Реализация педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Учебный процесс в школе расчленен на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний на практике. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная познавательная деятельность учащихся. Мы попытаемся на практике внедрить во все эти этапы урока воспитывающий компонент, основанный на включении заданий с использованием пословиц и поговорок. Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Важнейшими его видами являются изложение учебного материала педагогом и самостоятельное изучение новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие запоминания, понимания, пересказа, критической оценки, а иногда и исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в - третьих - анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений. Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и решать их.
Так, например, на уроке по теме «Склонение существительных» учитель дал детям следующее задание: выпишите из этих пословиц имена существительные. Правда светлее солнца. Деньги смогут много, а правда все. Правда – свет разума. Доброе дело – правду говорить смело. Кто за правду горой, тот истинный герой. Далее детям предлагалось объяснить смысл каждого высказывания. С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению. При выполнении такого задания учащиеся не только закрепляют изученную тему (Склонение существительных), но и воспитывают стремление к правде, посредством пословиц объясняя ее необходимость в жизни общества. Фрагмент данного урока представлен в приложении 3. Существенное значение в нравственном воспитании учащихся имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. При включении воспитательного момента в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличия. И здесь необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразования, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов в самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.
Так, примером такого задания могут служить следующие упражнения: 1. Поговорку заменить предложением, сохранив при этом смысл. Чужими руками жар загребать. Свалился как снег на голову. Отправился к черту на кулички. Когда рак на горе свистнет. Бить баклуши. 2. «Слоговица». Перед детьми рассыпанные слоги. Нужно собрать из них поговорку или пословицу, а затем объяснить ее смысл. - ску ко день ли де чен до не го ве че ра лать че. - без не тру вы да пру нешь и ку рыб из да. - клу бить ши ба. Выполняя такие упражнения, дети помимо жажды знаний, учатся самостоятельности, усидчивости, уверенности в своих силах, трудолюбию. Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся, более подробно мы остановимся на этапах закрепления материала по русскому языку. Мы разработали систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих этапах обучения. При этом акцент на этапе закрепления материала мы делаем на творческие упражнения, которые используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих положительные и ответственные эмоциональные переживания к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки, — говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях» Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[3] К тому же включенные нами в задания по русскому языку поговорки и пословицы направлены на формирование нравственных эмоций учащихся, таких как правдивость, патриотизм, любовь к родителям, уважение к старшим, заботу о младших, трудолюбие, дружелюбие, доброту, гостеприимство, искоренение гнева, мстительности, злобы, хвастовства, упрямства, болтливости, лживости и др. Разработанная нами система заданий включает в себя: 1. Подбор и запись пословиц и поговорок по картинке с последующим выполнением грамматического задания. 2. Подбор и запись на доске ряда пословиц на определенную тему.
3. Дополнение рассказа изучаемыми пословицами и поговорками. 4. Составление и запись рассказа, поясняющего смысл пословицы. 5. Составление и запись изложения с использованием пословиц и поговорок. 6. Составление и запись сочинения, объясняющего смысл пословиц на определенную тему. 7. Подбор к пословицам и поговоркам антонимов и синонимов, поиск многозначных слов и объяснение необходимости их применения в данном высказывании. 8. Объяснение прямого и переносного значения пословицы или поговорки. 9. Поиск по "Толковому словарю" объяснения смысла поговорки. 10. Задание "Ассоциации". Пример: подобрать синонимы к слову Отчизна и вспомнить с ними пословицы и поговорки. 11. Расстановка знаков препинания в предложении, представляющем собой пословицу или поговорку. Примеры: Корень ученья горек да плод его сладок; Чему учился тому и пригодился. 12. Вставка пропущенных букв в предложение. Примеры: Скуч_н д_нь д_ вечера, коли д_лать неч_го. Д_ ло не м_дведь, в л_с не уй_ёт. Л_нивый спит, л_жа рабтает. 13. Задания на классификацию. Пример: прочитать пословицы, разбить их на три группы. Назвать каждую группу. Все за одного, один за всех. Терпенье лучше спасенья. Один в поле не воин. Терпенье и труд все перетрут. Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай. По прутику всю метлу переломить можно. Гость до трех дней. По гостям, коли любо, гуляй, да и сам ворота отворяй. 14. Составление схемы предложения. В согласном стаде волк не страшен. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. При выполнении всех выше перечисленных заданий учитель должен помнить о необходимости раскрытия смысла каждой используемой пословиц и поговорки. только в этом случае будет достигнута цель нравственного воспитания подрастающего поколения. Кроме вышеперечисленных заданий можно использовать на уроках инсценировки, объясняющие смысл пословицы или поговорки, которые, на наш взгляд, учат распознавать нравственные эмоции и чувства по их внешним проявлениям. Для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим. Выразительные движения – это выразительный "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл подтекста. Включали мы в уроки и элементы этических бесед с детьми. Содержанием таких бесед становились возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, отрывок из которых взят для диктанта или изложения, тема сочинения.
