Упражнения для обучения диалогической форме общения
Систему упражнений для обучения ДФО составляют подготовительные (УРУ) и речевые упражнения (РУ 1и РУ 2). Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи. На неспециальном этапе используются УРУ для формирования лексических, грамматических и произносительных навыков. Они организуются в комплексы, каждый из которых предназначен для автоматизации речевых средств: речевого образца, группы лексических единиц, какого-либо звука (звуков) и т. д. В комплекс входит четыре вида упражнений (имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные), последовательность которых обусловливается стадиями формирования речевых навыков. 1. Имитативные УРУ — это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например: "Скажите, если вы будете делать то же самое". - В воскресенье я навещу своих друзей. - Я тоже навещу своих друзей в воскресенье. 2. Подстановочные УРУ характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в какой-либо речевой образец. Например: "Поделитесь с товарищами, если у вас есть другие намерения". - Летом я поеду в Москву. - А я поеду в деревню. 3. Трансформационные УРУ предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя (собеседника), что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, падежа или числа существительного и т. п. Для лексических навыков трансформация может выражаться в передаче того же содержания другими словами. Например: "Если вы считаете требование (просьбу) собеседника правильным, согласитесь сделать то, что вам велят, или то, о чем вас просят".
- Навести завтра Олю. Она больна. - Хорошо. Я обязательно ее навещу. 4. Репродуктивные УРУ предполагают полностью самостоятельное воспроизведение (репродукцию) и репликах учащихся тех форм или лексических еди ниц, которые усвоены в предыдущих упражнениях. Например: "Поделитесь своими планами на вечер (воскресенье, каникулы)". У1: Вечером я пойду в кино. У2: А я буду читать интересную книгу. У3:... Важно заметить, что как при обучении говорению, деление упражнений на лексические, грамматические, произносительные условно: любая из сторон речевой деятельности может быть доминирующей, ведущей, остальные присутствуют имплицитно (незримо). Не следует забывать о главной задаче данного этапа, которая заключается в том, что бы обучать механизму порождения диалога. Для того, чтобы УРУ, направленные прежде всего на формирование навыков, были одновременно начальными упражнениями в диалогическом общении, необходимо, во-первых, при выполнении таких упражнений учесть основные качества диалогического общения, во-вторых, исходя из необходимости развивать эти качества конкретизировать характер сопутствующих задач для различных видов УРУ. Весьма распространённым упражнением остаётся, к сожалению, заучивание диалогов (причём больших) по теме. Что оно поистине совершенствует, так это произношение. На развитии же ДФО эта работа сказывается в очень малой степени. В общении ситуации меняются мгновенно, и нельзя заложить в память учащегося впрок все диалоги, которые бы он в нужный момент воспроизводил. Поэтому многие методисты в последнее время предлагают отталкиваться от коротких диалогов, состоящих из 4-6 реплик. Отмечается, что заучивание таких диалогов и составление своих по аналогии в принципе хорошо, но учащиеся всё равно не умеют отступать от заученного образца. Поэтому в методику работы следует вводить какое-то промежуточное звено, которое научило бы отходить от готового образца, разнообразить свои реплики в зависимости от ситуации. В качестве основных, обучающих ДФО упражнений, развивающих умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, а также умение поддержать беседу, используются упражнения типа «Как бы вы реагировали…», которые развивают умение самостоятельно решать, что из имеющегося запаса подходит для данного случая.
Обучение диалогу проходит две стадии: вначале это обучение подготовленной диалогической реч, а затем неподготовленной диалогической речи. Можно предложить следующие речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи: - ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые); - постановка узловых вопросов к тексту; - диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста; - составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию; - драматизация монологического текста; - дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или - самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма; - объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог; - положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его; - завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем, где, когда и о чём говорит). А для обучения неподготовленной диалогической речи подойдут такие речевые упражнения как: *составление аргументированных ответов на вопросы; *проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся); *проведение ролевых игр или викторин; *проведение дискуссии или диспута; *беседа за круглым столом. Речевые упражнения (РУ) как средство развития речевого умения используются на специальном этапе обучения ДФО. Используемые в коммуникативной технологии речевые упражнения обладают определенными типологическими признаками. РУ обеспечивают: - речевую стратегию и тактику говорящего; - новизну ситуации и актуализацию взаимоотношений участников общения;
- определенный уровень речевой активности и самостоятельности говорящих; - вербальное и структурное разнообразие высказываний. Важно отметить, что РУ строятся на основе ситуаций, ибо только ситуация как система взаимоотношений создает условия для реализации речевой стратегии и тактики, вызова речевой активности партнеров и обеспечивает новизну высказываний. В РУ реализуются все основные речевые функции. Последние почти всегда присутствуют в установке РУ (явно или скрыто). Вот как это выглядит для упражнений, обучающих основным типам диалога. Обратимся к таблице. Таблица № 2. Примерные установки упражнений для обучения диалогическому общению [7, 119.]
Для упражнений в собственно диалогическом общении следует использовать РУ первого и второго уровней. РУ1 – это упражнения, в которых используются различные опоры. Обратимся к таблице.
Таблица № 3. Виды опор [7, 116.]
Как вы видите, в коммуникативной концепции все опоры делятся на содержательные (подсказывающие содержание) и смысловые (подсказывающие лишь идею высказывания); каждая из этих опор может быть вербальной или изобразительной.
Последовательность использования опор при выполнении РУ по мере убывания степени подсказки следующая: содержательные вербальные > содержательные изобразительные > смысловые вербальные > смысловые изобразительные > отсутствие опор. Одним из эффективных видов опор являются функциональные схемы диалога. Они представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого собеседника в предположительно необходимой последовательности. Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проделать следующую работу: - прочесть диалог (лучше прослушать фонограмму с опорой на текст); - выяснить путём вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика; - составить по функциям модель диалога; - воспроизвести по модели диалог; - изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего, - высказаться по изменённой модели. Подробнее последовательность работы с функциональными моделями диалогабудет рассмотрена на практических занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|