3. Законы, категории и структура социологии. Методы социологической науки.
3. Законы, категории и структура социологии. Методы социологической науки. Категории – это универсальные формы человеческого мышления. Центральное место в системе категорий занимает понятие социальное, которое определяется в предлагаемом подходе изучения социальной сферы как деятельность по воспроизводству жизни общества и общественной жизни человека. Основными категориями социологии являются: –общество - система связей, отношений между индивидами, социальными общностями и группами, их деятельность, т. е. система социальных организаций и институтов; –общество как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т. п. ) людей, совокупность личностей; –общество как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов и явлений (социальная стратификация, социализация, социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т. п. ); –личность - человек, являющийся членом конкретной общественной системы, обладающий социальной активностью; –индивид - основной элемент социальной системы, как конкретно существующая личность. Социальная реальность - объективное (независимо от сознания людей) существование общества и системы общественных отношений, процессов и явлений. Социальные отношения - взаимосвязи между людьми и их объединениями, их совместная деятельность по поводу воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека, по поводу удовлетворения своих потребностей. Социальная деятельность - это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.
Социальное производство - целенаправленная деятельность людей, общества по формированию связей, отношений между собой. Основные законы существования общества заключаются: в единстве и борьбе индивидуального и общественного, личности и общества; в единстве и борьбе личности, социальной общности и окружающей их среды. Основные законы развития общества: Закон возрастания потребностей; Закон общественной организации труда; Закон взаимосвязи структуры и функций. Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области. В структуре науки различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Прикладная - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендации. Социология как наука использует ряд методов: 1)Наблюдение – это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. 2) Эксперимент – это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. 3) Анкетирование – сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки» (вводная часть, основная часть, заключительная часть).
4) Интервью – опросный метод сбора информации. 5) Анализ документов – сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п.
4. Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиации. Социальная профилактика - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблему отдельных индивидов " группы риска". Выделяют 3 уровня социальной профилактики: 1. Общесоциальный уровень предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни. 2. Специальный уровень заключается в целенаправленном воздействии на: негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. 3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц. В социальной профилактике нуждается все население, и, прежде всего люди, входящие в группу риска. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска. Профилактическая работа носит многоуровневый характер, включающий в себя следующие задачи: - решение социально-экономических, идеологических, культурных задач по удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости; - воспитательные воздействия, осуществляемые в микросреде ребенка; - выявление негативных влияний, обуславливающих асоциальные отклонения. Одной из основных задач является создание на местах служб социотерапевтической помощи семье и ребенку, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функционально несостоятельным семьям, не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.
Участие социальных педагогов в превентивной системе, как правило, сводится к 3ем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. Социальные педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность, располагая соответствующими аналитическими материалами, разрабатывают и проводят в жизнь такие меры (в зависимости от конкретных условий и обстоятельств), которые или оказывают непосредственное воздействие на уже существующие социальные отклонения или же носят упреждающий (превентивный) характер. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений надзорно- контрольной деятельности в социальной работе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|