Обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках русского языка
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача формирования нравственных качеств состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Пути решения проблемы формирования нравственных качеств могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время, могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги. Для реализации педагогических условий необходимо программа формирования нравственных качеств у младших школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Одним из педагогических условий является подбор текстового материала. Наиболее эффективным и занимательным для младших школьников является, на наш взгляд, использование фольклора на уроках русского языка. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадка имеет большое воспитательное значение для подрастающего человека. Василенко писал: «Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения». В богатейшей сокровищнице русского устного народноэтического творчества одно из значительных мест занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образной системе поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, эти жанры постоянно пользовались и пользуются большой популярностью. Пословицы высмеивают трусов, паникеров, хвастунов: «Брехун – хват, у него и ухват – автомат», «Паникер и трус - хуже нет обуз», «Где робкий Семен, там и трусливый враг силен». Чувства, вложенные в такие пословицы различны – от дружеского неодобрения («Ленивые руки не родня умной голове») до сурового осуждения («Прогульщик на заводе, что дезертир на фронте»). Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие у учащихся начальных классов нравственных чувств. «Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения», пишет Кравцов [32, 7]. Показательны в этом отношении все произведения этого жанра устного народного творчества: Без правды не живут люди, а только маются. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Не выноси из избы сору, так меньше будет вздору.
Таким образом, мы видим, что в пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания. Малые формы фольклора воспитывают в человеке чувство любви к Родине, понимание труда как основы жизни, они судят о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Все жанры устного народного творчества, являясь средствами народной педагогики, направлены на нравственное воспитание подрастающего поколения. Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.[4, с. 168 ].Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л. И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Возможное педагогическим условие применение нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка. На уроках необходима работа по обогащению словарного запаса учащихся. Работая над фонетическим разбором, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, важно обращать внимание учащихся на значение слов, на нравоучительную сторону того или иного текста. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» можно предложить учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Нужно научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Поле усвоения новой лексики предложите учащимся выполнить творческую работу, например: вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему и умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения меду собой [20, с.52 ]. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию[2, с.53].
Анализ различных УМК показал, что тема формирования нравственных качеств и воспитания культуры поведения младших школьников активно поднимается на уроках русского языка. Например, учебник Чураковой Н.А. Русский язык. 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает формирование личностных и метапредметных УУД, достижение предметных результатов. Также в данном УМК представлены формулы речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведение за столом, совершенного поступка). Их использование в устной речи и при общении со сверстниками и взрослыми. Разработана «Азбука вежливости»: закрепление основных форм речевого этикета. УМК «Школа России», авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно - развивающие, граждански - ориентированные, глобально - ориентированные. Цели обучения русскому языку: духовно - нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи.
Выводы по 1 главе
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены понятия, на которые мы будем опираться. Очень важно выполнять все педагогические условия, которые способствовали бы формированию нравственных качеств у младших школьников. В первой главе были рассмотрен теоретические основы формирования нравственных качеств у младших школьников. Аналитический обзор помог нам определить сущность основных понятий нашего исследования – «нравственность», «воспитание» и др. Так же нами были обоснованы педагогические условия, при которых формирование нравственных качеств у младших школьников будет эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|