Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классицизм во Франции. Основные этапы и представители. Развитие афористического жанра. Паскаль. Де Лорошфуко.




Из трех стилевых направлений, кот. господствовали в западноевропейской лит-ре 17 в. (классицизм, барокко, ренессансный реализм), во Франции, как ни в одной стране, восторжествовал классицизм. Франция дала классические образцы литературы этого направления. КЛ достиг здесь своего высшего совершенства. Франц. классицисты сумели сочетать опыт античной лит-ры с национальными традициями своего народа, что не удалось сделать классицистам других стран.

КЛ во Франции стал официальным художественным методом, признанным правительством. Король и господствующее сословие поощряли поэтов и художников-классицистов. Ришелье, а позднее Кольбер учредили систему единовременных или пожизненных пенсий талантливым мастерам-классицистам. Ришелье жестоко пресекал всякое антигосударственное своеволие, сам следил, чтобы поэты не отступали от установленных «правил». Создал Академию для наблюдения за художественной дисциплиной писателей. Эта Академия подвергла тщательному анализу трагедию «Сид» Корнеля. Академия должна была помочь создать общепонятный, единый язык, но язык не может быть создан тем или иным правительственным органом, его создает народ. На первых порах создалось как бы два языка – на одном говорили, на другом писали. Фенелон «Письмо о красноречии» - жаловался на бедность и ограниченность лексикона, узаконенного Академией.

Вторая причина, обусловившая расцвет во Франции КЛ, является то чрезвычайно важное обстоятельство, что философская основа его художественного метода нашла подтверждение в философии Декарта (вершина философской мысли фр.народа). Декарт – главный философский наставник фр.классицистов. Рационализм стал главенствующим качеством классицистического искусства. Декарт – основатель рационализма, т.е. такого направления в философии, которое искало истину не в опыте, а в разуме. Разум – единственный источник истины. Мысль – господствующий Эл-т иск-ва.

Ориентация классицистической теории на античность влекла художников к изучению и использованию опыта античных мастеров. В творчестве писателей-классицистов мы встречаемся с глубочайшими реалистическими прозрениями, главным образом в области психологии человека (трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, творчество Ларошфуко). Классицисты сузили рамки реалистического видения мира, подчинили изображаемый мир заранее взятой теоретической тенденции, заставили художника отбирать жизненный материал и организовывать его по строго установленным принципам. Талантливые драматурги – Корнель, Расин, Мольер – умели в пределах тенденциозности образа быть правдивыми, но нормативность эстетики классицизма все-таки ограничивала их творческие возможности.

Основные принципы КЛ. Абсолютность идеала прекрасного, необходимость подражания. Строго регламентированная иерархия литературных жанров (эпопеи, трагедии, комедии и др.), устанавливались точные границы каждого жанра, его особенности. Важный элемент в эстетике КЛ – учение о разуме как главном критерии художественной правды. Художественные образы КЛ-ой лит-ры создавались по холодным расчетам разума, в них подчеркивались общие, универсальные «вечные» черты. Классицистам неведом был закон о том, что художественному образу необходим элемент единичности, случайности. Теоретики КЛ полагали, что элементарные требования разума обязывают драматурга вложить все действие сценического события в рамки 24 часов и представить его происходящим на одном месте. Правило трех единств – времени, места и действия.

Теоретиком французских классицистов был Буало («Поэтическое искусство» 1674).

Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.9.1613, Париж, — 17.3.1680, там же), герцог, французский писатель-моралист. Участвовал в дворцовых интригах против А. Ж. Ришельё, примкнул к Фронде. В своих "Мемуарах" (1662, полностью изданных 1817), освещающих события 1624—52, написанных с позиции фрондёра-аристократа, выступил противником абсолютизма. Главное сочинение Л. — "Размышления, или Моральные изречения и максимы" (1665, русский перевод 1959) — философский итог его наблюдений над нравами современного ему французского общества. Главными движущими силами поведения человека Л. считает себялюбие и эгоистический расчёт ("интерес"). Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространённая у многих мыслителей той эпохи, приобретает у Л. особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и прежде всего тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами. Л. — мастер афористического стиля.

Паскаль Блэз [Blaise Pascal, 1623—1662] — французский писатель, мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда, ученого-математика. В 16 лет уже написал трактат о конических сечениях, изумивший Декарта, впоследствии сделал крупные открытия в области математики и физики; усердно занимался философией. Декарт и Монтень сильно повлияли на него; однако он не был удовлетворен их скептицизмом и рационализмом, т. к. искал истины, отвечающие не только разуму, но и сердцу. Это привело его к религии. Последние годы жизни прожил в янсенистской общине Пор-Рояль, предаваясь аскетическим самоистязаниям.

"Мысли" (Pensées, 1-е изд., 1670) — сборник афоризмов религиозно-философского содержания, точный текст к-рых был восстановлен только в 1843 Виктором Кузеном. Основная задача этих религиозно-философских фрагментов — установив бессилие и одновременно величие разума, сознающего свои слабости и несовершенства, найти выход из этого противоречия в христианском учении о человеке. П. пытался оправдать христианство в его янсенистском понимании и примирить противоречия между разумом и верой. Подобно "Провинциальным письмам", "Мысли" П. — произведение не только философа, но и художника. Верующий христианин и мистик, П. в то же время реалист по своему творческому методу, по своему стремлению постигнуть объективную действительность и природу человека во всей ее противоречивости и конкретности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...