Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов.
В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО - крупнейший в Великобритании производитель оборудования для пекарен среднего, мелкого размера и: мини-пекарен. Фирма быта основана в 1926 г. Дейвидом Джонсоном и продолжает оставаться семейной компанией. Имеет дочерние компании в Дублине, Сингапуре, Токио, Нью-Йорке, Барселоне. Количество занятых на головном предприятии в Великобритании 250 чел. В 1991 г МОНО основало в Москве СП " Московский хлеб" - пекарню цикла объемом производства 2т муки в смену, количество занятых 20 человек в смену. Пекарня "Московский хлеб" уже к концу 1993 г. полностью себя окупила и вышла на достаточно большой объем прибыли при дневном обороте 12000 долларов США, и количестве продаж 10000 условных единиц изделий в сутки. Основываясь на опыте первой пекарни, руководство фирмы МОНО одобрило организацию второй пекарни, которая сконцентрируется на производстве хлебных изделий для обслуживания на бортах самолетов, вылетающих из аэропорта Шереметьево-2. Однако вовлечение в сферу производства хлеба отнюдь не содействует развитию рынка сбыта для самого оборудования - основной продукции МО-110, объем производства которой на головном предприятии в Великобритании при полной комплектации (10-20 агрегатов) составляет 250-300 единиц в год при средней цене 150000 фунтов стерлингов. Объем годового производства на существующих мощностях может быть доведен до 400-450 единиц. Руководство фирмы, возлагая определенные надежды на российский рынок, поставило задачу довести объем продаж до 400 единиц в год, 100 из которых должны продаваться в России.
Фирма ПЮРАТОС основана в 1919г. семей Ван Белл в Брюсселе. Она - крупнейший в Европе производитель улучшителя хлеба - биохимического соединения жиров, сахара, энзимов, эмульгаторов и аскорбиновой кислоты, повышающего потребительские качества хлеба (вкус, аромат, срок хранения в свежем виде, мягкость, пористость, цвет, хрустящие свойства) и промышленные качества теста. Улучшитель используется абсолютно во всех видах хлебопродуктов на Западе. Головное предприятие ПЮРАТОС, на котором выпускается основная масса улучшителя в Европе, находится под Брюсселем. Распределительная сеть охватывает более 65 стран мира на всех континентах. Производственная сеть состоит из тридцати заводов в Европе, Северной и Латинской Америке, Африке (ЮАР) и Азии. Крупнейшие из них "Бельколад" под Брюсселем (кроме головного завода), 'Т50СГ в Барселоне, а также в Букингеме (Великобритания), Зевенбергене (Нидерланды), Маргареттен-Моосе (Австрия), Синтре (Португалия), Чери Хил (США), Мехико. На предприятиях ПЮРАТОС в общей сложности занято около 5000 человек, годовой объем выпуска улучшителя на головном заводе - 25000 т, в год при средней цене 2,5 немецких марок за килограмм, годовой оборот головного предприятия достигает 62500000 немецких марок. Товарный ассортимент фирмы состоит из более чем десяти основных видов улучшителей, кондитерских глазурей, подсолнечного масла, смеси для мороженого, заварных кремов, в том числе малокалорийных, малокалорийного заменителя взбитых сливок; кулинарного шоколада. На российском рынке ПЮРАТОС ведет деятельность уже около десяти лет. Первоначально деловые контакты были сравнительно успешно установлены с Министерством хлебной промышленности СССР. Сейчас старые связи после двухлетнего перерыва возобновились. Министерство хлебной промышленности ежеквартально закупает 20 т. улучшителя. Кроме того, около 1т улучшителя в месяц закупается СП "Московский хлеб". Таким образом, объем продаж в России на сегодняшний день составляет 200000 марок в год. Вполне естественно, что руководство фирмы намерено увеличить объем продаж в России.
