№
n/п
| Тип акцентуации
| Основные признаки
| Положительные качества
| Формы дезадаптации
| Провоцирующие факторы
| Рекомендации
| Психологические упражнения для акцентуированных подростков
|
1
| Гипертимная (приподнятое настроение, повышенная активность)
| Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возмож-ностей, повышен-ная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к ряску. Экстра-вертнрованность
| Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность, выносливость. Умение вызывать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Готовность быть ответственным
| Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к алкоголю. От-влекаемость. Склонность к риску. Недисциплинированность. Прогулы, конфликты со взрослыми
| Безделье. Ограничения выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответственность. Жесткий контроль
| Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения
| Полный порядок, конец — делу венец, плани-рованность
|
. 2
| Циклоидная (эйфория — дисфория)
| Эйфория — ги-пертимы, дисфория — неустойчивые. Скрытый тип
|
| По фазам
| Перегрузки, притеснения, неожиданность
| Гибкая тактика в зависимости от фазы
| Полный порядок, конец — делу венец (эйфория). Победитель; шут; по-хзала (дисфория)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Неустойчивая (безволие)
| Непоселливость, непостоянство, зависимость от других, в(гушае-мость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям
| Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость
| Побеги из дома, делинкиснтное повеление, аддитивное поведение
| Бесконтрольность, неислсна-правлснное воспитание
| Твердое, властное руководство, строгай режим, порядок, группа с + установками
| Флегматик, ре-поргер, тимуровец, золушка, делу — время, постоянное хобби
| |
4
| Лабильная (подвижность, крайняя изменчивость настроения)
| Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность
| Общительность, добродушие, чуткость, привязанность, увлечения — музыка, общение в компаниях
| Аффективное поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм
| Отвержение близких, потери, утраты.
| Позиция друга — учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эм-патия
| Аналитик, единственная роль, раздражение отменяется
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
5
| Конформная (соглашательство, подчинение мнению труппы)
| Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, не критичность поведения, несамостоятельность, безволие
| Преданность группе, консерватизм, стремление к устойчивости, уживчивость
| Участие в групповых правонарушениях и преступлениях
| Отрицательный пример, группа, смена коллектива
| Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения
| Лидер, собственное мнение, оппонент, разногласия
|
6
| Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие)
| Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с известными людьми
| Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер)
| Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение
| Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость
| Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстративного поведения. Предоставление «сцены»
|
|
7
| Шизоидная (замкнутость и отгороженность)
| Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность (физическая и интеллектуальная)
| Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности
| Побеги. Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Сексуальные суициды. Фантазии
| Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты. Лидерство
| Анонимное обсуждение. Телесно-модульные занятия. Позиция учителя, разубеждающего, опровергающего неполноценность
| Оратор, массо-вик-затейник, сопереживания
|
8
| Астенонев-ротическая (повышенная утомляемость, ипохондрия)
| Раздражительность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие»
| Способность рассчитывать свои силы, аккуратность, дисци-плинирован-ность, скромность, поклади-стость
| Аффективное поведение. Школьная тревожность. Ди-дактогении
| Инвалиднзация, гипер- и гипо- опека. Конфликты
| Посильные требования, режим, сбалансированное отношение
| Победитель, шут, яканье, мои достоинства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший
|
9
| Эпилептоидная (склонность к тоскливо-злобному настроению)
| Вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников
| Упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам
| Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, аффективное поведение
| Отсутствие эмоционального тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов
| Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции, тактичность
| Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, день без замечаний, день прощений, исполнитель желаний, ведомый, созерцатель, мудрец
| |
10
| Сензитивная (чрезмерная чувствительность)
| Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям
| Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства
| Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпен-сации
| Эмоциональная ответственность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная ответственность
| Длительные разубеждения, демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения
| Полный покои души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример
| |
11
| Психостениче-ская (тревожная мнительность)
| Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасения за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность
| Интересы. способность брать на себя ответственность за дру-гих, эмоциональная привязанность к матери, ответственность за дело
| Невротические заболевания в будущем.
Легкая переносимость невзгод в настоящем
| Повьшенная ответственность. ситуация выбо-ра, доминирующая гиперпро-текция, повышенная моральная ответственность
| Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятия спортом без соревнований
| Риск — 6лаго-родное дело, решительность, внутренние го-лоса
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. методики ___________________________
2. тесты ________________________________________________
3. эксперименты _________________________________________
4. наблюдения ___________________________________________
которые использовались в экспериментальной части работы.