Работа над задачей после её решения.
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики Задание 1 Выписать из учебника математики виды заданий по теме и кратко охарактеризовать их. Задание: Понятия "увеличить на", "уменьшить на". Задание 1. ЗАПИШИ ВЫРАЖЕНИЯ И ВЫЧИСЛИ ИХ ЗНАЧЕНИЯ. Разность 187 и 96 увеличить на 125 Число 509 уменьшить на разность 137 и 87. Задание среднего уровня сложности, требующее записи развернутого ответа. Выполнение данного задания предполагает сначала записать выражения, а затем вычислить их значения. Задание 2. ВЫПОЛНИ ДЕЙСТВИЯ: 367 + 45 408 – 60 116 – 76 508 + 273 305- 122 159 – 83 182 – 51 144 – 79 648 + 303 Задание предназначено для развития навыков складывания и вычитания многозначных чисел. Задание 3. ЗАДАЧА. В одну ёмкость входит 390 л жидкости, а в другую на 250 л больше. Сколько жидкости входит во вторую ёмкость? Данное задание способствует отработке вычислительных навыков, для чего следует решить задачу на сложение. Задание 4 Назвать класс, в котором можно решить предложенную задачу. Указать, какие методические приёмы работы над задачей используются на каждом из следующих этапов: 1. Подготовительный этап; 2. Разъяснение текста задачи; 3. Анализ (разбор) задачи. Поиск пути её решения. 4. Составление плана её решения; 5. Запись решения и ответа; 6. Работа над задачей после её решения; 7. Характеристика различных способов проверки решения задачи, выделение наиболее доступного для учащихся. Задача: Для уроков труда купили красной и зелёной бумаги 20 пачек, причём в каждой пачке было листов поровну. Красной бумаги 240 листов, а зелёной 160 листов. Сколько куплено пачек красной и сколько зелёной бумаги? Для решения данной задачи предполагается включить её в один из уроков математики, проводимых в 4 классе начальной школы со средним уровнем обученности учащихся. На подготовительном этапе урока задачу читает учитель или кто-то из учеников (первое прочтение). Затем учащимся предлагается прочитать задачу про себя (второе прочтение).
- Кто может повторить задачу? (Дети воспроизводят текст по памяти – третье прочтение). - Выделите условие и вопрос задачи (четвертое прочтение). - Что нам известно? (Пятое прочтение, ученики воспроизводят условие). - Что неизвестно? (Воспроизводится вопрос). Действие школьников сводится к тому, что они пять раз воспроизводят текст. Результатом этой работы должно явиться осознание текста, т.е. представление той ситуации, которая нашла в нем отражение. На следующем этапе (разъяснение текста задачи) учитель пытается помочь детям, дополняя фронтальную беседу выполнением краткой записи: Всего пачек - 20 Красной бумаги – 240 листов Зеленой бумаги – 160 листов Сколько листов всего -? Используя такую запись, он организует целенаправленный поиск решения, применяя один из способов разбора задачи: синтетический (от данных к вопросу) или аналитический (от вопроса к данным). При синтетическом способе разбора выясняется, что означает каждое известное число в условии и что можно найти, т.е. на какой вопрос можно ответить, пользуясь этими данными. Для приведенной выше задачи это выглядит так: - Что означает число 240? (240 листов красной бумаги) - Что означает число 160? (160 листов зеленой бумаги) - Что можно узнать по этим данным? (Сколько всего листов бумаги было куплено?). - Что нам нужно, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько листов бумаги в каждой пачке?). - Для чего это нужно знать? (По условию задачи в каждой пачке одинаковое количество листов. Если мы узнаем, сколько листов бумаги куплено всего, то сможем узнать, сколько листов бумаги в 20 пачках.).
Затем идёт анализ (разбор) задачи. Поиск пути её решения. Аналогично строится разбор от данных к вопросу. Ориентируясь на краткую запись, ученики могут успешно ответить и на вопросы, входящие в аналитический способ разбора (от вопроса к данным). - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Нужно знать, сколько всего листов бумаги красного и зеленого цвета было куплено? Предполагается ответ: - Нет, это нужно узнать, сложив количество красных и зеленых листов). - Теперь можно ответить на вопрос задачи? (Да. Нужно разделить количество красных и зеленых листов на количество пачек. Мы узнаем, сколько листов в каждой пачке. А затем разделим количество листов определенного цвета на количество листов в пачке и узнаем, сколько пачек того или иного цвета куплено). Используя при решении задачи аналитический или синтетический способы разбора, учитель в конечном итоге добивается того, что дети сами задают себе эти вопросы в определенной последовательности и выполняют рассуждения, связанные с решением задачи. Составление плана решения задачи Для учащихся, которые затрудняются составить план решения, ведется более подробный анализ. При этом используется сочетание составления краткой записи условия задачи с его анализом, при котором записываются как числа, так и соответствующие выражения, дает возможность не только уяснить содержание задачи, но и выявить зависимость между числовыми значениями величина наметить порядок действий, сократить рассуждение, используя неполный анализ, при котором числовые выражения воспринимаются как известные данные. Запись решения и ответа может производиться различными способами: а) по действиям без пояснения – в этом случае пишут полный ответ; б) по действиям с пояснением – в этом случае пишут краткий ответ; в) в виде выражения (в составной задаче); г) по действиям с вопросами; д) в случае решения задачи с помощью уравнения, пишут постепенную запись уравнения с пояснениями. Работа над задачей после её решения. После того как задача решена, получен ответ, не следует торопиться приступать к выполнению другого задания. Полезно подумать, попробовать найти другой способ решения задачи, осмыслить его, попытаться обратить внимание на трудности при поиске решения задачи, проанализировать неверно найденное решение, выявить новую и полезную для учащихся информацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|