Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театр Жана Расина. Особенности его драматургии. Различие героев Расина и Корнеля. Нравственно-философские проблемы трагедий Расина. Анализ одной трагедии (Федра).




Расин (1639-1699)

В 1677 была поставлена «Андромаха». Нечто новое открылось французскому театру. Зритель увидел людей в тенетах страстей, не умеющих подавлять их. Появился новый поэтический талант, которому суждено было затмить Корнеля.

Драматургов разделяло 33 года: Корнелю было 61, Расину – 28. Общество вступило в новую фазу развития, т.к. пришло новое поколение и Корнель померк. Французы отметили разницу в поэтических системах двух драматургов. Лабрюйер: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин роднит их с нашими. Тот рисует людей какими они должны быть, этот – какие есть».

Расин родился в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано полюбил поэзию. Софокла и Еврипида он знал почти наизусть. Написал пьесу, показал Мольеру, который был директором театра Пале-Рояль, тот заметил дарование. В 1664 была поставлена первая трагедия Расина – «Фиваида». Через год «Александр». Корнель его заметил, но сказал, что у молодого человека хороший поэтический жанр, но никаких способностей в драматургии, поэтому ему стоить избрать иной жанр. Расин был принят в число 40 официально признанных Академией выдающихся деятелей культуры нации. С трагедией «Федра» (1677) связано печальное событие в жизни драматурга. Группа аристократов решила поиздеваться над ним, места были заранее раскуплены и во время пьесы Прадона (продажный поэт, вступивший с ним в состязание) места заполнялись зрителями, а когда ставилась «Федра» оставались пустыми. Р.был очень оскорблен. Решил, что никогда больше не станет писать пьес. Но через 12 лет – «Эсфирь» (1689).

Особенности драматургии. Расин: «Трагедия есть воспроизведение действия завершенного, где совместно действуют многие лица, - действия простого, но не слишком обремененного материей». Рационалистическая ясность, простота, логичность всей сюжетной линии, всей композиционной системы пьесы, расстановки действующих лиц, их взаимосвязей, по возможности прямая линия причин и следствий – вот ее желательные качества. В предисловии к трагедии «Федра» Расин подчеркивал воспитательный характер театра. Необходимо показать порок так, чтобы заставить «понять и возненавидеть его безобразие». Разумность всех основ произведения – его идей, эмоций, изобразительных средств – открывает, по мнению Расина, дорогу к умам и сердцам современников и дорогу к потомкам. Высшие авторитеты – древние. Расин – явная попытка избавить лит-ру от идеализации действительности. Герой Корнеля – совершенный герой, герой Расина – «средний человек», средние его достоинства – добродетель, способная на слабость.

«Федра». Раскрывает картину нравственного разлада личности. Драматург бросил луч света на бедствие души, на ту страшную катастрофу, которую человек терпит, когда в его сознании рушится гармония между представлением о должном и его субъективным влечением, между желаемым и допустимым. Причем влечение – это чувство, доведенное до экстаза, а долг – не просто долг, а нарушив его, человек распадается как личность, теряет самоуважение.

Основные персонажи

· Тесей, царь афинский.

· Федра, его жена.

· Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок.

· Арикия, царевна из афинского царского рода.

· Энона, кормилица Федры.

Все персонажи бледнеют перед образом Федры, являющимся центральным в пьесе.

Образ Тесея олицетворяет собой благородство, смешанное с неверностью: этот персонаж также иллюстрирует собой власть любви, которая разрушает все, даже благородство и великодушие.

Главной чертой в образе Ипполита является борьба между гордостью подростка и соблазнами любви, которая для него с самого начала является преступной: так как он уважает своего отца, он уважает его приказы и считает за преступление желание жениться на Арисии. Благородный и гордый, Ипполит, которого любовь ведет к смерти, также несколько виноват в своей несчастной судьбе.

