Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для обучения диалогической форме общения




Систему упражнений для обучения ДФО составляют подготовительные (УРУ) и речевые упражнения (РУ 1и РУ 2).

Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи.

На неспециальном этапе используются УРУ для форми­рования лексических, грамматических и произноси­тельных навыков. Они организуются в комплексы, каждый из кото­рых предназначен для автоматизации речевых средств: речевого образца, группы лексических единиц, какого-либо звука (звуков) и т. д. В комплекс входит че­тыре вида упражнений (имитативные, подстановоч­ные, трансформационные и репродуктивные), после­довательность которых обусловливается стадиями фор­мирования речевых навыков.

1. Имитативные УРУ — это упражнения, в кото­рых учащийся для выполнения речевой задачи нахо­дит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например: "Скажите, если вы будете делать то же самое".

- В воскресенье я навещу своих друзей.

- Я тоже навещу своих друзей в воскресенье.

2. Подстановочные УРУ характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в какой-либо речевой образец. Например: "Поделитесь с товарищами, если у вас есть другие намерения".

- Летом я поеду в Москву.

- А я поеду в деревню.

3. Трансформационные УРУ предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя (собеседника), что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, падежа или числа существительного и т. п. Для лексических навыков трансформация может выражаться в передаче того же содержания другими словами. Например: "Если вы считаете требование (просьбу) собеседника правильным, согласитесь сделать то, что вам велят, или то, о чем вас просят".

- Навести завтра Олю. Она больна.

- Хорошо. Я обязательно ее навещу.

4. Репродуктивные УРУ предполагают полностью самостоятельное воспроизведение (репродукцию) и репликах учащихся тех форм или лексических еди ниц, которые усвоены в предыдущих упражнениях. Например: "Поделитесь своими планами на вечер (вос­кресенье, каникулы)".

У1: Вечером я пойду в кино.

У2: А я буду читать интересную книгу.

У3:...

Важно заметить, что как при обучении говорению, деление упражнений на лексические, грамматические, произно­сительные условно: любая из сторон речевой деятельности может быть домини­рующей, ведущей, остальные присутствуют имплицит­но (незримо). Не следует забывать о главной задаче данного этапа, которая заключается в том, что бы обучать механизму порождения диалога. Для того, чтобы УРУ, направленные прежде всего на формирование навыков, были одновременно начальными упражнениями в диалогическом общении, необходимо, во-первых, при выполнении таких упражнений учесть основные качества диалогического общения, во-вторых, исходя из необходимости развивать эти качества конкретизировать характер сопутствующих задач для различных видов УРУ.

Весьма распространённым упражнением остаётся, к сожалению, заучивание диалогов (причём больших) по теме. Что оно поистине совершенствует, так это произношение. На развитии же ДФО эта работа сказывается в очень малой степени. В общении ситуации меняются мгновенно, и нельзя заложить в память учащегося впрок все диалоги, которые бы он в нужный момент воспроизводил. Поэтому многие методисты в последнее время предлагают отталкиваться от коротких диалогов, состоящих из 4-6 реплик. Отмечается, что заучивание таких диалогов и составление своих по аналогии в принципе хорошо, но учащиеся всё равно не умеют отступать от заученного образца. Поэтому в методику работы следует вводить какое-то промежуточное звено, которое научило бы отходить от готового образца, разнообразить свои реплики в зависимости от ситуации. В качестве основных, обучающих ДФО упражнений, развивающих умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, а также умение поддержать беседу, используются упражнения типа «Как бы вы реагировали…», которые развивают умение самостоятельно решать, что из имеющегося запаса подходит для данного случая.

Обучение диалогу проходит две стадии: вначале это обучение подготовленной диалогической реч, а затем неподготовленной диалогической речи.

Можно предложить следующие речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:

- ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);

- постановка узловых вопросов к тексту;

- диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;

- составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;

- драматизация монологического текста;

- дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или - самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;

- объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;

- положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;

- завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем, где, когда и о чём говорит).

А для обучения неподготовленной диалогической речи подойдут такие речевые упражнения как:

*составление аргументированных ответов на вопросы;

*проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

*проведение ролевых игр или викторин;

*проведение дискуссии или диспута;

*беседа за круглым столом.

Речевые упражнения (РУ) как средство развития речевого умения используются на специальном этапе обучения ДФО. Используемые в коммуникативной технологии ре­чевые упражнения обладают определенными типоло­гическими признаками. РУ обеспечивают:

- речевую стратегию и тактику говорящего;

- новизну ситуации и актуализацию взаимоотноше­ний участников общения;

- определенный уровень речевой активности и само­стоятельности говорящих;

- вербальное и структурное разнообразие высказы­ваний.

Важно отметить, что РУ строятся на основе ситуаций, ибо только ситуация как система взаимоотношений создает условия для реали­зации речевой стратегии и тактики, вызова речевой активности партнеров и обеспечивает новизну выска­зываний.

В РУ реализуются все основные речевые функции. Последние почти всегда присутствуют в установке РУ (явно или скрыто). Вот как это выглядит для упражне­ний, обучающих основным типам диалога. Обратимся к таблице.

Таблица № 2. Примерные установки упражнений для обучения диалогическому общению [7, 119.]

Тип диалога (организационная форма обще­ния) Примеры коммуникативных установок
1. Установление от­ношений Представьтесь своим друзьям из Великобритании.    
2. Интервью Расспросите друг друга о том, как вы провели зимние каникулы.
3. Обоюдостороннее побуждение к дейст­вию Порекомендуйте друг другу книгу для чтения.
4. Обсуждение пла­нов совместной дея­тельности Распределите обязанности по под­готовке молодежного вечера.
5. Обмен мнениями, впечатлениями Обменяйтесь впечатлениями о со­вместном посещении концерта.
6. Дискуссия Как вы думаете: что такое истин­ное и ложное товарищество?

Для упражнений в собственно диалогическом общении следует использовать РУ первого и второго уровней. РУ1 – это упражнения, в которых используются различные опоры. Обратимся к таблице.

 

 

Таблица № 3. Виды опор [7, 116.]

Опоры
  Вербальные Изобразительные
    Содержательные Текст (зрительно) Текст (аудитивно) Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План   Микротекст   (аудитивно) План Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография   рисунков Фотография
  Смысловые Логико-синтаксическая схема (ЛСС) Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись Функционально-смысловые таблицы (ФСТ) Диаграмма Схема Таблица Цифры, даты Символика Плакат Карикатура

Как вы видите, в коммуникативной концепции все опоры делятся на содержательные (подсказывающие содержание) и смысло­вые (подсказывающие лишь идею высказывания); каждая из этих опор может быть вербальной или изоб­разительной.

Последовательность использования опор при выполнении РУ по мере убывания степени подсказки следующая:

содержательные вербальные > содержательные изобразительные > смысловые вербальные > смысловые изобразительные > отсутствие опор.

Одним из эффективных видов опор являются функциональные схемы диалога. Они представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого собеседника в предположительно необходимой последовательности. Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проделать следующую работу:

- прочесть диалог (лучше прослушать фонограмму с опорой на текст);

- выяснить путём вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

- составить по функциям модель диалога;

- воспроизвести по модели диалог;

- изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего,

- высказаться по изменённой модели.

Подробнее последовательность работы с функциональными моделями диалогабудет рассмотрена на практических занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...