7. Общество как социальная система: сущность и основные характеристики.
7. Общество как социальная система: сущность и основные характеристики. Категория «общ-во» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общ-во функциональной системой элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. К. Маркс рассматривал общ-во как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деят-сти; в основе общ-ной жизни лежит экономич. базис. По М. Веберу общ-во есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т. е. ориентированных на других людей) действий. В социологии XX – начала XXI века ведущим является системный подход к общ-ву, в нем общ-во трактуется как сложная соц. система, состоящая из 4 подсистем: экономич-ой, соц., политич., духовной сфер жизни. В отечественной социологии выделяют следующие признаки: 1. социальность (от латинского socialls – совместный, общественный), выражающая общ-ную сущность жизни людей, соц. специфику их отношений и взаимодействий. 2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, кот. действуют относительно друг друга. 3. территория, на кот. развиваются соц. взаимод-вия. 4. существование, функционирование и развитие в соц. пространстве и соц. времени. 5. высокий ур-нь самоутверждения и саморегуляции. 6. наличие спец. органов для осущ-ния саморегуляции – соц. институтов. 7. любые изменения и события, происходящие в общ-ве, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деят-ти людей. 8. наличие соц. структуры, кот., являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям, находится в процессе динамичного развития.
Все названные признаки общ-ва, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы.
9. Основные направления и школы в социологии. Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Школа социологии - союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; Альтернативная социология - леворадикальное направление в социологии, противопоставляющее себя академической и прикладной социологии. Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив. Аналитическая школа: а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев). Географическая школа в социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды. Естественнонаучная школа в социологии - установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности. Математическая школа в социологии - направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.
Социальная критика - направление в социологии, главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира. Социальная критика распространяется на проблемы личности, отчуждения, бюрократизации, дегуманизации труда, преступности, наркомании и т. д. Формальная социология - направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии. Чикагская школа в социологии - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Школа " интеллектуальной истории" - школа в социологии, ориентирующаяся на изучение социально-экономических, философских, научных, религиозных и других идей, играющих ключевую роль в процессе познания. Важнейшими направлениями социологии конца XIX - начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, механическое, технократическое, демографическое, географическое, формалистическое и др. В ходе этого приспособления у общества специализируются особые органы - " институты", которые делятся на 3 вида: 1) продолжающие род человечества (брак, семья); 2) распределительные (экономические); 3) регулирующие (религия, политическая система). Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества - индивида. Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|