Значение отчетной информации для различных пользователей
Создание информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой целенаправленный подбор соответствующих показателей с целью использования их в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений. К информации, используемой в финансовом менеджменте, предъявляются определенные требования: - достоверность – реальность; проверяемость и документальная обоснованность; преобладание экономического содержания над юридической формой; нейтральность по отношению к пользователю;
Реальность означает, что информация не должна содержать ошибок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Преобладание экономического содержания означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются, прежде всего, с точки зрения их экономического содержания, даже если их юридическая природа предусматривает иную трактовку. Нейтральность означает, что информация не должна содержать пристрастных оценок и не делает акцент на удовлетворение интересов одной группы в ущерб другой. - уместность – своевременность, значимость и ценность для анализа; Своевременность означает соответствие информации периоду ее использования (ежедневная, за декаду, месяц, квартал, год). Если информация получена позже необходимого срока, она уже никак не может повлиять на принятие решения. - понятность означает простоту построения данных и соответствие определенным стандартам; - сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о его деятельности по нескольким отчетным периодам; - полнота информации означает ее состав в объеме, необходимом для принятия конкретных решений. В зависимости от источников образования информация, необходимая менеджеру, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три группы. Первая группа – это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводятся анализ и прогнозирование условий внешней среды, где будут осуществляться инвестиции, формироваться финансовая стратегия развития активов и капитала предприятия. Информационная база создается на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя:
- показатели макроэкономического развития: объем доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита и эмиссии денег, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка и др.; - показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию. Вторая группа – это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создается на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя: - показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка: виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объемы сделок и др., - сведения, характеризующие конъюнктуру денежного рынка: депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки и продажи, установленный коммерческими банками. Третья группа – это показатели, характеризующие деятельность партнеров и используемые для принятия оперативных управленческих решений. Целесообразно выделить следующие блоки информации: "Банки", "Страховые компании", "Поставщики продукции", "Покупатели продукции", "Конкуренты". Источником информации в этом случае служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес справки. Состав показателей по каждому блоку определяется конкретными целями финансового менеджмента, объемом хозяйственных операций и длительностью партнерских отношений. Показатели, формируемые из внутренних источников информации, можно подразделить на две группы. Первая группа – это показатели бухгалтерского учета предприятия, которые составляют основу информационной базы финансового менеджмента. К их преимуществам можно отнести: - унифицированность (позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы),
- регулярность формирования (не менее одного раза в квартал), - надежность (отчетность формируется на базе финансового учета, предоставляется внешним пользователем и подлежит внешнему аудиту). Информация, входящая в состав этой группы, включает показатели разделов баланса предприятия "Актив", "Пассив" и "Отчет о финансовых результатах и их использовании" (финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль; прибыль, на которую применяются льготные ставки налогообложения; данные о финансово-имущественном состоянии предприятия; сведения о движении фондов, использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, о наличии и движении основных фондов и нематериальных активов; нормативы собственных оборотных средств и др.). Вторая группа – показатели управленческого учета предприятия. Состав показателей и сроки их предоставления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. В общем виде эта информация может быть представлена по сферам и регионам деятельности, видам продукции, отдельным структурным единицам и подразделениям предприятия. Показатели второй группы используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики предприятия по отдельным аспектам его финансового развития. Создание информационной базы показателей из внешних и внутренних источников позволяет в конечном итоге создать целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную на принятие стратегических решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью. Однако в ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность: - оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных заинтересованным пользователям; - принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Это означает также, что для отражения потенциальных потерь или убытков предприятию нужно меньше оснований, чем для отражения потенциальных прибылей; - конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация была соотносима с уровнем доступа ее пользователя к управлению предприятием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|