, на вокзале и т.д.

К свободным диалогам относятся: беседы, дискуссии, интервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора, жёстко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует однако признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общения очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации. Рассмотрим методическую последовательность действий учителя и учащихся при обучении ДФО с использованием каждого из упомянутых способов.

Обучение диалогу путем «сверху вниз»

Очевидно, что этот путь является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам. При его использовании учитель и ученики, как правило, следуют нижеприведённой логике. Обратимся к таблице.

Таблица № 1. Последовательность действий учителя и учеников при обучении диалогу путем «сверху вниз» [9, 31 - 45.]

№ п/п Учитель   Ученики  
1. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы.  
2. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы.  
3. Отбирает (составляет) диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации ре­чевых клише, моделей речевого взаимодействия.    
4. Определяет последовательность предъявле­ния различных типовых диалогов в процессе изу­чения темы.    
5. Знакомит учащихся с новыми словами и ре­чевыми структурами предъявляемого диалога. В случае необходимости комментирует со­циокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.   Знакомятся с новыми словами, с речевыми моделями и клише, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.  
6. Читает диалог (проигрывает запись диалога).  
7. Организует его отработку, обращая внима­ние на правильность фонетического оформления речи, использования других паралингвистических средств.   Отрабатывают хором и индивидуально ре­чевые реплики типового диалога.  
8. Организует работу с текстом диалога, на­правленную на его полное понимание и запомина­ние, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.   Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.  
9. Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.    
10. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи уча­щихся.   Учатся быстро реагировать на определен­ные реплики. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.  
11. Формулирует речевую установку для твор­ческих учебных диалогов по теме.   Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учителя.  
12. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.   Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: сами тексты диалогов-моделей; содержание речевой установки учителя на оставление видоизмененных диалогов; описание ролей, получаемых отдельно каждым з участников диалога; картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Мы видим, что алгоритм действий учителя и учащихся практически такой же как при обучении ДФО на основе диалога-образца.

Обучение диалогу путем «снизу вверх».

Этот путь обучения диалогу предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь, может быть несколько вариантов: например, учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведённым образцом; или уровень их речевого развития достаточно высок, так что единый образец уже не нужен; либо предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся. Этот способ похож на обучение ДФО на основе РИ. Учитель определяет коммуникативную ситуацию, далее следует изучение учащимися ролевых заданий и разыгрывание данной ролевой ситуации. Особое внимание учителю следует уделять развитию умение сформулировать содержательно
поставленный вопрос, а также логично планировать серию вопросов, оринтированных на получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногосло­ен и явно не расположен к общению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...