Контрольные вопрос и задания
1. Дайте психофизиологическую характеристику чтения и письма в норме. 2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи. 3. Какие современные точки зрения существуют по вопросам определения, терминологии, симптоматики, механизмов и классификации дислексии? 4. Дайте определение, опишите симптоматику, механизмы, классификации дисграфии. Покажите различные формы дисграфии на конкретных примерах. 5. Покажите приемы формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии. 6. Раскройте методику формирования языкового анализа и синтеза при устранении дислексии и дисграфии. 7. Опишите систему логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии. Литература 1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1950. Вып. 70. 2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения М., 1958. 3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. С.-Пб., 1997. 4. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1977. 5. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушения чтения и 6. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. 7. ЛурияА, Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968. 9. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий. СПб., 2001. 10. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983. 11. Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и
12. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965. 13. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. 14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. П. 15. РАЗДЕЛ III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ И ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ГЛАВА 14. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Чи-стович, Н. X. Швачкин) стало очевидным, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухоп-роизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой. При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо; • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: • замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
• наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; • нестабильное использование звуков в различных формах речи; • искаженное произношение одного или нескольких звуков. Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: • нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; • затруднение при анализе звукового состава речи. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо следующее: • сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего • выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
• вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.); • вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции. При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопеду следует обратить внимание на некоторые аспекты. • Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их не правильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)? • Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве не правильно произносимых? • В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях, при восприятии слов-паронимов)? • Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия? На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности звукослоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей. Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах, в поликлинике, а школьного — на логопедических пунктах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|