Сатира в английском просвещении. Творчество Свифта. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно – аллегорическое и философское произведение.
Свифт(1667-1745) Особый характер творчества С., его мрачные памфлеты, роман «Путешествие Гулливера», вся его страшная, подчас доводящая до ужаса сатира – свидетельство отнюдь не только своеобразия его личности и его таланта, но и присущим многим его современникам настроений, свидетельство разочарований лучших и честнейших людей Англии в результате бурж революции 17в, разочарования, приводившего иногда к отчаянию и неверию в какой-либо социальный прогресс вообще. Свифт по преимуществу писатель политический. Только недуги общества во всей их совокупности – нелепый институты, предрассудки, жестокость угнетателей, гнет всех окрасок – соц, религ, нац – преследуют его. Пожалуй, он не верит в конечное торжество справедливости, но не складывает оружия. «Путешествия Гулливера»: Герой совершил 4 путеше-я в необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. «Англия с избытком снабжена книгами путешествий», - ворчит Гулливер, недовольный тем, что авторы таких книг, рассказывая о всяких небылицах, стремятся только развлечь читателей, «между тем главная цель путешественника – просвещать людей и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они передают касательно чужих стран». Здесь ключ к книге Свифта: он хочет «совершенствовать умы», а поэтому ищет в его фантазиях философ подтекст. Скромные и скупые записи Гулливера, хирурга, корабельного врача, рядового англичанина нетитулованного и небогатого человека, выдержанные в самых непритязательных выражениях, содержат в себе в своеобразном иносказании потрясающую сатиру на все сложившиеся и бытовавшие формы человеческого общежития и в конце концов на все человечество, не сумевшего построить общест отношения на разумных началах.
Современник Свифта Дефо показал романтику первооткрытий, поэзию освоения европейцами новых земель. Свифт раскрыл прозу этого освоения, жестокую реальность вещей. Свифт обращался ко всем людям мира, и главным образом к так называемым цивилизац народам, с самыми жестокими обвинениями. Беспощаден в своих нападках. Его называли мизантропом, человеконенавистником, его сатиру – злобной. Он заявил себя решительным противникрм завоевательных войн, выступая от имени республики гуманистов. Король великанов, а за ним стоит сам Свифт, пришел в ужас, когда Гулливер рассказал ему о новейших изобретениях военной техники. Непритязательный, покладистый, терпеливый Гулливер, как и надлежало быть англичанину, воспитанному в духе подобострастия перед сильными мира сего(ирония Свифта), все-таки нашел в себе силы и смелость отказаться служить делу порабощения и угнетения народа. Весь текст свидетельствует о том, что он вообще был против всяких королей. Стоит только ему коснуться этой темы, как весь его сарказм наружу. Он издевается над людьми, над их низкопоклонством перед монархами, над их страстью возводить своих королей в сферу космических гипербол. Крохотного короля лилипутов поданные величаю могущественным императором, отрадой и ужасом вселенной. Гулливер, воспитанный в духе подобострастия перед королями, сохраняет этот страх и в стране лилипутов. Народ, подобно Гулливеру, при всех гигантских своих размерах и силе, с трепетом простираются перед ним, добровольно отдаваясь в рабство. Сознавая это, Гулливер тем не менее позволил приковать себя цепями к стене. Ирония автора ясна. Презрение Свифта к королям выражается всем строем его повествования, всеми шутками и насмешками (способ тушения пожара в королевском дворце – «простым мочеиспусканием» Гулливера и т.д.)
В другой стране, где пришлось побывать Гулливеру, он по местному обычаю обратился к королю с просьбой «назначить день и час, когда он милостиво соизволит удостоить его чести лизать пыль у подножия его трона». В первой книге(«Путешествие в Лилипутию») ирония в том уже, что народ, во всем похожий на др народы, с качествами, свойственными всем народам, с теми же обществ институтами, чтои у всех людей, - народ этот – лилипуты. Поэтому все притязания, все учреждения, весь уклад - лилипутский, то есть до смешного крохотный и жалкий. Во второй книге, где Гулливер показан среди великанов, крохотным и жалким выглядит он сам. Он сражается с мухами, его пугает лягушка. «Понятие великого и малого суть понятия относительные» - философствует автор. Но не ради этой сентенции предпринял он свое сатарич повествование, а с целью избавить весь род человеч от глупых притязаний на какие-то привилегии одних людей перед другими, на какие-то особыми права и преимущества. Свифт с таким же презрением относится и к знати, как и к королям. Он смеется над пустой и глупой борьбой партий(низкокаблучники и высококаблучники, за которыми просматриваются тори и виги), пустой и глупой сварой тупоконечников и остроконечников, влекущей кровопролитие(намек на религ войны). Смеется над пустыми и глупыми обрядами. ….буржуазия Англии кичится и кичится до сих пор своими парламентскими свободами и законностью. Свифт уже 250 лет назад разоблачил эти мнимые свободы. Запальчивость Свифта объясняется его недовольством тем, что ученые, занятые и увлеченные чисто научными проблемами, не видели более важных соц проблем. Философы свои политич сочинения посвящали оправданию существующего порядка вещей, ученые не заботились, какое применение найдут научные открытия. В книге Свифта резко разграничены 2 полюса – полож и отриц. К первому относятся гуингнмы(лошади), ко второму – иеху(выродившиеся люди). Иеху – отвратительное племя грязных и злобных существ, живущих в стране лошадей. Исторические прогнозы автора безнадежны. Человечество деградирует. Причины этого – «общие болезни человечества»: внутр распри общества, войны между народами. Гуингнмы(лошади) напротив не знали войн, у них нет королей, нет слов, обознач ложь и обман. Свифт не разделял веры в разум. Аллегорический смысл притчи о лошадях ясен – писатель зовет к опрощению, к возврату в лоно природы, к отказу от цивилизации. Свифт – мастер иронического повествования. Все в его книге пронизано иронией. Если он говорит «величайший, всемогущий», значит дело идет о ничтожном и бессильном, если упоминается милосердие, то имеется в виду жестокость, если мудрость, то какая-нибудь нелепость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|