Цели, задачи и основные принципы государственной региональной политики.
Общими целями региональной политики являются: - создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; - относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное страте-гическое значение для государства; - максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны; - решение экологических проблем регионов. Достижение этих общих, стратегических целей достигается путем решения более частных задач, к числу которых относятся: - сокращение региональных различий в благосостоянии населе-ния; - обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста, приемлемого уровня доходов и занятости; - сглаживание пространственных различий; - поддержка слабых регионов; - перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны; - повышение конкурентоспособности регионов; - стимулирование экономической активности в отсталых, депрес-сивных, кризисных или недостаточно освоенных регионах и сдерживание, ограничение деловой активности в «перегретых» регионах, перенасыщенных производством, с неблагоприятной экологической обстановкой и т. п.; - «смягчение» противоречий между городом и деревней, решение проблемы урбанизации; - установление оптимального уровня соотношения общегосудар-ственного и регионального уровней управления; - решение национальных проблем; - рациональное размещение новых промышленных объектов и т. д. Принципы государственной региональной политики: - децентрализация, т. е. делегирование прав и обязанностей в области регулирования регионального развития местными органами государственного управления и самоуправления;
- приоритетность, т. е. концентрация усилий на решении наиболее важных проблем регионов; - субсидиарность, что предполагает вмешательство правительства в решение только наиболее сложных региональных проблем; - гибкость, связанная с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики; - партнерство, предполагающее тесное взаимодействие и сотруд-ничество высших органов государственного управления местного управления и самоуправления и всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики; - превентивность, обусловленная своевременным вмешательством государства в региональное развитие (до появления территориальных диспропорций); - перманентность, как постоянное, непрерывное и всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них; - прозрачность (открытость) государственной региональной поли-тики. Особенности маркетингового подхода в стратегическом управлении национальной и региональной экономикой, предприятием, другими экономическими системами. Конкурентоспособность региона (города) как экономическое явление. Конкурентоспособность региональной экономики—это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:
а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом;
б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры;
в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности;
г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов;
д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.
Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы. Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|