Идея проекта состоит в создании полного франчайзинга оборудования ВХ, производимого МОНО в Москве. Система ВХ - одна из систем типа "Бекофф" (BAKEOFF), используемых на Западе. Концепция "Бейкофф" появилась впервые в Великобритании в начале 80-х, и смысл ее заключается в выпечке хлеба, если не на глазах покупателя, то, по крайней мере, за несколько часов до его приобретения. Оборудование печи, расстойные шкафы, шкафы-хранилища -располагаются непосредственно за прилавком-витриной, который одновременно служит термосом для сохранения температуры горячего, только что выпеченного хлеба. Для охлаждения хлеба требуется около 3 часов. Система устанавливается непосредственно в торговом зале супермаркета или внутри магазина-булочной. Общая минимальная занимаемая площадь 12,5м2 (2,5 х 5). Максимальная производительность при стандартной комплектации (две восьмиуровневые печи ВХ BAKETRONIC) 400кг (1000 стандартных булочек) хлеба за восьмичасовой рабочий день. Функциональный смысл системы - в осуществлении заключительной стадии производственно-потребительской цепочки изготовления и распространения хлеба, а именно: конечный расстой, выпечка, декор, продажа. Начальные операции (складирование ингредиентов, замес, раскатка, начальный расстой), наиболее трудоемкие и громоздкие, осуществляются на отдельном производстве, которое берет на себя обслуживание целой сети систем "Бейкофф". Отношения между каждой отдельной системой "Бейкофф" и первичным производством строятся на принципе покупатель - продавец. Необходимость разделения в процессе вытекает из концепции максимального приближения товара к потребителю в его лучшем качестве -"только что из печки". Поскольку в большинстве торговых точек либо невозможно, либо нецелесообразно устанавливать пекарни полного цикла, идеальным решением может служить "Бейкофф".
Разделение стадий производства в пространстве и связанная с этим необходимость транспортировки, а также необходимость автономности каждой отдельной системы "Бейкофф" определили промежуточную дополнительную стадию технологического процесса - замораживание-размораживание. Тесто перед транспортировкой с первичного производства в магазин "Бейкофф" замораживается до температуры - 18°С, перевозится, складируется в термоизолированном шкафу-хранилище, что обеспечивает достаточное время хранения теста в необходимой фазе расстоя. Непосредственно перед выпечной тесто подается в расстойный шкаф, где размораживается и подходит. Такая технология требует не только дополни- тельного оборудования (морозильные камеры на первичном производстве), но и особого состава теста, который мог бы переносить значительные температурные колебания без ущерба вкусовым качествам. Именно такая добавка - улучшитель КИМО и была разработана ПЮРАТОС. К тому же должна быть идеально отлажена система транспортного сообщения между первичным производством и системой "Бейкофф". Таким образом, проект состоит из создания торгово-технического центра по продаже, допродажного и послепродажного (гарантийного) технического обслуживания систем "Бейкофф", учебного центра по обучению работе с "Бейкофф" и улучшителями, производства замороженного теста и транспортного подразделения. Для принятия решения о начале проекта было фактически проведено комплексное рыночное исследование, состоящее из исследования рынка конечного продукта и исследования рынка оборудования, поскольку проект предполагает продажу систем "Бейкофф" и обслуживание их, т.е. продажу замороженных полуфабрикатов для использования в этих системах. Анализ рынка. Рынок хлебопродуктов - один из самых неэластичных рынков и к тому же самых емких рынков продуктов питания. В Великобритании, например, объем продаж достигает 30 млрд. фунтов стерлингов в год. Развитие рынка в России определяется микроэкономической тенденцией отставания темпов уменьшения покупательной способности рубля от темпов инфляции. Это обусловливает рост емкости российского рынка и проявляется в уменьшении покупательной способности иностранных валют на российском рынке.
За шесть лет паритет покупательной способности доллара США по потребительской корзине уменьшился в России в три раза. Прогнозируемая тенденция состоит в дальнейшем относительном росте покупательной способности рубля в четыре-пять раз в последующие пять-шесть лет, т.е. в увеличении платежеспособности спроса на одну треть (33%) в год. Поскольку емкость рынка в натуральном выражении хлебопродуктов ограничена, негибка и достаточно постоянна (неэластичный спрос на товар), рост платежеспособности не будет вести к увеличению количества приобретаемого товара, однако будет существенно меняться ассортимент хлебопродуктов: значительно расширяться за счет предложения более изысканных и более дорогих изделий (с 0,2 долл. США в настоящем до оценочного уровня 0,7 долл. через пять лет). Одновременно с расширением предложения ассортимента будет расти конкуренция со стороны уже существующих производителей качественных хлебопродуктов и вновь создаваемых предприятий. Так, уже 50% рынка качественною хлеба в Москве приходится на фирмы: "Австрийская пекарня", "Немецкая пекарня", "Швейцарская пекарня", "Монреальский хлеб", остальная доля - пекарня "Московский хлеб". Однако конкуренция не ощущается - пекарни работают на полных мощностях, и рынок высококачественного хлеба далек от насыщения. Из-за отсутствия конкуренции уровень цен на этом рынка несколько завышен. Например, "Московскому хлебу" из-за большого количества заказов в ноябре 1993 г. пришлось увеличить отпускные цены с 90 центов до 1 долл. 10 центов, что довело розничную цену до 1 долл. 55 центов. На этом примере можно проследить присущую российскому рынку специфику всепоглащаемости. Часть потребителей предпочитает заплатить в десять раз большую цену за действительно качественный товар - индивидуально упакованный и уже нарезанный хлеб, соответствующий западным стандартам по вкусовым и потребительским характеристикам, чем приобретать традиционный местный батон. Отметим, что цена 1 долл. 50 центов в два-три раза превышает среднеевропейский уровень - 50-80 центов за 400-граммовый хлеб. Сегмент рынка для такого хлеба состоит из потребителей с месячным доходом более 500 долл. США, регулярно совершающих покупки в валютных супермаркетах. Ориентировочный объем годовых продаж через системы "Бейкофф" в соответствии с планом установки самих систем из расчета 300 кг. в день на одну систему составит: 900 т. хлеба - через год, 3600 т. - через два года, 9000 т. -через три года, 27000 т. - через пять лет Или около 27000 т. - через пять лет. Или около 2 млн. долл. через год, около 7500000 долл. -через два года, около 20000000 долл. - через три года, около 60000000 долл. - через пять лет. Из них 50% - оборот розничной сети, 50% - оборот начального производства замороженного теста.
