Вы молодцы, провели уроки, но как?
Распорядок работы школы: 1 урок - _______
2 урок - _______
3 урок - _______
4 урок - _______
5 урок - _______
6 урок - _______
Информация о кабинете психолога: 1. Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________ ____________________________________________________________
2. Общий метраж ____________________________________________
3. Время работы _____________________________________________
4. Рабочее место психолога____________________________________ ____________________________________________________________
5. Уголок доверия____________________________________________
6. Психологическая литература (которая Вас заинтересовала) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________
7. Наличие тестов ___________________________________________ ____________________________________________________________
8. Раздаточный материал, игрушки _____________________________ ____________________________________________________________
9. План работы и отчётная документация психолога школы ________ ____________________________________________________________ Начнём работать!
Кто «Я» (Напишите 10 качеств в каждом разделе)
Давайте составим кластер психограммы психолога:
Ваши наблюдения соотносятся с психограммой профессии психолога?
Психограмма профессии (психолог)
Принципы организации психологической службы
План работы психолога на неделю
Календарное планирование психологической практики
Составьте календарное планирование психологической практики на две недели по плану указанному выше. В него должны входить: уроки психологии – 5; индивидуальные консультации – не менее 3; психодиагностическое исследование – не менее 3-х методик; психологическая коррекция – по мере необходимости; публичные выступления: пед. коллектив – 1, родители – 1; тренинги – 1.
Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога. I неделя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День | Время | Учителя | Учащиеся | Родители | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понеде- льник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II неделя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День | Время | Учителя | Учащиеся | Родители | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понеде- льник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Четверг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пятница |
Пожалуйста, ответьте на вопросы:
1. Какими качествами должен обладать психолог, в основе работы которого лежат межличностные отношения на разных социальных ступенях (дети, родители, коллеги, администрация)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как психолог должен учитывать психологические и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения и проведения общих мероприятий?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
3. Какую информационно-просветительную работу ведёт психолог (с учащимися, родителями, коллегами)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие условия для развития интеллекта и творческого роста учеников необходимы?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой психологический климат в классе (в котором Вы работаете) и в школе?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как осуществляется профессиональная ориентация учеников? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы автор клятвы психолога, составьте её!
__________________________________________
__________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
«Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял»
- китайская поговорка.
Вам нужно провести 5 уроков по психологии:
Урок №1
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
|
|
Цель: _________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
______________________________________________________________
Фаза вызова: ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления: ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии: _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога, методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Урок №2
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова: ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления: ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии: _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога, методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Урок №3
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________
|
|
Задачи: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова: ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления: ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии: _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога, методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Урок №4
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова: ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления: ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии: _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога, методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Урок №5
Предмет:____________________________________
Тема: _______________________________________
______________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Оборудование: _________________________________________________
______________________________________________________________
Оформление доски:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза вызова: ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза осмысления: ______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фаза рефлексии: _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пожелания психолога, методиста:_________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата: ____________________________
Оценка урока: ____________________
Подпись: _________________________
Вы молодцы, провели уроки, но как?
1. Как Вами решались психологические
задачи на уроках? __________________
__________________________________
__________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие технологии были использованы во время проведения уроков? ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В чём выражалась заинтересованность детей на уроках? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каким путём Вами был достигнут психологический комфорт на уроках? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Удачные моменты уроков (как Вы их достигли)? ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
6. Неудачные моменты уроков (с чем это связано – Ваше мнение)?________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
7. Нужна ли корректировка содержательной части уроков (если да, то какая)? ___________________________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Давайте подумаем!
1. Какие приёмы помогают развивать интеллектуальное и творческое мышление? _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как правильно использовать на уроке наглядные пособия, раздаточный материал? _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какая индивидуальная работа осуществляется во время урока? ___
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. От чего зависит активность детей на уроке? __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите причины наличия аутсайдеров, если они есть в классе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какой стиль общения на уроке, в свободное время с детьми Вы выбираете и почему? _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
«Счастливейший человек – это тот, кто
обдумывает интереснейшие мысли»
Т. Дуайт, просветитель
Проявим творчество, знания и компетентность!
Составьте игротренинг из 4-х занятий по 40 минут для учеников начальной школы или для учеников средней школы. Выбор темы остаётся за Вами. Составленный Вами тренинг прилагается в виде печатного варианта на 2-3 страницах (формат А4) на основе полученных знаний.
«Не бойся, что тебя не поймут,
опасайся не понять другого».
Древняя мудрость
По этим таблицам Вы можете проверить свои теоретические знания:
Основные методические подходы
к психологическому консультированию
(по Г.С. Абрамовой)
Направление, его представители | Методические приёмы, используемые в консультировании | Основной метод и задача | Цель - результат |
I. Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) | Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка – ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса. | Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских сте- реотипов поведения через работу с подсознанием. | Интерпре-тация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа. |
II. Бихевиораль- ное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) | Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желаемого по- ведения. Тренировка релаксации (уменьшение тре- вожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики ре- цидивов поведения. | Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия. | Изменение поведения клиента. |
III. Гуманисти- ческая психология (К. Роджере, Ф. Перлз, В. Франкл) | Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верх- ней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена от- ношения. Убеждение и призыв. | Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения. | Повышение ответс- твенности человека за свои поступки, социальная самоак- туализация. |
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования
(по Г.С. Абрамовой)
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | |
Консультируемый | Консультант | |
Подготовка | Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места. |
Установление контакта и построение доверительного диалога. | Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы. | Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я… Ты… Мы…). Поддержание доверительного диалога. |
Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, отве- тов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказыва- ний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма» - основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения. |
Постановка цели | Формулирование желаемого результата (Я хочу…), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как…) | Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через пос- тановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели. |
|
|