Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о математическом образовании в начальной школе

ЕСТЕСТВЕЕСКИЙВАНИЯ

В настоящее время происходят заметные изменения в социально-экономических основах общества, науке и технике. Человеку, если он хочет активно участвовать в жизни общества, необходимо проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Если школа не хочет оказаться тормозом в развитии общества, то она должна жить и работать по нормам не сегодняшнего дня, а по законам и идеалам будущего. Обучение должно обеспечить воспитание личности учащихся, характеризуемой как творчески активной, социально зрелой, культурной и высоконравственной.

Образование, в том числе и математическое, должно быть направлено, прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретенные знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые.

В связи с этим многие ученые в нашей стране (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Н. Ланда, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Репкин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.) и за рубежом (Д. Брунер, И.Ломпшер, Е.Флешнерова и др.) полагают, что эффективность умственной деятельности находится в прямой зависимости от таких условий обучения, в которых овладение знаниями, умениями осуществляется в органическом единстве с овладением способами умственной деятельности. Рекомендации по формированию интеллектуальных умений можно найти в работах Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожца, И.Я. Лернера, исследованиях ученых школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Вместе с тем, несмотря на отмечаемую в психолого-педагогической литературе значимость интеллектуальных умений для развития продуктивных способов деятельности, достаточно большое внимание психологов, педагогов и методистов к проблеме формирования интеллектуальных умений, традиционный процесс обучения, с нашей точки зрения, в основном направлен на формирование знаний, предметных умений и навыков, наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной большей частью на запоминание и воспроизведение полученной информации.

Мы считаем, что отсутствие в обучении младших школьников математике систематической работы по формированию у школьников интеллектуальных умений приводит к отставанию в развитии операционной стороны мышления по сравнению с содержательной. Несоответствие в развитии этих сторон мышления сказывается в том, что несформированный в должной мере в период обучения в младших классах операционный мыслительный аппарат становится тормозом при овладении учащимися более объемным и сложным содержанием в старших классах, что существенно снижает познавательную активность и познавательный интерес школьников.

В связи с изменением целей обучения остро встал вопрос о необходимости более четкого и полного определения в учебных программах требований как к объему и качеству знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету, так и к объему и качеству обобщенных познавательных

умений. На обобщенные познавательные умения учащихся, к которым относятся интеллектуальные умения, ложится вся нагрузка познавательной деятельности учеников. Это рабочий аппарат, инструмент, позволяющий учителю организовать процесс учения.

В некоторых программах для начальных классов по ряду учебных предметов сформулированы требования к объему знаний, умений и навыков по годам обучения; требования к качеству обучения остались не выделенными. Что касается интеллектуальных умений, то в программах по различным учебным предметам, в том числе по математике, не ведется речь ни об их качестве, ни о требованиях к их объему.

В пояснительной записке традиционной программы по математике имеются некоторые указания на формирование у младших школьников в процессе овладения конкретным содержанием «некоторых важных обобщений», на использование сравнения. На основе сравнения и одновременного, последовательного или перемежающегося противопоставления изучаются взаимосвязанные темы. О необходимости формирования интеллектуального умения планирования, позволяющего охватывать общие идеи, мобильно оперировать знаниями, речь не ведется.

Однако в ряде систем (система общего развития школьника Л.В. Занкова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина —В.В. Давыдова, системы «Гармония», «Школа 2100...») в программе по математике в большей или меньшей степени акцентируется внимание учителя на необходимости целенаправленной и систематической работы по формированию у младших

школьников целого ряда интеллектуальных умений.

Рассмотрим в качестве примера те из них, которые в большей степени ориентированы на реализацию развивающей функции обучения.

Система Л.В. Занкова направлена на общее развитие школьника, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Исходная задача в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова — обеспечить условия для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Можно увидеть, что в процессе освоения содержания данного курса математики происходит формирование у младших школьников соответствующих интеллектуальных умений, в том числе и планирования.

В программе по математике в системе «Гармония» Н.Б. Истомина также указывает, что в основе построения данного курса лежит концепция, основной целью которой является формирование у младших школьников интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение) в процессе усвоения математического содержания. Автор подчеркивает, что овладение ими обеспечивает не только новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

В рассмотренных системах уделяется большее внимание формированию интеллектуальных умений. Однако операционный состав этих умений, требования к их качеству остались не выделенными как в учебных программах, так и в методических пособиях по этим системам. В связи с этим вполне справедливо предположить, что система операций любого из интеллектуальных умений в процессе выполнения деятельности не будет актуально осознаваться детьми. Следовательно, само интеллектуальное умение не станет инструментом познавательной деятельности.

Исходя из изложенного, одно из важнейших направлений совершенствования начального образования, в частности математического, мы видим в целенаправленном формировании интеллектуальных умений.

Таким образом, проблема формулирования целей обучения математике продолжает оставаться актуальной. Очевидно, пришло время объединиться математикам, психологам, педагогам, методистам для ее решения.

Аннотация 2.

В статье автор описывает собственные методы реализации традиционной системы путем расширения ее функций с целью информационного и развивающего процесса получения знаний учащихся начальной школы.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Автор считает, что обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет недостаток, связанный с пассивностью учеников, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. Поэтому в своей практике она решила увеличить число самостоятельных работ, которые готовят учащихся к изучению нового материала и содержат новую для учеников информацию.

Автор статьи описывает виды работы, которые она использует в своей практике. Это работы, подготавливающие учащихся к изучению нового материала, работы, содержащие новую информацию, обучающая работа с объяснительным текстом и обучающая работа, в которой новая информация сообщается системой упражнений

Статья 2.

Морозова Любовь Павловна

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний - информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учеников надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтеня: “Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный”.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.

Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет, как мне кажется, недостаток, связанный с пассивностью учеников, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. При этом учащиеся, могут списывать с доски, ничего не понимая, отвлекаться или заниматься посторонними делами. Учитель же занят объяснением и в процессе этого может следить только за дисциплиной, а не за качеством освоения материала.

Анализируя свой опыт работы, сделала вывод, что при изучении нового материала примерно на 75% уроков преобладает усвоение учащимися готовых знаний; абсолютное большинство самостоятельных работ приходится на закрепление изготовленного материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Поэтому в практике своей решила увеличить число самостоятельных работ, которые:

· готовят учащихся к изучению нового материала;

· содержат новую для учеников информацию.

Одним словом, как можно шире применять обучающие самостоятельные работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...