Арисия, как и Ипполит, долго похвалялась тем, что никогда не знала любви. Именно эта редкая гордость и привязывает к ней Ипполита. Несмотря на амбициозность (Арисия хочет занять трон Тесея), она остается расиновской девушкой, трогательной и благородной жертвой.

Федра олицетворяет собой страсть. В своей преступной любви к пасынку Федра обвиняет прежде всего свою кровь: мать Пасифаю, породившую Минотавра, и Ариадну, брошенную Тесеем. На протяжении всей пьесы Федра борется со своей любовью; она хочет вернуть себе чистоту души и добивается этого лишь после смерти.

Что касается двух наперсников, Терамена и Евноны, Расин снабдил их здравым смыслом и безграничной преданностью своим хозяевам. В отличие от большинства трагедий XVII века, в которых наперсники не играют большой роли, в "Федре" Расина, именно они, особенно Евнона, ведут действие. Евнона является злым гением Федры, хотя желает только одного: помешать Федре убить себя.

 

13. Немецкая литература 17 века. Особенности развития. Художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

В истории Германии XVII век называют самым мрачным периодом, связанным с Тридцатилетней войной (1618–1648), когда страна стала своеобразным полигоном для войск Дании, Англии, Швеции, Франции. Вестфальский мир, заключенный 24 октября 1648 года, разделил Германию на множество мелких княжеств. «В XVII веке уже не вольные города, а княжеские дворы, опиравшиеся преимущественно на феодальные элементы, задавали тон в общественной и культурной жизни страны. Многочисленные потентаты, представлявшие собой немецкий абсолютизм, не жалея средств, стремились подражать великолепию европейских королевских дворов, и прежде всего двору французского короля»[15]. О развитии единого государства не было и речи. В результате наступает экономический и политический кризис.

Последствия Тридцатилетней войны были очень тяжелыми. Поэтому и настроения, отражаемые литературой, – гораздо мрачнее, чем в европейской литературе того времени в целом. В поисках нравственного и гражданского идеала поэты и писатели Германии обращаются к литературам Италии, Испании, Англии. В итоге проблема создания национального литературного языка, стоявшая перед деятелями культуры и ранее, становится более острой. Латинизмы и галлицизмы наводнили немецкий язык, сделали его малопонятным самим немцам. Проблема настолько обострилась, что буквально накануне Тридцатилетней войны появилось «Плодоносное общество», главной целью которого стало очищение родного языка и сохранение его самобытности.

Таким образом, трагические ощущения жизни рождали не только ужасы Тридцатилетней войны, но и упадок немецкой культуры, отсутствие единой немецкой идеи, вокруг которой могло бы консолидироваться общество.

Проблемы времени пытались выразить такие поэты, как Мартин Опиц, Пауль Флеминг, Фридрих фон Логау, Иоганн Клай, Христиан Гофмансвальд и многие другие. Они принадлежали к разным литературным направлениям, но всех их сближало одно – боль за судьбу Германии, осознание гибели страны, наступления духовного и нравственного кризиса. В частности, в стихотворении А. Грифиуса «Величие и ничтожество языка» делается попытка найти ответ на вопрос о причинах бедствий людей. Ответ носит философский характер. Признавая уникальность человека в мире благодаря его владению речью, поэт в этом же видит и причину его страданий. Используя риторические вопросы в сочетании с восклицательными предложениями, передающими высшее напряжение в переживании поэта, Грифиус старается передать отчаяние, охватившее его от осознания истины.

Деятели культуры Германии XVII века были убеждены, что исправить общество можно. Нужно лишь дать возможность людям получить образование, дать им образцы высокого искусства. Так, в творчестве Мартина Опица (1597–1639) впервые прозвучала мысль о необходимости образования и воспитания современников на материале античной и европейской культуры и литературы эпохи Возрождения. В своих произведениях он не только писал о любви, в чем сам себя неоднократно упрекал, но и о горе отчизны, некогда славной, а теперь ставшей добычей иноземцев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...