Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Законы, категории и структура социологии. Методы социологической науки.




3. Законы, категории и структура социологии. Методы социологической науки.

Категории – это универсальные формы человеческого мышления. Центральное место в системе категорий занимает понятие социальное, которое определяется в предлагаемом подходе изучения социальной сферы как деятельность по воспроизводству жизни общества и общественной жизни человека. Основными категориями социологии являются:

–общество - система связей, отношений между индивидами, социальными общностями и группами, их деятельность, т. е. система социальных организаций и институтов;

–общество как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т. п. ) людей, совокупность личностей;

–общество как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов и явлений (социальная стратификация, социализация, социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т. п. );

–личность - человек, являющийся членом конкретной общественной системы, обладающий социальной активностью;

–индивид - основной элемент социальной системы, как конкретно существующая личность.

Социальная реальность - объективное (независимо от сознания людей) существование общества и системы общественных отношений, процессов и явлений.

Социальные отношения - взаимосвязи между людьми и их объединениями, их совместная деятельность по поводу воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека, по поводу удовлетворения своих потребностей.

Социальная деятельность - это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.

Социальное производство - целенаправленная деятельность людей, общества по формированию связей, отношений между собой.

Основные законы существования общества заключаются: в единстве и борьбе индивидуального и общественного, личности и общества; в единстве и борьбе личности, социальной общности и окружающей их среды.

Основные законы развития общества:

Закон возрастания потребностей;

Закон общественной организации труда;

Закон взаимосвязи структуры и функций.

Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области.

В структуре науки различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Прикладная - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендации.

Социология как наука использует ряд методов:

1)Наблюдение – это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий.

2) Эксперимент – это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора.

3) Анкетирование – сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки» (вводная часть, основная часть, заключительная часть).

4) Интервью – опросный метод сбора информации.

5) Анализ документов – сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п.

 

4. Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиации.

Социальная профилактика - деятельность по предупреждению социальной проблемы, со­циального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблему отдельных индивидов " группы риска".

Выделяют 3 уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни.

2. Специальный уровень заключается в целенаправленном воздействии на: негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую дея­тельность в отношении конкретных лиц.

В социальной профилактике нуждается все население, и, прежде всего люди, входящие в группу риска. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Профилактическая работа носит многоуровневый характер, включающий в себя следующие задачи:

- решение социально-экономических, идеологических, культурных задач по удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости;

- воспитательные воздействия, осуществляемые в микросреде ребенка;

- выявление негативных влияний, обуславливающих асоциальные отклонения.

Одной из основных задач является создание на местах служб социотерапевтической помощи семье и ребенку, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функцио­нально несостоятельным семьям, не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.

Участие социальных педагогов в превентивной системе, как правило, сводится к 3ем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. Социальные педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность, располагая соответствующими аналитическими материалами, разрабатывают и проводят в жизнь такие меры (в зависимости от конкретных условий и обстоятельств), которые или оказывают непосредственное воздействие на уже существующие социальные отклонения или же носят упреждающий (превентивный) характер.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений надзорно- контрольной деятельности в социальной работе

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...