Потенциальный рынок для оборудования "Бейкофф" в Москве состоит из 190 универмагов и гастрономов и 750 мелких булочных. При цене системы стандартной комплектации 50000 долл. годовой объем продаж составит 500000 долл. в первый год, 1500000 долл. -за второй год, 3000000 долл. - за третий, 5000000 долл. - за четвертый и пятый годы. Учитывая особенности российского рынка, продажи в течение первых двух лет планируются на условиях отсрочки полной выплаты стоимости оборудования на шесть месяцев. Ситуация осложняется характером приватизации в Москве, где торговые точки переходят в собственность трудовых коллективов, не имею- щих доступа к банковским кредитам и не обладающих какими-либо существенными собственными средствами. Однако на первоначальном этапе планируется изучить возможность продавать оборудование фирмам или предпринимателям, которые будут строить свои отношения с собственником помещения на условиях аренды. Будет изучена возможность представления технического центра для осуществления предпродажного и гарантийного обслуживания систем "Бейкофф". Наряду с системами будут предложены к продаже средние, мелкие и мини-пекарни - также продукция МОНО. При успешном осуществлении проекта объем продажи улучшителя компанией ПЮРАТОС только для систем "Бейкофф" составит 180 т. в год, или около 500000 марок. Общий объем первоначальных инвестиций составит 1,5-2 млн.долл. Срок окупаемости - около двух лет.
Вопросы и задания: 1.Проанализируйте исходную информацию и сформулируйте мотивы и цели выхода фирм МОНО и ПЮРАТОС на российский рынок. 2. Как можно позиционировать систему "Бейкофф" на российском рынке? Каковы ее недостатки? 3. Охарактеризуйте целевые сегменты на российском рынке хлебопродуктов и систем "Бейкофф". 4. Разработайте ценовую и товарную стратегии для фирм МОНО и ПАРАТОС на пятилетнюю перспективу. Дополнительные вопросы: 1. Какие основные методы ценообразования попадают под регулирование со стороны государства? 2. Оцениваете ли Вы установление минимальных закупаемых партий как несправедливое ущемление интересов мелкооптового покупателя? Обоснуйте ответы. 3. Объясните преимущества дифференцирования цен для обоих партнеров по договору. Задачи и упражнения: Задача 1. Затраты фирмы на сбыт товара "А" составили 280 тыс. условных единиц. Причем затраты распределены следующим образом: 210 тыс. усл. ед. – оплата труда сбытовиков, 70 тыс. усл. ед. – транспортные затраты по сбыту товаров. Фирме удалось сбыть товаров группы "А" 30 единиц по цене Определите коэффициент реагирования клиентов на коммерческое обращение фирмы. Задача 2. Определите рентабельность сбыта фирмы, если известно, что затраты на сбыт продукции составили 215 тыс. усл. ед. Выручка от реализации товаров фирмы составила 256 тыс.усл.ед. Прибыль фирмы составляет 13% от суммы выручки. Задача 3. Определить эффективность сбытовой политики предприятия, если известно, что транспортные издержки составили 250тыс.усл.ед., оплата труда сбытовиков - 135 тыс.усл.ед. Объем продаж товаров данной фирмы составил 397,5 тыс.усл.ед. Kpеar.=V/3 Задача 4. Имеются: фирма-производитель; фирма-оптовик; фирма-розничный торговец-покупатель; Издержки производства единицы продукции 1250 усл. единиц. Стоимость услуг оптовика на единицу продукции 175 усл.ед. Стоимость услуг розничной фирмы на единицу продукции -280усл.ед. Ожидаемая прибыль для каждого участка канала распределения -17% от себестоимости. Постройте схему канала сбыта и определите цену, по которой приобретет товар покупатель. Задача 5. Если Вам необходимо было нанять работника в службу сбыта, то кого бы Вы предпочли и почему? - коммивояжера; - торгового агента. Задача 6. Коммивояжер получает комиссионные в размере 3%, твердую часть вознаграждения в размере 9000 руб. и ежемесячную 6000 руб. на покрытие накладных расходов. Расходы по содержанию персонала составили 60% твердой части вознаграждения. Торговый представитель получает комиссионное вознаграждение в размере 5%. Определите, начиная с какого размера месячного товарооборота, выгодно нанимать на работу коммивояжера? Ситуационная задача. Американская компания, производитель недорогой обуви, приняла решение о выполнении возможности выхода на индийский рынок. По результатам кабинетных исследований выяснилось, что в Индии розничная торговля обувью находится в основном в руках независимых торговцев, которым принадлежит около 60% розничной торговли в городах и около 90% в сельской местности. Около 40% городской торговли обувью осуществляется через магазины различных компаний. Объем продаж в сельской местности значительно ниже из-за бедности населения. Конкуренция на индийском рынке обуви наблюдается в основном между.