В работе с детьми на уроках русского языка мы увидели, что выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. А это уже непосредственно является нравственным поведением личности.
Выводы по 2 главе На основе результатов проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: 1. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из острейших социальных проблем нашего общества. 2. Нравственность – это социально – психологическое образование, базирующееся на личных, интеллектуально – эмоциональных убеждениях, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. 3. Устойчивость нравственного поведения выступает в качестве критерия оценки воспитательного процесса. 4. При этом основным критерием самой нравственности является способность использовать имеющиеся знания и навыки в решении различных нравственных задач на практике. 5. Задачами нравственного воспитания являются: воспитание чувства социальной ответственности человека за каждый свой поступок; воспитание уважения к другим людям, способность учитывать и уважать особенности и интересы людей. В этой связи хочется отметить, что у русского народа традиционно уважение к старшим, матери, детям; воспитание способности и стремления оценивать свои поступки, выработать понятие хорошего и плохого поступка; 6. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. 7. Необходимым условием работы по нравственному воспитанию младших школьников является включении в нее произведений устного народного творчества. Заключение В данной работе была представлена попытка изложить свои соображения о необходимости обращения к проблеме нравственного воспитания на уроках русского языка. На этих уроках, как не на каких других процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой, нравственно воспитанной личности. Обучение способствует развитию познавательных сил творческих способностей учащихся, а воспитание усвоению нравственных норм и правил. На мой взгляд, урокам русского языка принадлежит огромная роль в общем процессе воспитания школьников. Они являются не только средством вооружения учеников практическими умениями и навыками определенных видов деятельности, но и средством нравственного воспитания. Сам характер деятельности на занятиях по русскому языку создает благоприятные условия для нравственного воспитании. Успешное выполнение различных видов работы дает учащимся нравственное удовлетворение, содействует развитию хорошего настроения. Результаты проведенной диагностики говорят о том, что данный проект дает положительные результаты: наблюдается осмысленное применение основ этикета, более толерантное отношение к окружающим людям, более значимыми становятся такие ценности, как воспитанность, самостоятельность, ответственность, появляется стремление и умение выполнять порученные задания качественно и в срок. И, думаю, нельзя не согласиться с высказыванием В.Г. Белинского «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Список литературы 1. Герцен, А. И., Н.П. Огарев О воспитании и образовании - М: Педагогика, 1990. 2. Далгат, У. Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты – М: 1981 3. Добромыслов, В. А. О подборе и построении упражнений в учебнике //Русский язык в школе, 1948. № 5. 4. Зеленин, Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии – Сб. музея антропологии и этнографии. Л, 1929-1930, т. 8-9 5. Зосимовский, А. В. Диагностика моральной воспитанности личности.//Советская педагогика. – 19709. 6. Иванов, А.В. Этикет и методика его преподавания в школе – М: ЦГЛ 2006. 7. Каменский, Ян Амос Великая дидактика Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский – М: Педагогика,1989. 8. Конвенция ООН «О правах ребенка» - М., 1989. 9. Мухина, В.С. Возрастная психология – М:1998. 10. Никитин, Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? – М: Классный руководитель № 4, 2004. 11. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М: Российская академия наук. - 4-еизд., дополненное. - М.: Азбуковник,1999.11. Н.Ф. Познанский «В.Г. Белинский о воспитании» - М.Просвещение, 1949. 12. Психологический словарь 13. Степанов, П.В. Феномен толерантности – М:Классный руководитель № 3, 2004. 14. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну - М.: Просвещение, 1979. 15. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников – М: Классный руководитель № 6, 2000. Приложения Приложение 1 Методика «Ранжирование». Цель данной диагностики выявить уровень сформированности нравственных ориентаций и мотиваций у младших школьников. Учащимся было предложено распределить понятия по значимости. Использовались такие понятия как друзья, слава, семья, богатство, здоровье, общение, любовь, Родина. Участие в диагностике приняло 25 человек. Вариант оформления работы: Задание 2. «Понятия» Распределите понятия по степени важности.
Приложение 2. Методика «Пословицы». Цель данной диагностики выявить уровень знаний о нравственных качествах у младших школьников, а также выявить у них уровень сформированности нравственных качеств и понятий. Учащимся было предложено закончить пословицы. Из предложенных вариантов младшим школьникам нужно было выбрать верное продолжение пословицы. Нами использовались такие пословицы: От лишнего поклона спина не сломится. Хоть ростом маловат, да мужеством богат. Мужественный пеняет на себя, малодушный на товарища. Храбрость — сестра победы. При храбром начальнике, и трус храбреет. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом. Гордясь славой, не забывай о скромности. Кто заварил, тот и расхлебывает. Участие в диагностике приняло 25 человек.
Приложение 3. Фрагмент урока русского языка в 3 классе Тема: Склонение имен существительных. Цель: Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение. Обучающие задачи: ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме; Развивающие: формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности; развитие речи, умения слушать; развитие внимания и орфографической зоркости; развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил; развитие интереса к предмету Воспитывающие: воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности, доброты и честности. Ход урока:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|