Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии




При устранении аграмматической дислексии и дисг­рафии основная задача заключается в том, чтобы сфор­мировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элемен­тах слова и о структуре предложения. Основные направ­ления в работе: уточнение структуры предложения, раз­витие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществля­ется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онто­генезе.

Работа над предложением строится по следующему плану

1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени. (Дерево растет.)

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3—4 слов: существитель­ное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу.); пред­ложения типа: Бабушка дает ленту внучке; Девочка гладит платок утюгом; Дети катаются с горки; Солнце светит ярко.
В дальнейшем даются более сложные предложения.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка дает лен­ту внучке. — Бабушка дает внучке красную ленту.

При построении предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формиро­вания умственных действий, при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на графи­ческие схемы, т. е. материализовать процесс построения речевого высказывания. С помощью значков и стрелок графические схемы помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Первоначально детям объясняется метод составления предложе­ния по наглядным схемам (фишкам) на материале 1—2 предложе­ний. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (чи­тает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с пред­метами и действиями, изображенными на картинке. Дети составля­ют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладывают не на картинке, а под ней.

 

Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Маль­чик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием гра­фической схемы: подбор предложений по данной графической схе­ме; запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схе­мы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о зна­чении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Например, предложения: Девочка бежит; Мальчик рисует — можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет ка­кое-то действие (значение субъект — предикат).

После усвоения обобщенных значений нескольких структур пред­ложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ло­вит бабочку; Дети катаются с горки — выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением: Девочка рвет цветы.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопро­сы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращает­ся внимание на изменение существительного по числам, па­дежам, употребление предлогов, согласование существи­тельного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.

Последовательность работы определяется последователь­ностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Формирование функции словоизменения и словообразо­вания осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в словах, затем в словосочетаниях, пред­ложениях и текстах.

Аналогичная работа по развитию грамматического строя речи проводится и при устранении семантической дислек­сии, обусловленной недоразвитием грамматического строя речи и проявляющейся в неточности понимания прочитан­ных предложений.

В том случае, когда семантическая дислексия проявля­ется на уровне отдельного слова при слоговом чтении, необ­ходимо развитие звукослогового синтеза.

Задания будут следующие

• Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м',к, а, ш, а; к, о, ш, к, а).

• Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед).

• Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

• Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на).

Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. Задания

• Прочитать слово и показать соответствующую картинку, вы­полнить действие, ответить на вопрос.

• Прочитать предложение и показать соответствующую кар­тинку.

• Выбрать из текста предложение, соответствующее содержа­нию картинки. Найти в тексте ответ на данный вопрос.

Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содер­жанию.

При устранении семантической дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение слова­ря проводится прежде всего в процессе работы над прочи­танными словами, предложениями, текстами.

Необходима и специальная работа по систематизации словаря, определению более прочных смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...