национальными фирмами, причем они поставляют обувь достаточно высокого качества лишь в городские регионы. Роль иностранных фирм на этом рынке пока не столь уж заметна и в целом по качеству обувь американской компании значительно выше, чем продукция большинства других фирм. Изучая возможности транспортировки, служба маркетинга компании пришла к заключению, что воздушные перевозки из-за высокой стоимости фрахта самолета значительно повысят продажную цену обуви, поэтому предпочтительнее доставка морем, из Нью-Йорка до Бомбея. Из-за ограниченности объема оборотного капитала у индийских оптовиков придется оплачивать транспортировку и проводить инвентаризацию товара до поступления его на склад оптовика. После размещения на складе индийский оптовый торговец сможет отгружать товар другим независимым оптовикам или розничным торговцам по мере поступления заказов. Сети сбыта бомбейских оптовиков покрывают большую часть индийского рынка. Продажи производят как другим оптовикам, так и розничным торговцам пятнадцати крупнейших городов Индии. Обычный магазин в городском регионе представляет собой место повышенного интереса, поскольку у подавляющего большинства покупателей нет возможности добраться до других магазинов вне места их проживания. Самообслуживание в магазинах используется редко. В мелких магазинах обычно один служащий ожидает покупателя, другой выписывает счет, а третий упаковывает товар. Причем последнее не всегда имеет место. Компания, получив лицензию на экспорт в Индию, провела переговоры с одним из бомбейских оптовиков. Однако до принятия окончательного решения президент компании считает, что необходимо более детально изучить все спорные вопросы сбыта, которые могут оказаться важными для компании. Вопросы и задания: 1. Какие типы каналов сбыта были выбраны специалистами компании и является ли этот выбор наилучшим? 2. Какие характеристики сбытовой сети следовало бы использовать при оценке возможных деловых отношений компании с бомбейскими оптовиками? 3. Какие вопросы могут оказаться наиболее сложными при управлении каналами сбыта и как ими следует управлять? Задачи и упражнения: Задача 1. Затраты на размещение рекламы нового товара составили: 30 тыс.усл.ед. - за размещение на телевидении; 7 тыс.усл.ед. - за размещение в прессе. Объем продаж нового товара после проведения рекламной компании возрос на 6% и составил 59,5 тыс. усл.ед. Определите эффект от рекламы данного товара. Задача 2. Выберите наиболее эффективный вариант рекламной компании:
Цена единицы товара 21 тыс.усл.ед. Обоснуйте Ваш выбор, сделайте выводы. Ситуационная задача 3. Подготовить информацию для проведения рекламной компании. Фирма - изготовитель автомобилей (велосипедов, холодильников, швейных машин, пылесосов) обратилась в рекламное агентство с заказом на проведение рекламной компании на зарубежном рынке (Вост. и Зап. Евр., США, Сев. Афр.). С целью получить информацию, необходимую для организации эффективной рекламной компании, рекламное агентство проводит опрос фирмы с помощью опросного листа. Опросный лист 1. Официальные реквизиты: - полное наименование и адрес фирмы, производящей товар; - контактные средства связи. 2. Основные цели предстоящей рекламной кампании: - коммерческая реклама для прямого увеличения продаж рекламируемой продукции; - кампания "паблик рилейшнз" для поднятия престижа продукции и (или) фирмы-производителя; - иная цель. 3. Полное наименование рекламируемой продукции. 4. Область применения продукции: - оптимальное применение продукции; - уникальное применение; - потенциальное применение. 5. Основные функциональные свойства рекламируемой продукции. 6. Основные технико-экономические свойства рекламируемой продукции: - физический принцип действия; - производительность; мощность, скорость и другие технические параметры; - масса, габариты, форма; - особенности эксплуатации; - энергоемкость, экономичность в эксплуатации, срок окупаемости; - надежность, срок службы; - экологические особенности технологии; - безопасность производства и эксплуатации. 