Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение отчетной информации для различных пользователей




Пользователи Интересы Источники информации
Менеджеры предприятия Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений Внешняя информация Внутренние отчеты предприятия (управленческий учет) Бухгалтерская отчетность
Органы налогообложения Налогообложение Бухгалтерская отчетность Налоговая отчетность Данные внутренних проверок
Акционеры Оценка адекватности дохода степени рискованности сделанных инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов Бухгалтерская отчетность
Кредиторы Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов Бухгалтерская отчетность Специальные справки
Поставщики Определение наличия ресурсов для оплаты поставок Бухгалтерская отчетность
Покупатели Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность Бухгалтерская отчетность Периодическая печать
Статистические органы Статистические обобщения Бухгалтерская отчетность Статистическая отчетность
Служащие Оценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятия Бухгалтерская отчетность

Создание информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой целенаправленный подбор соответствующих показателей с целью использования их в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений.

К информации, используемой в финансовом менеджменте, предъявляются определенные требования:

- достоверность – реальность; проверяемость и документальная обоснованность; преобладание экономического содержания над юридической формой; нейтральность по отношению к пользователю;

Реальность означает, что информация не должна содержать ошибок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Преобладание экономического содержания означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются, прежде всего, с точки зрения их экономического содержания, даже если их юридическая природа предусматривает иную трактовку. Нейтральность означает, что информация не должна содержать пристрастных оценок и не делает акцент на удовлетворение интересов одной группы в ущерб другой.

- уместность – своевременность, значимость и ценность для анализа;

Своевременность означает соответствие информации периоду ее использования (ежедневная, за декаду, месяц, квартал, год). Если информация получена позже необходимого срока, она уже никак не может повлиять на принятие решения.

- понятность означает простоту построения данных и соответствие определенным стандартам;

- сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о его деятельности по нескольким отчетным периодам;

- полнота информации означает ее состав в объеме, необходимом для принятия конкретных решений.

В зависимости от источников образования информация, необходимая менеджеру, подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три группы.

Первая группа – это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводятся анализ и прогнозирование условий внешней среды, где будут осуществляться инвестиции, формироваться финансовая стратегия развития активов и капитала предприятия. Информационная база создается на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя:

- показатели макроэкономического развития: объем доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита и эмиссии денег, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка и др.;

- показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию.

Вторая группа – это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создается на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя:

- показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка: виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объемы сделок и др.,

- сведения, характеризующие конъюнктуру денежного рынка: депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки и продажи, установленный коммерческими банками.

Третья группа – это показатели, характеризующие деятельность партнеров и используемые для принятия оперативных управленческих решений. Целесообразно выделить следующие блоки информации: "Банки", "Страховые компании", "Поставщики продукции", "Покупатели продукции", "Конкуренты". Источником информации в этом случае служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес справки. Состав показателей по каждому блоку определяется конкретными целями финансового менеджмента, объемом хозяйственных операций и длительностью партнерских отношений.

Показатели, формируемые из внутренних источников информации, можно подразделить на две группы.

Первая группа – это показатели бухгалтерского учета предприятия, которые составляют основу информационной базы финансового менеджмента. К их преимуществам можно отнести:

- унифицированность (позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы),

- регулярность формирования (не менее одного раза в квартал),

- надежность (отчетность формируется на базе финансового учета, предоставляется внешним пользователем и подлежит внешнему аудиту).

Информация, входящая в состав этой группы, включает показатели разделов баланса предприятия "Актив", "Пассив" и "Отчет о финансовых результатах и их использовании" (финансовые результаты, использование прибыли, платежи в бюджет, затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль; прибыль, на которую применяются льготные ставки налогообложения; данные о финансово-имущественном состоянии предприятия; сведения о движении фондов, использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, о наличии и движении основных фондов и нематериальных активов; нормативы собственных оборотных средств и др.).

Вторая группа – показатели управленческого учета предприятия. Состав показателей и сроки их предоставления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. В общем виде эта информация может быть представлена по сферам и регионам деятельности, видам продукции, отдельным структурным единицам и подразделениям предприятия.

Показатели второй группы используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики предприятия по отдельным аспектам его финансового развития.

Создание информационной базы показателей из внешних и внутренних источников позволяет в конечном итоге создать целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную на принятие стратегических решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Однако в ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

- оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных заинтересованным пользователям;

- принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Это означает также, что для отражения потенциальных потерь или убытков предприятию нужно меньше оснований, чем для отражения потенциальных прибылей;

- конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация была соотносима с уровнем доступа ее пользователя к управлению предприятием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...