Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопрос и задания




1. Дайте психофизиологическую характеристику чтения и письма в норме.

2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи.

3. Какие современные точки зрения существуют по вопросам определения, терминологии, симптоматики, механизмов и классификации дислексии?

4. Дайте определение, опишите симптоматику, меха­низмы, классификации дисграфии. Покажите раз­личные формы дисграфии на конкретных примерах.

5. Покажите приемы формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии.

6. Раскройте методику формирования языкового анали­за и синтеза при устранении дислексии и дисграфии.

7. Опишите систему логопедической работы при устра­нении разных форм дислексии и дисграфии.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладе­ния детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1950. Вып. 70.

2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения М., 1958.

3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. С.-Пб., 1997.

4. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Дифференциаль­ная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1977.

5. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушения чтения и
пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

6. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразви­тием речи. М., 1961.

7. ЛурияА, Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.

8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

9. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий. СПб., 2001.

10. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

11. Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников млад­ших классов // Нарушения речи и голоса у детей и
взрослых. М., 1979.

12. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодо­ления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965.

13. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дис­лексии и дисграфии) // расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волко­вой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. П.

15.

РАЗДЕЛ III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ И ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУ­АЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

ГЛАВА 14. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физио­логии и психологии речи (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Чи-стович, Н. X. Швачкин) стало очевидным, что в случаях на­рушения артикуляторной интерпретации слышимого зву­ка может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологическо­го изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем зна­чении фонематического восприятия для полноценного ус­воения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирова­ния артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, име­ющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухоп-роизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет зна­чение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Наиболее распространенной формой нарушения являет­ся искаженное произнесение звуков, при котором сохраня­ется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или заме­на близким по артикуляции, создает условия для смеше­ния соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закон­чен. В таких случаях затрудняется различение близких зву­ков из нескольких фонетических групп, происходит смеше­ние соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выяв­ляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура
анализируются правильно. Это наиболее легкая сте­пень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить
их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

• замена звуков более простыми по артикуляции, напри­мер: звуки с и ш заменяются звуком ф;

• наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

• нестабильное использование звуков в различных формах речи;

• искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точ­ки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ве­дут к смешению фонем, их неразличению. Последние яв­ляются более грубыми, так как нарушают смысл выска­зывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подоб­ные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического вос­приятия.

Низкий уровень собственно фонематического воспри­ятия с наибольшей отчетливостью выражается в сле­дующем:

• нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, сви­стящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звуково­го анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не­редко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных зву­ков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и вос­приятием звуков.

После обследования детей с фонетико-фонематичес­ким недоразвитием необходимо следующее:

• сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего
онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);

• выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

• вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);

• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

При анализе результатов обследования фонематичес­кого восприятия логопеду следует обратить внимание на некоторые аспекты.

• Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их не­ правильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?

• Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве не­ правильно произносимых?

• В каких условиях проявляется фонематическое недо­развитие (нерегулярно; в сложных фонетических по­зициях, при восприятии слов-паронимов)?

• Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фо­нематического восприятия?

На материале речевых высказываний проводится оцен­ка сформированности звукослоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.

Логопедическая помощь этой категории детей дошколь­ного возраста осуществляется в специальных садах, в поли­клинике, а школьного — на логопедических пунктах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...