7. Уникальные свойства рекламируемой продукции; 8. Аналоги рекламируемой продукции. 9. Преимущества рекламируемой продукции перед отечественными и (или) зарубежными аналогами. 10. Недостатки рекламируемой продукции в сравнении с отечественными и (или) зарубежными аналогами. 11. Экономический (или иной) положительный эффект, получаемый потребителем от эксплуатации рекламируемой продукции. 12. Стоимость продукции (оптовая, розничная), виды скидок и льгот. 13. Патентная защищенность рекламируемой продукции: - авторские свидетельства на изобретения; - патентование за рубежом; - свидетельства на промышленный образец; - защита элементов фирменного стиля. 14. Возможность открытого опубликования полученной информации в рекламных обращениях. 15. Иллюстрационные материалы по рекламируемой продукции. 16. Результаты маркетинговых исследований фирмы-производителя. 17. Перечень "престижных" потребителей. Их отзывы о рекламируемой продукции. 18. Реальный и максимальный объем продаж рекламируемой продукции. 19. Перечень потенциальных потребителей рекламируемой продукции. 20. Имеющиеся элементы фирменного стиля фирмы-производителя рекламируемой продукции. 21. Если элементы фирменного стиля отсутствуют, то нуждается ли фирма-заказчик в их разработке (в рамках подготовки рекламных компаний). 22. Экспорт рекламируемой продукции: - реальный объем и направление; - потенциальный объем и направление. 23.Экспортное наименование рекламируемой продукции. 24. Участие фирмы-производителя в благотворительной деятельности. 25. Перечень уже имеющихся рекламных материалов и проведенных рекламных мероприятий. 26. Предполагаемый рекламный бюджет. 27. Желательная степень непосредственного участия фирмы-производителя рекламируемой продукции в предполагаемой рекламной деятельности. 28. Желательные сроки проведения рекламной кампании. Вопросы и задания: Группа студентов разделяется на две команды. Каждая команда разрабатывает информацию для рекламного агентства. Затем одна из команд представляет свою информацию другой команде, которой предстоит выполнить роль рекламного агентства, и наоборот. Каждая команда должна: 1. Выбрать товар и рынок (из предложенных выше). 2. Выбрать из опросного листа те позиции, которые по ее мнению соответствуют выбранной задаче, и представить информацию агентству. 3. Используя предложенную информацию, выбрать средство распространения рекламы, вид рекламы и разработать ее содержание. 4. Дать оценку работы агентства и степени полноты информации, которую ему представил рекламодатель. Задания и ситуации: 1. Практика показывает, что ряд ведущих компаний по производству бытовой техники сталкивается с замедлением сбыта и ростом конкуренции. Дайте рекомендации, в каких стратегических направлениях могли бы двигаться фирмы, используя сетку развития товара и рынка:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Виттек Г. Предложение товаров как фактор спроса: Пер. с нем. – Рынок, 1987, № 4. – С.6-9. 2. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха. Маркетинг (сто вопросов – сто ответов) – М.: Международные отношения. 1990. 3. Ерохина Л.И. Основы организации предпринимательской деятельности. Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов. Изд. дом “Довгань”, 1995. 4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. – М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, ноябрь 1995. – 702 с. 5. Орлов А.В. Управление спросом и предложением товаров. – М.: Экономика, 1983 – 208 с. 6. Пелих А.С. Бизнес-план. – М.: “Ось-89”, 1997. –96 с. 7. Савруков Н.Т. Основы маркетинга. – Л.: Политехника, 1991. – 98 с. 8. Севрук М.А. Система маркетинга /социально-экономический анализ, компьютеризация. –М.: МГУ, 1992. – 200 с. 9. Справочник директора предприятия /Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 704 с. 10. Современный маркетинг. /Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Алькова Е.Э. Под ред. Хруцкого. – М.: Финансы и статистика, 1991. 11. Эванс Д., Верман. Маркетинг. – М.: “Экономика”, 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|