Характеристика различных способов проверки решения задачи, выделение наиболее доступного для учащихся.
Проверка решения задач играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, активизирует мыслительную деятельность. Существует несколько способов проверки решения задачи: - составление и решение обратных задач. Согласно классификации (П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев) все многообразие простых задач на сложение и вычитание можно представить в виде трех циклов по три задачи в каждом цикле. Первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. После того, как дети познакомились с понятием "задача,"обратить их внимание на составление и решение обратных задач. Второй цикл – задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого. Третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин. - установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами. При проверке решения задачи этим способом выполняют арифметическое действие над числом, которое получается в ответе и одним из данных чисел. Если при этом получается другое данное число, то задача решена верно. - прогнозирование результата (Установление границ искомого числа – прикидка ответа). Применение этого способа состоит в том, что до решения задачи устанавливаются границы искомого числа. Проверка решения задач играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, активизирует мыслительную деятельность. Как наиболее доступный считается способ анализа решения данной задачи. У одного и того же ученика при различных обстоятельствах и на разных этапах обучения причины появления ошибки могут быть разными: невнимательность, несформированность вычислительных навыков, неумение анализировать ситуацию, описанную в задаче, отсутствие теоретических знаний. Если ребенок допускает ошибку, проводим анализ неверного решения, выясняем причину. Часто вот при этом анализе учащиеся проявляют высокую умственную активность. Такое обсуждение активизирует мыслительную активность, вырабатывает привычку не начинать решение задачи без глубокого осмысленного анализа.
Составить конспект урока по заданной теме ТЕМА УРОКА: Уменьшение числа на несколько единиц. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Познакомить детей с новым понятием «на …меньше». 2. Донести содержание понятий «на..больше, на.. меньше» с выходом на математическое понимание.(на осознание процесса) 3. Подвести к пониманию математического способа нахождения числа. 4. Научить находить математическим способом «на..больше, на…меньше» 5. Обучать приёмам самоконтроля и самопроверки. 6. Обучать приёмам коллективной и индивидуальной работы. 7. Воспитывать у детей целенаправленную работу мысли, воспитывать стремление показать свою работоспособность, побуждать их к поиску. ХОД УРОКА. -Дети вы любите открывать тайны? -Сегодня мы отправимся в научно исследовательскую лабораторию. Я- профессор, а вы мои юные коллеги и вместе с вами мы будем открывать математические тайны. - Но, самое главное, вы должны быть внимательными, наблюдательными и поделитесь своими открытиями. (Одеваю шапочку) На полотне у меня круги. Возьмите карандаши. В тетради найдите.* -Нарисуйте столько же -Сколько нарисовали? Рядом запишите -6 -Во втором ряду надо нарисовать на 1 кружок больше. -Сколько нарисовали? Рядом запишите-5 -Что значит на один больше? ВЫВОД. Это столько же да один. Вызываю детей. Даю корзины. -Внимательно рассмотрите. - Как вы думаете, одинаковое количество конфет у девочек? Ваши версии. -У кого другое мнение.
-Давайте попробуем разобраться. -Попробуйте доказать свою версию. Почему? (Если трудно даю подсказку) – обратите внимание на слова «меньше» «больше» -Что значит «меньше»?(Уменьшить) -Что значит «больше»? (Увеличить) -Как записать, сколько конфет в корзине. Пишу на доске. 7+2 правильно Это столько же да ещё 2. столько же да без двух. (Вешаю корзинки над записями) -Попробуем доказать используя № ряр чисел. В корзине 8 конфет да ещё 2. -Двигаемся по № ряду куда? Вправо В корзине 8 конфет,но без двух -Двигаемся по № ряду куда? влево -ПРОВЕРИМ нашу версию ПО УЧЕБНИКУ Показываю. -Прочитайте что написано темным шрифтом.(Вместе) -Прочитайте несколько раз. -А без двух сколько уберём? А без шести? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Возьмите карточку. -Давайте найдём значение выражения, записанного на доске 8+2 Двигаемся куда. Как это сказать научно? 8-2 УВЕЛИЧИТЬ на 2 УМЕНЬШИТЬ на 2. Сколько получили? Вывод: НА 2 меньше- это столько же да ещё 2 На 2 меньше – Это столько же… ФИЗМИНУТКА. Мы отдыхаем и помогаем своему организму. СПИРАЛЬКА. Используя наше открытие попробуем найти значение выражений, записанных на доске. САМОСТОЯТЕЛЬНО. (Проверка) Кладём руки на голову. При решении вы использовали №ряд А как нам найти значение таких выражений. Озвучим процесс действий. 8-3+2 7+2-6 -Я ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНА ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ. ФИЗМИНУТКА ТИШИНЫ.(Закрыли глазки и себя похвалили, я умница, я помощник.) РАБОТА С ЗАДАЧЕЙ. -Прочитаем. -Что представили? -Какие треугольники нарисовала Валя? -Сколько красных треугольников? 5. -Нарисуем в тетрадь. -А что сказано про синие? -Что значит на 2 меньше? -Значит сколько нарисуем сначала? -А как показать без двух? -Какое математическое действие нам поможет записать выражение? Попробуйте сами записать решение. Проверьте. 5-2 -Найдите значение данного выражения. -Проверим по № ряду чисел. -У кого так – покажите руками. А теперь возьмите полоску. переверните её, рассмотрите и продолжите закономерность. (Собираю) ИТОГ УРОКА. -Какой момент урока вам больше всего понравился? А теперь нам осталось поработать волшебниками. Закроем глаза и признесём волшебные слова. Снип, снап, снуре. Я очень довольна вашей помощью. Я видела, что все дети хотели мне помочь.
Задание 4 Составить список литературы по теме: " Домашняя работа учащихся в процессе обучения математике". 1. Болотова А.В, Бирюкова И.А. В математическую копилку // Начальная школа. – 2006. - №10. – с.67 2. Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Смоленск, 2001. № 307, 312. 3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2001. С. 54. 4. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики // Начальная школа. – 2006. - №5. – с.41. 5. Пышкало А.М., Стойлова Л.П. и др. Домашняя работа учащихся в процессе обучения математике. М., 1974. С. 334–335. 6. Фаустова Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе// Начальная школа. – 2006. - №7. – с.70 7. Царева С.Е. Как научить учить математике? // Начальная школа. – 2006. - №6. – с.58 8. Яровая В.В. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах // Начальная школа. – 2006. - №4. – с.84 И написать аннотацию на 2 статьи из журнала «Начальная школа», отмечая наиболее интересные и практически значимые положения. Статья 1. Аннотация Автор статьи нацеливает учителя на проявление творческой активности, обнаруживание и развитие индивидуальных способностей, которые помогут впоследствии в самосовершенствовании. Образование, говорит автор статьи, в том числе и математическое, должно быть направлено, прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления. В настоящее время очень остро встал вопрос о необходимости четкого и полного определения в учебных программах требований к объему, качеству знаний, умений и навыков учащихся по каждому учебному предмету. А также к объему и качеству обобщенных познавательных умений. В данной статье также дается описание методик преподавания наиболее популярных систем начального школьного обучения, которые в большей степени ориентированы на реализацию развивающей функции обучения. В рассмотренных системах уделяется большее внимание формированию интеллектуальных умений. Как результат исследования автор отмечает, что одно из важнейших направлений совершенствования начального образования, в частности математического, мы видим в целенаправленном формировании интеллектуальных умений. Статья 1. Фаустова Н.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|