Характеристика основных понятий исследуемой проблемы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 1. Психолого – педагогические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка Характеристика основных понятий исследуемой проблемы Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре С. И. Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». [11] Нравственность понимается как обращенность человека к высшим ценностям, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя. В повседневной жизни мы нередко используем слово «нравственность». Нравственность – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу. Нравственность есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Нравственность есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. К понятиям нравственности относится понятие «добра». Понятие «добро» соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несет добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются. Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям.
В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам. Нравственными качествами одновременно является смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Начиная с XVII – XVIII веков в Европе формируется представление о нравственности как системе взаимной полезности. В соответствии с взглядами живущих в то время философов добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой - либо потребности человека. Такое добро оказывается, прежде всего, совокупностью материальных и социальных благ. В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, как для человечества, так и для каждого индивида. Но это добро достаточно абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Полезное для человечества может быть неполезным для отдельно взятого индивида, интересы которого нередко могут не учитываться и игнорироваться, для достижения всеобщего «большого добра». Высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармония с миром, творчество на благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим. Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые объединяют людей друг с другом. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Добро всегда должно быть бескорыстно. Настоящее добро, возможно, делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке». Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это все – понятия нравственности. По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого ученика и превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам.» Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Но это не значит, что школа не должна заниматься воспитанием. Задача каждого педагога найти возможные пути развития нравственности учащихся. На уроках русского языка такие возможности имеются, и их необходимо использовать. Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: - мотивационно - побудительный; - чувственно – эмоциональный; - рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть морального мира человека. Мотивационно - побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.[1] Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты, обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу».[13] Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их, добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствам. Нравственное поведение — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то нравственное поведение раскрывает, каким конкретно образом осуществляются требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и прочем. Нравственное поведение означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком плане в данное понятие входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|