Рекомендации по исследованиям на моделях
Сочетание системного анализа, интерактивности и динамики позволяет студентам почувствовать себя участниками творческого процесса построения экономических моделей и принимать управленческие решения в ходе выполнения комплекса экспериментов [14]. Проведение работ с использованием тренажеров позволяет имитировать социально-экономические процессы, помогает практически освоить рычаги государственного или внутрифирменного регулирования, а значит, и облегчает применение полученных знаний, и расширяет исследовательские возможности. Многообразие и динамика ситуаций снижает детерминированность модели, приближая ее к реальности. На основе экспериментов, анализа и оценки текущей и перспективной хозяйственной ситуации студенты учатся принимать эффективные самостоятельные решения. Интерактивные технологии обучения дают возможность сочетать проблемное и ситуационное моделирование, игровые процедуры, многовариантность и альтернативность в решении конкретных социально-экономических задач; Подобные технологии становятся не просто еще одним средством обучения, но качественно новой его технологической основой – средством, позволяющим расширить творческий потенциал и повысить производительность в самом широком смысле слова. Студент осваивает на примерах модель – программную базу тренажера, затем выполняет задания работы, которые предназначены для закрепления изученного теоретического материала и получения новых знаний. Обучающийся осуществляет управляющие воздействия на исследуемые процессы и наблюдает за динамикой их изменений на графиках. Результаты работы с моделью представлены также в табличной форме. Все графики и таблицы нужно вывести на принтер для печати.
Задания в лабораторных практикумах предназначены для изученного теоретического материала и получения новых знаний в ходе работы с имитационной моделью. Так, например, в задании тренажера «Механизм ценообразования» студент исследует, как динамика цены, объёмов спроса и предложения на рынке зависит от функций (кривых) спроса и предложения, которые он изменяет самостоятельно. Кроме исследовательских заданий, имеются задачи, в которых рассматриваются конкретные ситуации, они также служат для закрепления пройденного материала и контроля обучающегося. Однако и здесь обучающийся не просто меняет начальные условия и получает результат в виде цифр и графиков. Например, в задаче на модели «Механизм ценообразования» в ходе решения студент самостоятельно приходит к выводу, что государственная политика стимулирования покупательского спроса выгоднее, чем дотации производителям, как для самих предприятий, так и для потребителей. Последовательность действий студента. Вы задали ряд переменных, запустили программу и наблюдаете на графиках за развитием процесса, и, например, через одну треть или одну четверть срока приостановили процесс. Подумали и внесли управляющие воздействия. Это может быть увеличение инвестиций в энергосбережение или в рост вложений или в производительность труда; возможно это смена поставщика в практикумах по ценообразованию и т.п. После ввода изменившихся исходных данных, и нажатия кнопку «Пуск», Вы продолжаете следить за процессом и анализировать его текущее состояние вместе с предысторией. Обучающийся анализирует свои действия: не поздно ли он принял управленческое решение, достаточны ли внесённые коррективы, или, наоборот, чрезмерны и влекут за собой лишние затраты и т.д.
Читайте также: I. Методические рекомендации. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|