Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематического анализа и синтеза




Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложноформой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясня­ется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, так же произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формиро­вать функцию фонематического анализа и синтеза первона­чально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опо­рой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

Первый этап — формирование фонематического анали­за и синтеза с опорой на вспомогательные средства и дей­ствия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомо­гательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет со­бой практическое действие по моделированию последова­тельности звуков в слове.

Второй этап — формирование действия звукового ана­лиза в речевом плане. Исключается опора на материализа­цию действия, формирование фонематического анализа пе­реводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их коли­чество.

Третий этап — формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане. Ученики определяют ко­личество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Примерные задания

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в назва­нии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фоне­матического анализа и речевого материала. В процессе формирова­ния звукового анализа необходимо учитывать фонетическую труд­ность слова.

При этом широко используются письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анали­за слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом,
втором, третьем месте (шуба, уши, кошка). Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, бан­ка, стол, волк и др.

3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же
слогу, чтобы получилось слово:

па-(пар)
па--(парк)
па---(паром)
па----(паруса)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на дос­ке. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной пос­ледовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Р у ч к а

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг —плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук— суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;

в) Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла —кулак, волос — слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например:
ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

10.От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего зву­ка предыдущего слова: дом — мак — кот топор — рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово,
состоящее из определенного количества звуков в соответствии
с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо
остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п (простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

_____________ предложение

____ ____ слова

---------- слоги

…………….звуки

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном по­
рядке: нос — сон, кот — ток, сор — рос, топ — пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные круж­ки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выде­ляют первый звук в названиях картинок, записывают соот­ветствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».

19. Какой звук «убежал»? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка —рама).

20. Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна —
дом.

21. Раскладывание картинок по графическим схемам. Например:

 

 

 

 

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и сло­ги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки — соглас­ные, светлые кружочки — гласные звуки.

22. Придумать слова к графической схеме.

23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют дан­ной графической схеме.

24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме. На начальных этапах работы по развитию фонематического ана­лиза дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопе­дической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...